Кейрон Карлсон

В некоторых районах США до 20% средств, которые компании ежемесячно платят по телефонным счетам, приходится на налоги федерального правительства и штата. Взимаются они для того, чтобы в соответствии с давней практикой обеспечить население универсальной и доступной базовой телефонной связью.

Такая политика находит поддержку среди большинства законодателей, однако корпоративные пользователи все чаще ставят под вопрос необходимость этих поборов. И Вашингтон начинает прислушиваться к их голосу.

“Это самый настоящий налог, хотя конгресс может позволить себе налогом его не называть, - уверен Джон Файк, член совета директоров Международной ассоциации дальней связи, объединяющей в своих рядах активных корпоративных пользователей. - Деловые пользователи готовы вносить свою долю в развитие универсального доступа к телефонной связи, но скрытому налогу, как мне кажется, они предпочли бы прямое финансирование в процессе торговых сделок”.

Этой проблеме было посвящено закончившееся недавно исследование. Оно проводилось с участием операторов местной и дальней связи, федеральных законодателей и властей штатов, обслуживающих потребителей адвокатов, ученых и политиков. Как показали полученные результаты, нынешняя система едва ли сможет соответствовать перспективному спросу на услуги.

Исследователи рекомендовали законодателям рассмотреть другие возможности финансирования, включая обычные налоги, налоги на линии связи, выплачиваемые всеми пользователями, а также акцизный телефонный сбор, против которого так активно выступает отрасль.

Так называемая политика универсального обслуживания зародилась еще в первой половине XX века. Она была разработана для того, чтобы обеспечить всем американцам недорогой доступ к обычной телефонной сети. Закон о связи 1996 г. расширил рамки этой программы: охватив школы, библиотеки и сельские медицинские учреждения, она помогала им выходить в Интернет. В нее было включено также базовое телефонное обслуживание населения в районах с высокой стоимостью жизни и семей с низким уровнем доходов.

Операторам дальней связи данная программа только в прошлом году обошлась в 5 млрд. долл. - но эту сумму в конце концов заплатили сами пользователи.

Конечно, операторов никто не заставляет взваливать оплату универсального телефонного обслуживания на клиентов, но они это делают, порой повышая тарифы за телефонные звонки на целых 12%.

За льготы приходится платить и тем операторам, которые обеспечивают связь между штатами. Для них такая доплата принимает форму повышенных тарифов за доступ в сети локальных телефонных компаний, куда подключены конечные абоненты. Год назад Федеральная комиссия по связи (ФКС) утвердила предложение отрасли о преобразовании скрытого субсидирования - а это около 650 млн. долл. - в открытое, для чего предполагалось снизить тарифы доступа, но повысить абонентную плату за обслуживание жилых помещений на местах. Однако постановление ФКС было опротестовано в суде на том основании, что предложенное повышение (с 1 июля 2003 г. тарифы должны были возрасти на 6,5 долл.) принесет больший доход, чем необходимо для компенсации нынешних субсидий. Решение по этому делу все еще не принято.

Пока государственные органы пытаются упростить запутанный механизм поддержки, начинают раздаваться голоса о выводе программы универсального доступа за рамки обычной телефонной связи. Однако специалисты предупреждают: в этом случае придется решать целый ряд вопросов на законодательном уровне. Наиболее сложной проблемой грозит стать определение параметров такого доступа. “Если в универсальное обслуживание будет включен доступ в Интернет, то какая потребуется пропускная способность?” - спрашивает уже упоминавшийся Файк. И сам же отвечает: “Она должна быть достаточной для потокового видео”.