Э-КОММЕРЦИЯ

Российский холдинг в области Интернет-торговли прибирает к рукам конкурента

Конец весны оказался в Рунете на редкость бурным. Смуты в “Рамблере” и Actis Systems, проблемы ряда агентств Интернет-рекламы и наконец передача книжного Интернет-магазина 24x7, принадлежащего холдингу Port.ru, под управление холдинга eHouse. Если ситуация с рекламными агентствами была более-менее предсказуема (на этом рынке их и так слишком много, а новые игроки из числа офлайновых агентств все прибывают), конфликтом акционеров тоже никого не удивишь, то события вокруг 24x7 весьма интересны.

Согласно официальной версии, Port.ru передал все активы 24x7 во временное управление eHouse, но при этом сохранил за собой права на торговую марку и будет по-прежнему участвовать в развитии этого магазина, размещая его рекламу на своем портале. eHouse обязался в течение двух лет вести всю организационную работу: обслуживать и развивать аппаратную платформу, управлять логистикой, поддерживать клиентскую службу, но при этом он получил все права на генерируемую магазином прибыль. Все службы 24x7 будут интегрированы с соответствующими структурами eHouse.

Обеим сторонам сделка сулит определенную выгоду. Так, Port.ru избавляется от непрофильного бизнеса. К тому же, по словам президента этой компании Евгения Голанда, 24x7 всегда был убыточен, что диктовалось желанием поддержать высокий темп его развития. Магазин долгое время держал низкие цены за счет дотаций, а также тратил много денег на свой промоушн. “Если кто-то может сделать эту работу [т. е. текущее управление] лучше, чем мы, то мы готовы передать ее на аутсорсинг”, - заявил г-н Голанд.

Можно также добавить, что 24x7 создавался в прошлом году компанией Netbridge (влившейся в Port.ru в феврале) в спешке, в результате чего технические решения, лежащие в его основе, оказались крайне неудачны. У Port.ru при нынешнем положении дел с инвестициями в Интернет просто нет средств на переделку магазина.

Выгоды холдинга eHouse также очевидны: один из основных конкурентов его книжного магазина “Болеро” не просто исчезает, как, скажем, “Аркадия.ру”, а становится союзником. Вместе с этим оборот eHouse в области торговли книгами увеличится на 43 тыс. долл. в месяц, достигнув, как было заявлено, 127 тыс. долл. в месяц. Представители холдинга оценили оборот своего главного конкурента, магазина “оЗон”, в 146 тыс. долл., хотя сам “оЗон” называл цифру примерно в полтора раза большую. В оперативно выпущенном после заявления eHouse пресс-релизе руководители “оЗона” указали, что его месячный оборот только на российском рынке в апреле увеличился на 121% по сравнению с тем же периодом прошлого года; продажи за рубеж также устойчиво растут.

По словам Владислава Улендеева, генерального директора eHouse, это слияние экономически крайне выгодно, так как позволит устранить дублирующие структуры - 24x7 при этом станет прибыльным практически автоматически. Вероятно, что увеличение оборота в среде книжной торговли повысит эффективность механизма перераспределения денежных потоков между разнопрофильными магазинами eHouse, а значит, и общую прибыльность бизнеса.

Г-н Улендеев также сообщил, что предложения совершить подобное слияние были сделаны холдингом и ряду других книжных магазинов, например магазину “Аркадия” незадолго до его закрытия. В ближайшее время намечается предпринять новые шаги по сближению с Port.ru, в частности устранить дублирование контентных редакций в некоторых областях.        

Комментарий Александра Егорова, генерального директора компании “Рексофт” *1

_____

*1 Компания “Рексофт” - технологическая и не является конкурентом eHouse, однако Александр Егоров входит в совет директоров магазина “оЗон”.

В прогнозе на 2001 год (см. PC Week/RE, № 48/2000, с. 21) я писал, что до 80% “старых” проектов потерпят неудачу и будут либо закрыты, либо серьезно реструктурированы (останутся только брэнды), лидеры же упрочат свои позиции и станут недосягаемыми для конкурентов. Предсказанный процесс сейчас везде и идет.

Трудно сказать, какую реальную выгоду eHouse сможет извлечь из передачи ему 24х7. Все будет зависеть от многих факторов, и рассуждать на эту тему имеет смысл только тогда, когда эти факторы известны комментатору. А потому выскажу лишь свои предположения.

Ситуация в Port.ru более-менее понятна. Они “сбросили” бесперспективный затратный проект и правильно сделали. Маркетинговая поддержка, которую они планируют оказывать 24х7 в дальнейшем, почти никаких дополнительных затрат, кроме тех, что Port.ru и так несет на поддержание своих проектов, не потребует. Небольшая часть сотрудников после определенного отбора и значительного урезания окладов окажется в eHouse.

То, что транзакция будет длиться два года, отражает логичное желание Port.ru оставить за собой шанс на использование брэнда “24х7” (в раскрутку которого вложены деньги, выраженные семизначным числом) для подъема какого-нибудь нового проекта при изменении ситуации на рынке. Возможно, его захочет купить какой-либо крупный офлайновый игрок, возможно, будет найдена новая бизнес-модель и т. д.

Мне лично намного интереснее, насколько элегантно распорядится с “наследством” Анатолий Шкред. Во-первых, нужно решить техническую сторону вопроса и что-то сделать с базой данных 24х7. Одновременное сопровождение нескольких систем в среднесрочной перспективе неразумно. Стало быть, информацию об ассортименте постепенно перенесут в “Болеро”. А может быть, и не станут тратить время и ограничатся только аккуратным переносом клиентских данных. Это единственная ценная информация, которая есть у электронного магазина. Будут также воспроизведены недостающие в “Болеро” фрагменты логистики, если таковые имеются. Все это займет какое-то время.

Во-вторых, клиентов 24х7 надо будет “конвертировать” в клиентов “Болеро”. Это интересная задача, и ее еще в Рунете никто не решал. Понятно, что некоторые клиенты 24х7 являются одновременно клиентами “Болеро”. Немалая часть клиентов - “мертвая” (так как сайт последнее время работал с перебоями), их придется реанимировать. Безусловно, задача будет решена, но многие клиенты все же потеряются. После этого фронт-энд 24х7 скорее всего закроют, а URL перенаправят на “Болеро”.

Еще раз повторю: это только один из сценариев. Возможно, все будет происходить иначе. А может быть, процесс передачи клиентов был начат несколько месяцев назад и сейчас нам сообщили только официальное заявление, не начинающее, а завершающее процесс слияния.

Что до ситуации на рынке, то объединенный магазин, по-видимому, сможет выйти на объем продаж в 100-110 тыс. долл. в месяц. Просто складывать обороты “Болеро” и 24х7 было бы некорректно по изложенным выше причинам. Если Анатолию Шкреду удастся удержать расходы под контролем, то бизнес будет слегка прибыльным. Хватит ли этой прибыли на развитие? Не уверен. Будет ли eHouse вкладывать дополнительные средства в развитие? Не знаю.

Таким образом, на данном этапе “оЗон” догнать не удастся. Смогут ли коллеги его догнать и перегнать в перспективе, зависит не только от них, но и от “оЗона”. Там тоже люди очень серьезно работают. В мае продажи перевалили за 200 тыс. долл. и продолжают расти. Причем, как член совета директоров “оЗона”, я знаю, за счет каких действий это будет происходить. Готовы ли на том же уровне действовать коллеги из “Болеро”/ 24х7, покажет время.