Технологический конвейер “Галактики”

Сергей Ершов         

В нынешнем году стало модным повторять, что экономическая ситуация в России стабилизировалась и предприятиям пора задуматься не просто о выживании, но и о своем развитии. Если судить по спросу на “тяжелые” технологические решения, предприятия это понимают. О блестящих годовых результатах объявили не только производители “железа”, но и софтверные компании. Так, корпорация “Галактика” приобрела в минувшем году около 300 новых клиентов. О том, какими силами реализуются проекты по внедрению корпоративных систем и какую роль в этом играет отдел пусконаладочных работ (ПНР), корреспонденту PC Week/RE Сергею Ершову рассказывает первый вице-президент “Галактики” Алексей Штыров.

PC Week: Какова краткая предыстория развития направления ПНР?

Алексей Штыров

Алексей Штыров: Как организация, мы уже 14 лет на рынке, за это время было разработано немало прикладного ПО. Настоящий успех, однако, пришел с корпоративной системой “Галактика”, идея которой возникла в 1993 г. Через пару лет мы начали продавать эту систему - и сразу же стали очевидны две важные вещи. Первая: клиентам нужны услуги ИТ-консалтинга, а такого направления в компании не было - его пришлось срочно создавать. Вторая проблема состояла в том, что “Галактика” - полнофункциональная комплексная система, которая требует от пользователя определенных знаний. Для их передачи мы организовали учебный центр. Сейчас обе эти задачи по-прежнему актуальны, консалтингом занимается соответствующий отдел, а учебный центр - одно из наиболее динамично развивающихся подразделений корпорации.

PC Week: Какова биография отдела ПНР?

А. Ш.: Рождение состоялось в 1996 г., когда группа сотрудников, специализирующихся на внедрении корпоративных систем, была преобразована в отдел пусконаладочных работ. Процесс проходил, на мой взгляд, очень интересно. Прежде чем объявлять на рынке о каких-либо услугах и заключать соответствующие контракты, необходимо получить возможность упомянутые услуги предоставлять. Мы начали с формирования необходимой инфраструктуры компании. При этом проблемы с персоналом обычно решались упреждающим образом: мы прогнозировали продажи и под ожидаемый объем работ привлекали необходимое количество специалистов.

PC Week: Какова последовательность проведения пусконаладочных работ?

А. Ш.: Один-два месяца уходит на ознакомление с объектом и разработку документов. В результате появляется отчет, в котором обозначаются цели и задачи автоматизации предприятия (с описанием бизнес-процессов, специфики производственно-хозяйственной деятельности заказчика), определяется, какие рабочие места будут созданы в процессе проведения ПНР. Создается план-график, в деталях регламентирующий отношения заказчика и исполнителя, закрепляются ответственные лица с нашей стороны и со стороны клиента. Затем - в случае необходимости - закупаем и монтируем оборудование, после чего устанавливаем и настраиваем “Галактику”, а также обучаем сотрудников заказчика. На этом довольно трудоемкий подготовительный этап внедрения заканчивается.

В дальнейшем установленную систему следует отладить, конвертировать базы данных, выпустить комплект нормативной документации и произвести еще множество операций, простое перечисление которых может занять довольно много времени. Хотелось бы отметить главное: наше правило - максимум выполнять с участием заказчика. Потому что по окончании ПНР грамотно администрировать и сопровождать систему придется специалистам предприятия. Конечно, заказчик не остается один на один с системой - мы оказываем ему техническую поддержку, чтобы исключить неэффективное использование “Галактики”.

PC Week: Каков срок “жизни” систем, подобных “Галактике”, и как он связан с их окупаемостью?

А. Ш.: Жизненный цикл этих систем, должен быть не менее составлять 15 лет, иначе затраты на их приобретение будут неэффективны. Поэтому заказчику следует серьезно разобраться, с кем и для чего он связывает свою судьбу. Вначале выбор может делаться “по любви” (интерес к высоким технологиям) или “по расчету” (от внедрения ИСУП - информационной системы уровня предприятия - ожидается определенная финансовая отдача), но потом эти два мотива должны объединиться.

PC Week: Давайте остановимся подробнее на подготовке пользователей системы “Галактика”. Чему вы обучаете сотрудников предприятия-заказчика?

А. Ш.: Мы готовим различные категории сотрудников, способных в дальнейшем работать с системой. Первая - сетевые администраторы, их необходимо буквально вырастить: обучить, аттестовать и сертифицировать. И систему, и базу данных нужно квалифицированно поддерживать, контролировать доступ к информационным ресурсам. Имеются требования к безопасности системы, которые нужно учитывать: устойчивость по отношению к внешним (защита коммерческой тайны) и внутренним (потери данных, их искажение, умышленное или не умышленное) воздействиям. Таким образом, подготовка системного администратора должна быть достаточно глубокой и всесторонней. Обучение системному администрированию у нас ведется по 15 разным направлениям.

Еще одна категория специалистов - технологи, умеющие сопровождать систему. Их подготовка - очень важный момент: они должны обладать глубокими знаниями системы, помогать сотрудникам при переходе на новые версии данного ПО.

Использованию системы “Галактика” мы обучаем также руководителей и специалистов функциональных подразделений предприятия: финансовых менеджеров, экономистов, бухгалтеров, производственников и т. д.

Все слушатели проходят подготовку в группах или индивидуально - либо в нашем учебном центре, либо непосредственно у заказчика. Курсы читаются в течение одной-двух недель.

В прошедшем году в учебном центре прошли подготовку около 500 слушателей (специалистов предприятий-заказчиков и партнерских фирм), разработано около 20 новых учебных курсов.

PC Week: Большое количество технической документации, связанной с проектом, - необходимость?

А. Ш.: У нас достаточно внутренних стандартов, соответствие которым позволяет говорить о надежности и предсказуемости результатов. Бизнес-отношения в компании должны найти отражение в корпоративной информационной системе. Соответственно сама система выходит непростой и многоуровневой, ведь она должна отражать эти отношения, представив их в формализованном виде. Вообще я считаю, что наличие “бумажного” описания технологического решения, представление его в виде правил и положений во многом определяет качественный уровень исполнителя работ.

PC Week: Какими силами удается выполнять весь этот объем работ, какова структура отдела ПНР?

А. Ш.: Устроен отдел довольно просто: есть технологическая часть, в обязанности которой входят отработка и внедрение технологии, а также создание учебных курсов. Проектными работами занимаются сотрудники нескольких уровней. Руководители проектов несут ответственность за весь цикл пусконаладочных работ. Ведущие специалисты, эксперты-консультанты выполняют непосредственно ПНР. Имеется также программно-техническая группа, она интегрирует в “Галактику” программные приложения, уже используемые заказчиком, либо разрабатывает специализированную отчетность.

В целом штат отдела ПНР центрального офиса в Москве насчитывает 39 человек, а общее число специалистов (в том числе внештатных), чьими услугами мы пользуемся, - около 150 человек.

PC Week: Каков совокупный портрет заказчика “Галактики”?

А. Ш.: Наши заказчики - это предприятия самых разных отраслей промышленности: нефтяные компании, подразделения ОАО “Газпром”, торговые и энергетические организации. По сути типовой объект ПНР - это 100-150 рабочих мест и год-полтора отладки системы автоматизации учетных задач как фундамента для ИСУП. Имеются, конечно, случаи, когда автоматизацией охватывается более 1000 рабочих мест, однако подобные проекты редки. Как правило, при этом рабочие места разнесены по дочерним предприятиям или офисам.

PC Week: Сколько проектов “Галактика” завершила в минувшем году?

А. Ш.: О завершении проекта в большинстве случаев однозначно говорить затруднительно: с течением времени у заказчиков появляется желание приобрести и внедрить новые модули “Галактики”, и проекты продолжают развиваться далее. В прошлом году мы успешно провели цикл пусконаладочных работ примерно на 35 объектах, на внедренческие работы было затрачено более 90 тыс. человеко-часов (это цифра только по центральному офису корпорации в Москве, без учета региональных отделений и партнеров). В среднем в отделе ПНР оформляется 15-20 командировок в месяц на объекты по всему СНГ.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати