Недавно в Москве прошла 10-я международная конференция “Нефть и Газ”, сопровождаемая выставкой того же названия (www.mioge.ru). Организаторами конференции выступили британская фирма ITE (www.ite-expo.ru) и Международный Московский нефтяной клуб (ММНК).

На конференции выступили руководители министерств и ведомств, представители ведущих российских и зарубежных нефтяных и газовых компаний. Темы докладов и выступлений затрагивали такие вопросы, как: состояние отрасли и перспективы ее развития, инвестиции и финансирование, законодательство о СРП, рынки сбыта, распределение ресурсов между компаниями, новые проекты по добыче нефти и газа и т. д.

Известно, что сегодня нефте- и газодобыча являются локомотивами экономики России (один только Газпром дает до 25% бюджетных отчислений!).

Интересно, а как у них обстоят дела с информатикой? Оказывается, она работает, и работает хорошо в виде закрытой корпоративной схемы. Это и технологическая сеть связи, охватывающая большую часть страны и имеющая выход в зарубежье, и своя спутниковая система связи “Ямал”, и свои справочно-информационные системы внутри компании. Тем не менее из 200 ведущих компаний лишь половина имеют свои сайты в Интернете. В чем тут причина?

В Президиуме конференции: президент ООО “ИТЕРА-Холдинг”

Валерий Отчерцов (слева) и вице-президент Московского

Международного нефтяного клуба Тогрул Багиров

Давно известно, что электронный бизнес - это возможность сократить издержки и увеличить прибыль. Но только в том случае, если сформирован открытый рынок и конкурентная среда. У нас же в России рынок нефти и газа является одним из самых закрытых, а сильных, независимых компаний, открыто конкурирующих между собой, пока что не видно. Отсюда и специфические требования к информатизации отрасли: сначала автоматизация внутренних производственных процессов, затем обучение персонала, постепенный переход на закупку оборудования и продажу конечного продукта через электронные сети и только затем применение схем ведения бизнеса в электронном виде. До тех пор пока главные игроки на рынке, типа Газпрома, контролируют не менее 80% рынка, можно вести все дела и в “старой экономике”, когда растут издержки, неэффективно расходуются поступающие средства, а иной раз просто уходят в офшоры. Зачем тут электронный бизнес? Внутренняя ситуация на рынке такова, что высокие налоги и беспредел чиновников толкают бизнес в тень, предприятия изобретают все новые схемы ухода от налогов и сокрытия доходов. Такая жизнь удерживает руководство компаний от внедрения схем электронной торговли, поскольку это сделало бы их бизнес слишком открытым.

Тем не менее представители новых компаний типа “Итера”, “ПетроАльянс”, “НефтеГазСтрой” (НГС) в своих выступлениях рассказывали о том, как они внедряют собственные компьютерные разработки по прикладным технологиям в производстве и управлении проектами. “Итеранет” обеспечивает работу холдинга, используя самые современные системы связи и управления, арендуя каналы в сервисных компаниях, осуществляя компьютерную связь со всеми многочисленными филиалами и агентствами в России и за рубежом. “ПетроАльянс” специализируется в сфере услуг, где российский рынок только еще формируется. НГС внедрила компьютерную систему управления и оценки затрат при строительстве газовых промыслов, которая существенно ускорила принятие инвестиционных решений.

Либерализация рынка нефти и газа - лозунг дня нашего правительства. Его активно поддерживают нефтегазовые компании второго эшелона и независимые сервисные центры, стремящиеся к тому, чтобы в России появился настоящий рынок Интернет-технологий и настоящие системы электронной торговли. Свежий пример: компания “Сибнефть” объединилась с Интернет-компанией RedMeteor из Техаса для создания в Европе электронного рынка нефтепродуктов, доставка которых проходит через порты прибалтийских стран. Для реализации этого проекта создана компания ETS (Energy Trade Systems). Ее основная задача - создать систему электронной торговли энергетическими ресурсами через Интернет не только в Европе, но и в России и СНГ. Разработанная RedMeteor программная платформа электронной торговли не зависит от продаваемого товара, и уже сегодня рассматриваются варианты включения в систему торгов продаж алюминия, сырой нефти, газа, электричества, а также сервисных услуг на российском внутреннем рынке.

Подобные системы уже работают в США, но в Европе и в России такой проект реализуется впервые. Тем отраднее, что за него взялись российские бизнесмены. Реальные продажи в этой системе начнутся в нынешнем году, и к 2003 г. они должны охватить значительный сектор рынка нефти и газа России. Ждать осталось совсем недолго - все, кто верят в рыночные реформы в России, верят и в то, что информационные технологии - ключ к эффективному рынку.

Версия для печати