Летом в Лас-Вегасе солнечно и жарко, но именно в это время сюда съехались со всего мира специалисты в области аудиовизуальных технологий и презентационного оборудования, чтобы посетить крупнейшую специализированную выставку InfoComm International, ежегодно организуемую ассоциацией ICIA (International Communications Industries Association) и на сей раз прошедшую в выставочном центре Sands Expo. На волне повышенного интереса к быстро развивающейся отрасли заметно выросла и выставка: в прошлом году ее посетило более 26 тыс. человек. Видимо, это был пиковый с точки зрения посещаемости год, так как уже в нынешнем тех, кто побывал на InfoComm-2001, по данным пресс-службы выставки, оказалось несколько меньше - 22 460. Тем не менее InfoComm несомненно развивается и видоизменяется. Резко увеличилось количество предшествующих ей семинаров и курсов повышения квалификации. Продолжается мировая экспансия InfoComm. Совсем недавно было принято решение о проведении подобных экспозиций в Европе и Японии, а теперь этот список пополнят Китай (начиная с 2002 г.) и Сингапур (с 2003-го).

Здесь, в выставочном центре Sands Expo, прошла крупнейшая

выставка аудиовизуальных технологий InfoComm International

Но вернемся к InfoComm-2001 - чем, собственно, она запомнилась?

Нижний рубеж: 5-3-2-?

По вполне понятным причинам в последние годы особый интерес вызывают миниатюрные устройства, заметно расширяющие сферу применения проекционной техники. И на сей раз фирма Plus (www.plus-america.com) доказала свое безусловное лидерство в этой области - третий год подряд она устанавливает новые стандарты в отрасли. Впервые продемонстрировав в 1999 г. аппарат массой 5 фунтов, она через год снизила этот показатель до 3 фунтов, а теперь достигла рубежа в 2 фунта (906 г). Именно столько весят представленные на выставке DLP-проекторы новой серии “V”: V-807SF (разрешение SVGA, поток - 700 ANSI-лм) и V-1080SF (XGA, 800 ANSI-лм). Не исключено, что в следующем году можно будет подержать в руках однофунтовый аппарат. Технически такой можно сделать уже сейчас, если разделить устройство на два блока: основной оптический (масса которого рекламируется) и дополнительный (силовое питание и панели разъемов).

Вот он, самый маленький

Последнее слово в DLP-технологии

С тех пор как появились первые DLP-проекторы, технология их изготовления не претерпела принципиальных изменений, и вряд ли кто-либо ожидал, что в этом году она получит мощный толчок в своем развитии: КПД одноматричных DLP-проекторов удалось поднять аж на 40%!

До последнего времени низкий КПД оставался принципиальным недостатком классической DLP-схемы с одним DMD-кристаллом: применяемый в ней световой фильтр неизбежно поглощал почти две трети излучения лампы. Эту проблему решает новейшая запатентованная технология фирмы TI, получившая название Sequential Color Recapture (SCR). На русский язык его можно перевести как “последовательное вторичное использование цвета”. Очень коротко о том, что это такое.

Так выглядит старый светофильтр+ а так - новый

В классическую цепочку лампа - светофильтр - DMD конструкторы включили дополнительный элемент - резонатор (в некоторых источниках его называют интегратором или световым туннелем), а колесо-светофильтр усовершенствовали, придав секторам спиралевидную форму и выполнив их из материалов, не поглощающих, а отражающих несовпадающее по цвету излучение. Таким образом, две трети падающего на светофильтр света возвращается в резонатор, пройдя через который, свет частично попадает на лампу, а частично отражается от входного его конца и снова направляется на светофильтр. В какой-то момент фотоны, многократно “пропутешествовав” в оба конца, попадают на “свой” сектор, а затем и на DMD-кристалл. Для него весь предшествующий узел является “хитрой” цветной лампочкой с плавно меняющимися границами раздела цветов. Фактически этот узел выполняет ту же работу, что и поляризационный расщепитель в LCD-проекторах, заменяя процедуру поглощения света его преобразованием. В будущем, очевидно, этот узел будет совершенствоваться путем добавления в светофильтр промежуточных секторов, прозрачных или окрашенных во “вторичные” цвета.

ЖК-технология: от LCD к LCOS

Не перестают удивлять и производители LCD-проекторов. На этот раз на выставке был продемонстрирован аппарат со световым потоком 7700 ANSI-лм и реальным разрешением жидкокристаллической панели 1600х1200 пикселов. Подобную разработку можно расценивать как попытку выйти на рынок наиболее мощных устройств, где последние два года пальму первенства держали трехматричные DLP-приборы. Поражает и разрешение формирователя изображения. Насколько я понимаю, это абсолютный рекорд для серийно выпускаемых LCD-проекторов.

Sanyo PLC-UF10 - рекордсмен по яркости среди LCD-проекторов

Между тем уже можно говорить о серьезном наступлении другой жидкокристаллической технологии - LCOS (Liquid Crystal On Silicon - жидкий кристалл на кремниевой подложке). Устоявшееся название она обрела лишь в прошлом году. Сейчас к ней относят широкий класс аппаратов на основе отражающей LCD-панели, выпускаемых различными фирмами под своими торговыми марками (например, D-ILA фирмы JVC). Главное преимущество такой панели перед классической “пропускающей” LCD-матрицей и DMD-кристаллом - более высокий коэффициент полезного использования площади (93%). Благодаря этому LCOS-проекторы воспроизводят гладкое, бесшовное изображение на экране. Второе преимущество технологии - реальная возможность создания на ее основе устройств с высоким разрешением. В этом году JVC в полном соответствии с принятым ею пятилетним планом выпустила проектор с реальным разрешением QXGA (2048х1536 пикселов) и уже продемонстрировала прототип панели с разрешением 3840х2048 пикселов, серийное производство которой намечено на 2003 г. Впервые сложилась парадоксальная ситуация на рынке проекторов с фиксированной структурой: разрешение устройства превышает реальные потребности рынка. (До сих пор возможности производителей всегда отставали от желаний потребителей.) Наконец, третье преимущество заключается в том, что LCOS-панели производят многие фирмы из разных стран, в то время как обычные LCD-матрицы выпускают только японские компании Sony, Epson и в небольших количествах Sanyo, а DMD-микросхемы и вовсе одна - Texas Instruments (США).

Первый проектор с разрешением QXGA выполнен по технологии D-ILA

Хотя проекторы на основе технологии LCOS присутствуют на рынке уже несколько лет, только сейчас можно говорить о ее массированном внедрении в проекционные устройства, в том числе в телевизоры. Надо полагать, в будущем именно LCOS станет основным конкурентом DLP.

Новейшие технологии

О полноцветных лазерных проекторах, наверное, слышали все, но мало кто их видел. История с ними почти детективная: на выставке не оказалось даже прототипа такого аппарата, хотя они уже запущены в производство. В рамках прошлогодней выставки InfoComm-2000 лазерным проекторам был посвящен отдельный семинар, который вела Керри Мак-Кини, вице-президент фирмы Nitor (www.nitor.com). Тогда она сообщила, что вся необходимая технология и прототип у них уже есть, осталось найти инвестора, чтобы начать серийный выпуск. В этом году перед выставкой появилась информация о том, что германская фирма Schneider (www.schneider-ag.de) уже продает лазерные проекторы по цене около 250 тыс. долл., а в каталоге InfoComm-2001, который мне прислали по почте, в плане мероприятий значился тот же семинар с тем же докладчиком. Однако попытка зарегистрироваться на него через Интернет не увенчалась успехом - он таинственно исчез из общего списка. Ситуация тем не менее прояснилась довольно быстро: на мой запрос г-жа Мак-Кини ответила, что у фирмы Nitor появился реальный заказчик, условия договора с которым не допускают никаких форм разглашения информации до получения им готового проектора. Уже во время выставки на одном из семинаров было сказано, что лазерный проектор, который будет выпускать фирма Schneider, разработан компанией Principia, а запуск в производство планируется на 2003-2004 гг. Чем обусловлено появление столь противоречивой информации, не ясно, зато понятно, что ситуация с полноцветными лазерными проекторами в ближайшее время изменится. Уверен, что с выходом на рынок еще одного-двух производителей начнется резкое падение цен на такие изделия (примерно в 1,5-2 раза за год).

К числу новейших относится и малоизвестная до сих пор технология Grating Light Valve (GLV, световой клапан на основе дифракционной решетки), разработанная фирмой Silicon Light Machines. Права на эту технологию переданы корпорации Sony, которая и займется реальным выпуском изделий в 2002 г. В качестве источника света в них используются лазеры, изображение получается бесшовным и очень качественным, в прототипе достигнуто разрешение в 1080 строк.

Интересные новинки

Хорошо известная, но слегка потускневшая на рынке презентационного оборудования фирма 3М, похоже, намерена взять реванш. Ее новое подразделение 3M Visual Systems Division разработало революционный, не имеющий аналогов настенный дисплей 3M Wall Display (www.3M.com/walldisplay). По мнению создателей, он заменит такие устройства, как проектор, телевизор со стереозвуком, электронная доска, проекционный экран, флипчарт. Устройство предназначается для установки в комнатах для совещаний, учебных классах. Внешне оно выглядит как обычная белая доска примерно в полтора метра по диагонали с толстой верхней рамкой. После нажатия кнопки “Пуск” из нее, как в фантастическом кино, выдвигается “рука” со встроенным проектором. Он располагается очень близко и под большим углом к экрану, поэтому для корректировки изображения в режиме реального времени создатели дисплея встроили в него новейший микропроцессор svW1 фирмы Silicon Video (www.silicon-video.com). Ориентировочная цена устройства составляет 10-12 тыс. долл. Учитывая историю фирмы 3M и присущий ей инновационный стиль, в скором времени можно ожидать появления и других совершенно неожиданных разработок.

Инновационное решение компании 3M: Wall Display

Отдельного упоминания заслуживают плазменные панели. Начиная с 1999 г. рынок ожидал появления панелей с экраном в 60 и более дюймов по диагонали, но только в этом году на разных стендах выставки были показаны не прототипы, а серийные образцы подобных устройств и объявлены сроки их выпуска и цены.

Самую большую панель представила корпорация Samsung: модель SPD-63P1HM имеет размер 63 дюйма по диагонали, соотношение сторон 16:9, разрешение 1366х768 точек.

Теперь можно приобрести плазменную панель и такого размера

NEC активно рекламировала свою 61-дюймовую панель PlasmaSync 61MP1. Она уже пошла в продажу и в сентябре появится в России. Рекомендуемая розничная цена для рынка США - 27 995 долл., типичная дилерская цена - 18 900 долл.

Наконец, 60-дюймовую панель продемонстрировала компания LG. Ее модель MU-60PZ10B имеет разрешение 1280х720 пикселов.

Последние тенденции

Приметой прошлогодней выставки InfoComm стали сетевые проекторы, мода этого года - проекторы беспроводные. Сигнал от компьютера к ним передается по радиоканалу. Подобные решения были известны и раньше. В частности, в компании Sharp несколько лет назад был налажен серийный выпуск беспроводного блока передачи видеосигнала и звука на проектор посредством ИК-лучей. Теперь же беспроводным интерфейсом производители намерены оснащать как большие, так и маленькие проекторы.

Картинка есть, а проводов+ только кабель питания

Уже несколько лет подряд остается неизменным максимальный порог для проекторов по световому потоку, зафиксированный еще в 1998 г. на уровне 12 000 ANSI-лм. Похоже, рынок просто не нуждается в более мощных устройствах. В результате складывается интересная ситуация: верхняя планка по световому потоку зафиксирована, а нижняя (определяемая характеристиками мощных массовых проекторов) очень быстро поднимается. Сегодня она находится на уровне (4000±1000) ANSI-лм. Если учесть слабую чувствительность человеческого глаза к изменению освещенности участков изображения (для него гораздо важнее его контрастность), пользователям вместо поиска более мощного проектора лучше подумать над созданием оптимальных условий освещения в рабочем помещении. Сравнивая изображения от двух проекторов со световыми потоками 4000 и 12 000 ANSI-лм, неспециалист никогда не догадается, что эти характеристики устройств различаются в три раза. Между тем по цене они будут различаться в 7-25 раз, а в абсолютном выражении - не менее чем на 150-250 тыс. долл. Самое смешное, что проектор с рекордными характеристиками вовсе не гарантирует хорошей картинки при дневном свете.

Фактически границы между массовыми и профессиональными проекторами, а также между производителями этих проекторов оказались размытыми. В этом году большинство фирм, ранее специализировавшихся на мощных профессиональных аппаратах, начали выпускать массовые, “слабые” модели. С другой стороны, многие известные фирмы - производители массовых проекторов (прежде всего Sharp, Sanyo, NEC, Sony, Panasonic) уже довольно давно пытаются вторгнуться в область мощных устройств. Не исключено, что “малыши” постепенно загрызут “великанов”. К такому выводу подталкивают два фактора: развитие технологий, стирающее разницу между массовыми и профессиональными устройствами, и учет производственных издержек - у “массовиков” они безусловно меньше.

С автором, президентом компании Activision, можно связаться по адресу: mrt@activi.dol.ru.

Выставочная мозаика

- Рыночная информация (цены, объемы продаж +) - очень дорогое удовольствие. Например, отчеты по отдельным сегментам рынка (“ЖК-дисплеи”, “Плазменные дисплеи”, “Проекторы”, “Микродисплеи”) стоят $4950 каждый, а с правом раздавать неограниченному числу клиентов еще больше - $10 000.

- Свои будущие модели проекторов фирма Sharp оснастит новыми радио-пультами с функцией “гироскопическая мышь”.

- Новый массовый проектор NEC GT950 снабжен механизмом как вертикального, так и горизонтального смещения объектива (ранее горизонтальное смещение предусматривалось только в профессиональных моделях, в частности производимых компанией Barco). Кроме того, NEC GT950 - первый в мире проектор, допускающий как портретную, так и пейзажную ориентацию изображения.

- Корпорация Acer предлагает к своему микропортативному проектору дополнительный блок - TV-тюнер.

- Фирма Pronova представила голографический экран размером 100 дюймов по диагонали.

Версия для печати