ОБРАЗОВАНИЕ

После того как Украина объявила себя независимым государством, у нее появилась насущная потребность в школьных атласах, соответствующих новым историческим реалиям и политическим установкам.

По словам Александра Барладина, директора киевского Института передовых технологий (ИПТ, www.iat.kiev.ua), Украина одной из первых среди государств СНГ издала новые атласы, причем создав их не путем корректировки пособий советского времени, а с нуля, используя последние достижения геоинформатики и собственные разработки ИПТ. Современные геоинформационные системы и технологии, помимо всего прочего, позволяют разрабатывать мультимедийные картографические CD, которые можно использовать для интерактивного обучения в школах.

Александр Баландин, директор киевского

Института передовых технологий

“К сожалению, реалии таковы, что учителя, особенно в сельских школах, часто не в состоянии помочь школьникам, поскольку сами компьютерной грамотностью не владеют, - посетовал г-н Барладин. - Поэтому мы делаем системы, автоматически запускающиеся и работающие практически без участия человека. Идеальная ситуация, когда от учителя или ученика требуется выполнить только автозапуск. Поэтому каждый диск имеет два режима - авто и интерактивный”. Среди проблем Александр назвал также отсутствие специалистов, способных готовить сценарии интерактивных уроков. Каждый из них требует показа как минимум 100 иллюстраций, причем все уроки необходимо согласовывать с образовательными учреждениями.

Сейчас ИПТ ведет переговоры с белорусскими коллегами по поводу передачи им файлов с пространственными данными, чтобы на их основе подготовить историко-картографический материал для школьных атласов Белоруссии. Перевод карт на другой язык не вызывает особых проблем.

Затрудняет составление атласов с использованием ГИС то, что карты нужно создавать в палеточных проекциях, использующих не формулы, а табличные коэффициенты. Геоинформационных систем, которые работали бы с такими типами проекций, к сожалению, не существует, поэтому специалистам ИПТ пришлось подбирать сложные математические формулы, дающие практически идентичный результат. “Методисты требовали именно такие проекции, - заметил Александр Барладин, - и нам пришлось действовать нестандартно”.

Кроме школьных атласов и мультимедийных CD, ИПТ специализируется на издании карт, в частности, с элементами трехмерной графики. Такие технологии применяются, например, при создании симуляторов полетов над территорией. ИПТ издает топографо-туристические карты повышенной точности для пеших маршрутов. Очень впечатляет, к примеру, карта Крыма, сделанная по этой технологии. “За рубежом не верят, что карты такого качества делаются на Украине. А уж доказать, что и печатались они у нас, вообще практически невозможно”, - смеется г-н Барладин.

Рефлексия

Замечательную историю рассказал мой знакомый, вернувшийся из Испании, где он прожил несколько лет. Его дочь ходила там в восьмой класс испанской школы. Как-то на уроке географии она сказала учительнице, что, по словам мамы, на уроке географии на стене должна висеть карта. На следующий урок учительница принесла в класс карту и гордо сказала: “Скажи своей маме, что в нашей школе тоже есть карта”. С тех пор в отчизне меня как рефрен преследуют похожие слова: “В нашей школе тоже есть компьютер”.

     Эдуард Пройдаков