Производители бортового оборудования нашли “золотую жилу”

АВИОНИКА

Кризис в российском авиастроении затронул и предприятия, производящие интеллектуальную начинку воздушных судов - бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), включая комплексы радиосвязи. Многие из них обанкротились, некоторые перешли на выпуск другой продукции. Однако для оставшихся кризис стал очень серьезным стимулом к реорганизации: унификации и сужению номенклатуры изделий, доведению их качества до уровня лучших мировых образцов.

Основные заказы на новые самолеты и вертолеты поступают последние 10 лет из-за рубежа. Из-за низкого качества отечественного БРЭО часть экспортируемой авиатехники приходится оснащать западным радиоэлектронным оборудованием. Отечественные производители БРЭО, увидев воочию, как деньги, причем “живые”, уходят из их кармана, активно занялись доведением своей продукции до мирового уровня и стали объединяться.

Срок службы основных составляющих самолетов (лет)

В результате на сегодняшний день образовались два мощных объединения - Санкт-Петербургский авиаприборостроительный консорциум и Технокомплекс.

Инициатором создания Технокомплекса стало Раменское приборостроительное конструкторское бюро (РПКБ). Сейчас в Технокомплекс входят московские МНПК “Авионика” и “Аэроприбор-Восход”, курский “Прибор”, чебоксарская “Элара” и петербургский “Техприбор”. Все они объединены единым технологическим циклом разработки, производства, испытаний, поставок, модернизации и обеспечения эксплуатации комплексов БРЭО и наземного оборудования.

Как показал МАКС-2001 (см. PC Week/RE, № 31/2001, с. 1), заметную роль в работе Технокомплекса начинает играть модернизация БРЭО, причем в перспективе, вероятно, это направление будет усиливаться. Из таблицы видно, что срок службы БРЭО, по крайней мере до морального старения, чрезвычайно короток.

Среди многочисленных производителей средств связи для авиации следует отметить крупнейшее предприятие этого профиля - Горьковский завод аппаратуры связи им. А. С. Попова. На своем стенде на МАКС он показал большую номенклатуру радиостанций СВ и ДКМВ-диапазонов (“Арлекин-Д”, “Кристалл” и др.), а также модули самолетных комплексов связи МдлА, М1А, аппаратуру речевого оповещения “Алмаз-УПМ”, АРО-28С, АРО-28Н. Имеющиеся разработки авиационной аппаратуры радиосвязи нового поколения завод готов запустить в серийное производство.

Кабина МиГ-29 СМТ

Отечественные ВВС довольно долго шли к пониманию необходимости глубокой модернизации имеющейся авиатехники, в том числе БРЭО и систем высокоточного оружия. Если говорить о новом поколении БРЭО с многофункциональными цветными жидкокристаллическими индикаторами (ЖКИ), то оно значительно более интегрировано и информационно, что облегчает управление самолетами и вертолетами. Ведь количество приборов с индикаторными стрелками в кабинах старого образца столь велико, что наблюдение за ними находится на пределе человеческих возможностей.

Первым в основном силами Технокомплекса было модернизировано БРЭО двухместного истребителя Су-30КН. Он получил дополнительные функции и программно-аппаратные средства: установлен новый бортовой компьютер МВА, придавший радиолокационной станции свойства многофункциональности (работая в режиме синтезированной апертуры, она выдает на дисплей картографическое изображение земной поверхности высокого разрешения). Индикатор прямого видения заменен на многофункциональный жидкокристаллический цветной дисплей формата 5х5 дюймов. Прицельно-навигационный комплекс дополнен приемником спутниковой навигации СНС-737, работающим в системах ГЛОНАСС/ NAVSTAR.

Программа модернизации истребителей семейства Су для российских ВВС предусматривает последовательное повышение их боевой эффективности на протяжении всего жизненного цикла. На втором этапе будет формироваться более совершенное информационно-управляющее поле кабины экипажа, состоящее из трех ЖКИ формата 6х6 дюймов и двух ЖКИ 5х5 дюймов. Радиолокационная станция станет значительно меньше, легче и дешевле. Она получит фазированную антенную решетку с оптической распределительной системой.

Начата модернизация БРЭО легкого фронтового истребителя МиГ-29. Истребитель получит новую многофункциональную бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) “Жук-МЭ”, разработанную московской компанией “Фазотрон”. Замена существующей БРЛС Н-019 на БРЛС “Жук-МЭ” в два-три раза поднимет боевую эффективность самолета при перехвате воздушных целей, придаст ему многофункциональность. Кроме того, “Жук-МЭ” теперь способен работать в режиме картографирования местности и обладает высокой помехозащищенностью.

В комплекс обновляемого БРЭО входит цифровая вычислительная система верхнего уровня, созданная на принципах открытой архитектуры с использованием мультиплексных каналов информационного обмена по международному стандарту MIL-STD-1553B и новая информационно-управляющая система, построенная в РПКБ на базе ЖКИ размером 6х8 дюймов.

Программа создания МиГ-29СМТ в последнее время “потеряла обороты”, но весьма перспективна аналогичная модернизация почти 130 МиГ-29, поставленных на экспорт.

Область модернизации БРЭО - золотое дно для российской радиоэлектроники. Она уже начала зарабатывать деньги на самолетах и вертолетах, которые СССР экспортировал в огромных количествах в страны Варшавского договора и третьего мира. Последним это позволяет вместо покупки новой боевой техники за 20-30% от ее цены истребители второго поколения модернизировать до истребителя или ударного самолета уже четвертого поколения. Самый большой контракт на подобные работы уже подписан с Индией.