КОЛОНКА РЕДАКТОРА

В середине 90-х годов, помнится, шли активные дебаты по поводу употребления термина “консалтинг”, пришедшего на смену родному сочетанию “консультационные услуги”. Победа без труда досталась пришельцу с Запада: рынок легко принял этот термин и широко использует его в официальной и неофициальной речи. Калька с английского, похоже, лучше передает сущность предлагаемого вида услуг - есть в этом слове что-то хлесткое, вынуждающее подчиняться...

И действительно, успешный индивидуальный консультант - это всегда сильная личность, обладающая образным мышлением, способностью убеждать и вести за собой и к тому же постоянно заботящаяся о своем развитии. Если же говорить о коллективе консультантов, то их сила таится прежде всего в умении правильно выстроить структуру и включить в арсенал используемых методологий лучшие образцы. Потверждением тому служат многотысячные коллективы фирм “большой пятерки”, до зубов вооруженные методиками и инструкциями, базами знаний и “кейсами” из разных отраслей. Большие накладные расходы на каждую консультирующую персону обусловлены именно этими “инфраструктурными” особенностями консалтинговых гигантов, разбросавших своих сотрудников по всему миру и требующих от них прежде всего не полета фантазии, а действий “по заданному шаблону”. Высокая квалификация тут ни к чему, главное - следовать инструкции.

В целом же консалтинг (как и пять лет назад) - это попытка получить сверхприбыль на “умственных услугах”. По-прежнему консультанты нужнее всего там, где велика цена ошибки, необходимы оригинальные или быстро реализуемые решения. И по-прежнему в основе их отношений с заказчиком - глубокое доверие, такое же, как к домашнему доктору или адвокату.

“Большое видится на расстояньи+”

Пять лет - достаточное “расстоянье”, чтобы увидеть разницу между зарождающимся и тогда в 1995-1996 гг. еще почти необитаемым “островком” российского консалтинга, который мы с Игорем Альтшулером обнаружили и обрисовали в нашем первом совместном “сериале” “Консалтинг-бал: танцуют все” (см. PC Week/ RE, №№ , , , , , /96), и нынешним небольшим (чуть больше 60 млн. долл., по оценке рейтингового агентства журнала “Эксперт”), но довольно хорошо структурированным отечественным рынком консалтинга.

Что же особенно заметно?

1. По сравнению с периодом первоначального хаотического развития сегодняшний этап характеризуется гораздо большей структурированностью предлагаемых услуг, наличием необходимых инфраструктурных элементов, свидетельствующих об определенной зрелости этого сегмента рынка. К таким элементам я прежде всего отношу:

- появление первого специализированного справочника “Консалтинг в Российской федерации” (Москва, “Юниправэкс”, 2001 г.), в котором представлена информация о 3000 (!) консалтинговых компаниях и частных консультантах из всех семи округов России, о профессиональных объединениях консультантов (ассоциациях, гильдиях, клубах), о рейтингах консультантов (которые, правда, пока еще оставляют желать+) и др.;

- образование специализированных сайтов по консалтингу и обширных разделов по этой тематике (www.consulting.ru, www.bcg.ru, www.RussianEnterpriseSolutions.com и др.);

- постепенное заполнение пустующих ранее ниш и появление альтернативных предложений (от дорогих и долгосрочных проектов в исполнении крупных компаний до эпизодических краткосрочных вмешательств частных консультантов). Конечно, по степени диверсификации российскому консалтингу еще очень далеко до европейского, где в специальной литературе приводится 84 вида консалтинга по менеджменту, но все же в упомянутом выше справочнике набралось свыше 40 видов услуг, а в приведенном ниже рейтинге - более 10;

- составление начиная с 2000 г. рейтингов российских консалтинговых компаний силами “Эксперт РА” (с периодичностью раз в полгода). В последнем выпуске фигурировало уже 100 компаний. Конечно, в целом существование такого списка официальной “благонадежности” должно помогать клиентам в выборе консультанта. Однако правильно работать рейтинг сможет только в том случае, если не будет оставаться ощущения, что категории выделены специальным образом - чтобы кто-то априорно известный занял в них первое место+

2. Спрос становится платежеспособным, российские бизнесмены уже готовы платить за слова и идеи. Они перестали “шарахаться” от хитрых консультантов, освоив несложные правила работы с ними. Руководитель одной крупной компьютерной компании рассказывал мне в частной беседе: “Мы теперь не боимся привлекать внешних консультантов, поскольку научились грамотно взаимодействовать: мы всегда просим, чтобы они сами реализовали собственные рекомендации, продемонстрировав ожидаемый результат. Эта петля обратной связи их очень дисциплинирует”.

3. Российский консалтинг из стадии “знахарства”, когда рекомендации строились на основе интуитивных ощущений, перешел в гораздо более зрелую технологическую фазу. Без проработанных методик, позволяющих определить реальную дистанцию до результата и необходимый объем работ, проход к “больному” запрещен.

Что еще достойно внимания? Например, тот факт, что параллельно с ростом платежеспособности потребителей меняется и структура спроса на консалтинговые услуги. Последние годы народ наиболее охотно платил за “раскрученные” услуги: за консалтинг, прилагаемый к системной интеграции и к внедрению КИС, и за всякие виды финансового консалтинга. Сейчас недостаток профессиональных предложений, на мой взгляд, наблюдается в области услуг по стратегическому планированию, организационному развитию, организации производства и осмысленной оптимизации (бизнес-процессов, ассортимента товаров и услуг, ресурсов и др.). А самым неудовлетворенным остается спрос на концептуальное проектирование организаций, обеспечивающее целостность всех компонентов и отношений между ними не только в статике, но и в динамике.

Хотелось бы, чтобы представленные в нынешнем обзоре крупные статьи и небольшие высказывания действующих консультантов помогли читателям определить “горячие консалтинговые точки” текущего момента.

Свои комментарии, дополнения и вопросы по консалтинговой теме вы можете прислать по адресу: monah@pcweek.ru.