9 сентября в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде прошло официальное представление русской версии пакета Microsoft Office XP. 27-го и 28-го аналогичные демонстрации состоятся в Екатеринбурге и Киеве. Отметим, что все эти презентации приурочены не к выпуску самого продукта, а к началу осеннего бизнес-сезона: английская версия пакета продается с 31 мая, а русская - с 1 августа нынешнего года.

В Москве представление пакета состоялось в Музыкальном детском театре имени Натальи Сац, где собралось не менее тысячи человек. Помимо докладов и презентаций, проходивших в большом и малом залах театра, в фойе была развернута выставка около 15 фирм-партнеров, предлагающих решения на базе Office XP. Большой популярностью пользовался стенд c 20 рабочими станциями, на которых все желающие могли не только поработать с новыми приложениями, но и оценить качество ASP-услуг, предлагаемых недавно созданным ASP-центром (Application Service Providing) DATA FORT.

Участники презентации могли не только послушать

о новшествах Office XP, но и поработать с ним

Проведению мероприятия помогали технические спонсоры (ИВК, R.&K., APC, “МТУ-Интел”) во главе с российским отделением Intel, получившим титул “Генерального партнера”.    

 

Возмужавший Office спешит нам на помощь

 

Глава представительства Microsoft в Москве Ольга Дергунова отметила, что первые версии офисных приложений были выпущены ровно 10 лет назад. (Речь идет конечно же об объединенной поставке приложений под Windows, первые автономные варианты которых появились еще раньше.) За это время разрозненные средства подготовки текстов и обработки несложных электронных таблиц превратились в комплексный инструмент, облегчающий как рутинную работу отдельного сотрудника, так и решение сложных бизнес-задач всей организации.

Видимо, именно для того, чтобы выявить эти качественные изменения, Microsoft решила назвать новую версию XP (от английского eXPerience - опыт). Кстати, вся российская презентация продукта проходила под лозунгом “MS Office XP подскажет решение”, подчеркивающим превращение пакета из пассивного инструмента в активного интеллектуального помощника человека.

Демонстрацию нового офисного пакета провел менеджер по настольным приложениями и операционным системам московского офиса Microsoft Сергей Алпатов, которому помогал непродвинутый пользователь ПК - солист группы “Несчастный случай” Алексей Кортнев. Весь показ строился вокруг тезиса о том, что MS Office XP предоставляет клиентам возможности удобной и эффективной работы на уровне индивидуальных пользователей, обеспечивает взаимодействие внутри рабочих групп и предлагает платформу для разработки бизнес-решений на уровне организаций.

Как и ранее, пользователи могут приобрести разнообразные наборы комплексных поставок пакета или отдельных приложений как в английском, так и в русском вариантах (см. таблицу в PC Week/RE, № 35/2001, с. 34), а также различные схемы продаж - коробочный продукт, корпоративные лицензии, предустановленные программы на новых компьютерах. Локализованные версии стоят на 30-40% дешевле англоязычных продуктов. Кроме основных офисных приложений, приведенных в таблице, в состав пакета входят также программы Document Scanning, Document Imaging, Photo Editor, NetMeeting, мастера Web-публикаций, восстановления офисных документов и сохранения настроек программ, а также большой набор разнообразных картинок.

Пленарная презентация сопровождалась демонстрацией некоторых элементов технологий, проведенная в ходе ее викторина подтвердила простоту применения механизма Smart Tags (см. PC Week/RE, № 35/2001, с.34). В конце группа “Несчастный случай” исполнила песенку о чудесных свойствах MS Office XP и необходимости его скорейшего приобретения.

В данной статье мы не будем касаться технических новшеств MS Office XP - это тема для отдельного обсуждения. Кстати, все участники получили компакт-диск с набором весьма полезных материалов по данному вопросу, которые можно также найти на сайте www.microsoft. com/rus. Краткий обзор новых средств пакета для разработчиков опубликован в PC Week/RE, № 35/2001, с. 34. Ниже рассмотрим только некоторые бизнес-аспекты выпуска этого набора офисных приложений.

Microsoft подсказывает решение

Конечно же у MS Office имеются на рынке весьма реальные конкуренты, но можно утверждать, что этот пакет уже давно стал стандартом де-факто для офисных систем. По данным Microsoft, сейчас в мире насчитывается 250 млн. пользователей MS Office, из которых 3 млн. применяют его в качестве средства разработки бизнес-приложений (в России соответственно 3 млн. и 10 тыс. человек).

В целом можно уверенно предполагать, что позиции офисных систем Microsoft в обозримой перспективе будут только укрепляться, число пользователей расти. Более того, скорее всего значительно расширится сфера их применения за счет создания новых приложений для специализированных областей использования. Многие поставщики ПО и их российские партнеры весьма обеспокоены таким развитием MS Office, так как хорошо знают, чем заканчивается недооценка дилетантских (как это кажется всем поначалу) попыток Microsoft проникнуть на новые сегменты рынка.

Ольга Дергунова и Сергей Алпатов уверены,

что Office XP понравится российским пользователям

В связи с этим стоит упомянуть технологии, уже включенные в состав MS Office, - построения порталов (Digital Dashboard и SharePoint Services) и моделирования бизнес-процессов (конструкторы WorkFlow для SQL Server и Exchange Server). Особо следует сказать о программных продуктах, поставляемых только в автономных вариантах, - MS MapPoint 2002 (ГИС) и MS Visio 2002 (деловая графика, САПР и моделирование ПО и БД). Впрочем, успех в проникновении на новые рынки не всегда сопутствует Microsoft - вспомним о кончине пакета MS PhotoDraw 2000 для обработки изображений (см. PC Week/RE, № 30/2001, с. 32).

В американской прессе прошедшим летом свое недовольство при обсуждении новой технологии Smart Tags высказали некоторые владельцы известных Web-сайтов. В упрощенном варианте механизм Smart Tags позволяет связывать отдельные термины со ссылками на некоторые Web-ресурсы, например названия лекарственных препаратов с группами соответствующих Web-сайтов. В частности, довольно большой набор таких связок для разных предметных областей содержится в свободно распространяемом XML Resource Decription Frameworf. Но вполне понятно, что чаще всего с их помощью пользователи попадают на Web-сайты Microsoft, а не по адресам других Интернет-ресурсов.

Отметим также, что нередко функции офисного пакета Microsoft заметно уступают аналогичным возможностям конкурирующих специализированных пакетов (это касается проверки орфографии, обработки изображений, электронной почты и др.). Некоторые специалисты видят в этом технологическую слабость или непродуманность разработок Microsoft. Конечно, можно говорить об определенных технологических проблемах, но все же в первую очередь такая ситуация отражает прагматичную бизнес-стратегию корпорации, подразумевающую оптимизацию соотношения цена/качество.

Так, новое приложение Document Imaging для распознавания текста, безусловно, уступает профессиональным системам. Но даже в нынешнем его забавном варианте (в частности, в нем нельзя обрабатывать смешанный русско-английский текст) оно может вполне удовлетворить потребности огромного числа непрофессиональных пользователей, которые неожиданно для себя приобрели такую функцию почти бесплатно.

Когда нужно переходить на Office XP

Естественно, что Office XP в целом обладает расширенной функциональностью по сравнению с предыдущими версиями пакета. Столь же очевидно, что он предъявляет более высокие требования к аппаратным ресурсам. Хотя в качестве минимальных требований указывается Pentium 133 МГц, представитель Intel заявил, что при работе с новым пакетом лучше всего применять Pentium 4 с тактовой частотой не менее 1,5 ГГц.

Многие пользователи отмечают улучшенные средства групповой обработки документов (их рецензирование, слияние изменений, цифровая подпись и пр.). Безусловно, будут полезными периодическое сохранение документов (раньше это делал только Word) и автоматическая запись документов при аварийном завершении приложения (странно, почему эти простые функции не были реализованы ранее). Наверное, пригодится и более гибкое управление рабочим столом с применением “областей задач”, а также многие другие новшества пакета. Однако пользователей Access вряд ли порадует очередная смена формата MDB-файлов.

Но хотелось бы отметить, что оценка реальной эффективности новых функций Office XP требует времени и проверки “в боевых условиях” применения. Взять хотя бы уже упоминавшуюся ранее технологию Smart Tags. Разумеется, никто не спорит с полезностью повышения интеллектуальности обработки текста (коллекцию таких средства для российских пользователей на презентации представила компания Exteria). Но дело-то в том, что все приведенные на презентации (и в отдельном секционном докладе) примеры ее применения можно (причем гораздо проще) реализовать в рамках уже ранее имевшихся в офисных приложениях средств программирования. Поэтому пока Smart Tags трудно рассматривать в качестве серьезного аргумента в пользу перехода от Office 2000 к Office XP.

В русской версии Office XP отсутствуют принципиально новые возможности ввода информации, реализованные в английском варианте, - распознавание речи и рукописного текста. Трудно оценить такую потерю, так как мы не можем проверить качество реализации данного механизма в английском пакете. К тому же не очень понятна актуальность этих функций для массового российского пользователя.

Хотя нужно отметить, что Microsoft подобные средства для локальных рынков делать просто не будет. Механизм включения таких новинок давно известен - сначала создаются достаточно качественные автономные приложения специализированных разработчиков (в данном случае российских), и только после того, как эти средства завоевывают определенную популярность на рынке, их варианты (чаще всего, усеченные) интегрируются в массовый офисный пакет. В MS Office имеется механизм подключения дополнительных средств ввода информации через API-интерфейс, но при сегодняшнем уровне спроса и предложения на подобные программы можно вполне обойтись методом передачи данных через буфер обмена.

Что думают аналитики по поводу перехода на Office XP

Еще в марте нынешнего года независимое аналитическое агентство Giga Information Group провело исследование перспектив миграции корпоративных пользователей на платформу Office XP на американском рынке. Из опубликованного отчета (www.microsoft. com/office/IT/giga.htm) следует, что офисные приложения Microsoft владеют 90-процентной долей рынка. В начале 2001 г. применение MS Office по версиям распределялось следующим образом: 5-10% - Office 95, 50-55% - Office 97 и 35-40% - Office 2000.

Видна довольно четкая тенденция - пользователи обновляют версии через одну. Например, лишь 10-15% пользователей Office 2000 инсталлировали этот пакет в виде обновления Office 97, большинство установок было сделано с более ранних версий.

Один из главных выводов Giga: массовый переход на Office XP начнется спустя 6-12 месяцев после его выпуска. А всего за два года его приобретут не меньше половины сегодняшних пользователей Office, подавляющая часть которых (около 90% будущих обновлений) сегодня работают c версиями 97 и более ранними. Для тех, кто сегодня не применяет офисные приложения Microsoft, выпуск Office XP не послужит большим стимулом для его приобретения.

Таковы прогнозы действий американских пользователей; что на уме у российских - никто не знает.

 

Версия для печати