ТРАГЕДИЯ

Терроризм подверг государство и народ суровому испытанию

Если атаки террористов были предприняты, чтобы поставить Америку и ее информационно-зависимую экономику на колени, то они поразили не те цели. Многие компании, находившиеся в башнях-близнецах Всемирного торгового центра (ВТЦ), так же как и Министерство обороны в Пентагоне, имеют тщательно разработанные процедуры резервирования и восстановления на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Они спланированы таким образам, чтобы данные, составляющие кровь американской экономики и системы обороны, продолжали циркулировать, даже если сами здания разрушены.

Тем не менее грандиозную задачу замены центров обработки данных и офисов компаний, а также самого драгоценного ресурса - людей, которые выполняли работу, решать придется.

Роберт Розен, директор по управлению информацией в исследовательской лаборатории армии США (Адельпин, Мэриленд) говорит: “Это может показаться циничным, но наша деловая активность сохранилась”.

Компания Morgan Stanely Dean Writer & Co., почти 4000 сотрудников которой работали во Всемирном торговом центре, сильно пострадала, но быстро восстанавливается. Один из ее сотрудников, пожелавший остаться неизвестным, сказал: “Основных рабочих мест более не существует, но всем были предоставлены новые, и мы на следующее утро (в четверг) уже работали в запасном здании. Те, кто составил план действий на случай катастрофы, - настоящие гении. Благодаря им мы оказались подготовленными”.

Сообщается, что, хотя в конце недели число пропавших без вести еще росло, восстановление данных проходило гладко, так же как и в случаях катастроф, вызванных непогодой или другими причинами.

В результате мероприятий и работ, проведенных после взрыва бомбы в ВТЦ в 1993 г. и выполненных при подготовке информационных систем к встрече нового тысячелетия, главные финансовые компании, расположенные неподалеку от места нынешней террористической атаки, имели хорошо разработанные планы восстановления деятельности после катастроф, которые и были приведены в действие. Хотя биржи в конце недели после нынешней атаки оставались закрытыми, не было сообщений о потерях критически важных данных и многие компании смогли обслуживать клиентов, пользуясь резервными площадками.

В своих запасных офисах в Нью-Джерси и других городах пострадавшие корпорации выполняли кризисные мероприятия и не давали комментариев по этому поводу. Однако фирмы, занимающиеся восстановлением после аварий, например Comdisco и SunCard Data Systems, сообщают, что многие компании, пострадавшие от атаки террористов, обращались к ним за помощью.

Имеются сведения, что меньше всего пострадали те, кто зеркалировал свои данные. Руководители фирм, предоставляющих услуги по восстановлению после аварий, говорят, что такие компании смогли переключиться на запасные системы почти мгновенно. Однако они отказались сообщать имена клиентов, ссылаясь на правила о неразглашении таких сведений. Тем, кто хранил данные резервного копирования на магнитных лентах, для их восстановления потребовалось не менее суток, так как ленты приходилось извлекать из сейфов и перевозить в запасные центры.

Том Брадли, вице-президент и директор по стратегической отчетности фирмы Secure Computing (Сан-Хосе, шт. Калифорния), разработчик аутентификационного сервера SafeWorld, сказал: “Мы отслеживали по минутам действия всех своих клиентов после катастрофы. Все они потеряли людей. Первое, что мы сделали, - это убедились, что аутентификационные системы были зеркалированы. Все без исключения наши клиенты продолжили работу”.

Заменить погибших сотрудников гораздо труднее,

чем восстановить инфраструктуру

Джон Джексон, руководитель службы восстановления Comdisco (Розмот, шт. Иллинойс), говорит, что его фирма обслуживает 36 компаний, пострадавших от катастрофы, в основном из своих центров в Карлштате, Норд-Бергене (шт. Нью-Джерси) и Квинсе (шт. Нью-Йорк). Comdisco также обслуживает компании из Чикаго, Бостона, Сан-Франциско и Лос-Анджелеса, где из зданий были эвакуированы сотрудники.

“В некоторых случаях мы поддерживаем их центры обработки данных и помогаем выполнять обычные деловые операции, - пояснил Джексон. - Они имеют помещения для сотрудников и получают доступ к своим компьютерным системам. Среди наших клиентов есть брокерские конторы, банки, инвестиционные и страховые компании, биржи, которые перевели свои операции в центр в Квинсе”.

Генерал Кен Мак-Клеллан из пресс-центра Министерства обороны США в Пентагоне (Арлингтон, шт. Виргиния) сообщил, что были незначительные сбои информационных систем, вызванные в основном воздействием воды. Он заявил: “Хотя вода и залила здание, в настоящее время нам неизвестно о потере каких-нибудь данных. Наши службы продолжают обеспечивать информацией американских военных во всем мире”. Генерал добавил, имея в виду несекретную и секретную военные сети США IP Router Network, что “ни сеть NIPR, ни сеть SIPR не были затронуты. Обе оставались в рабочем состоянии”.

По его словам, резервное копирование данных выполняется агентством по информационным системам Министерства обороны (Defense Information Systems Agency, DISA), которое также расположено в Арлингтоне в полутора милях от Пентагона.

Несмотря на то что компании могут выполнять важные функции с запасных площадок, они начинают подумывать о восстановлении основных ресурсов, принимая во внимание уроки, извлеченные из катастрофы, в том числе возможность гибели людей.

Том Миллер, старший директор информационной службы в Санта-Кларе (шт. Калифорния), сказал, что события 11 сентября требуют переосмысления планирования обеспечения непрерывности бизнеса (предотвращение, реакция, возобновление, восстановление и реставрация). Миллер заявил: “Я думаю, что это событие заставит всех пересмотреть организацию бизнеса и подумать о том, какие меры необходимо принять с учетом возможной потери людей”.

Кевин Бартлет, директор сетевого отдела высшей школы S.C. Johnson Корнельского университета (Итака, шт. Нью-Йорк) и корпоративный партнер eWeek, заметил: “Когда ваши данные хранятся вне вашего офиса на расстоянии в полстраны, они в безопасности, но что мне делать, если сотрудники моего отдела перестанут существовать?”.

У корпорации Bank of America около 400 сотрудников работало во Всемирном торговом центре. Ее представитель заявил, что данные с локальных серверов были сохранены и восстановлены, но почти все сотрудники числятся без вести пропавшими.

Брайан Джафф, обозреватель eWeek и ИТ-менеджер, чей офис находится на 49-й улице Манхэттена, сказал: “В результате теракта мы должны серьезно пересмотреть наши планы по ликвидации последствий катастрофы и меры готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях”. Вероятно, необходимо использование линий связи нескольких телекоммуникационных компаний, увеличение избыточности оборудования в собственном узле компании на Западном побережье, применение метода распределения информации среди сотрудников и гарантированного для них удаленного доступа и, конечно, организация альтернативного офиса.

Джафф также считает, что компании могут сменить местоположение корпоративных производственных мощностей, включая центры обработки данных. Он добавил: “Хотя идея расположить концентратор в Нью-Йорке, может, и очень привлекательна, а Пеория, возможно, не самое хорошее место, зато в качестве мишени она менее вероятна“.

Аналитик компании Gartner (Остин, шт. Техас) Донна Скотт считает, что компании обязаны рассмотреть различные новые подходы: “Возможно, им придется увеличить число сотрудников, работающих на дому. Они могут переместить часть персонала из больших городов в более тихие места и разделить технологический процесс. Они также могут научить сотрудников выполнять различные функции, в таком случае при потере людей знания сохранятся”.

Скотт добавляет, что тенденция к централизации обработки данных с целью ее удешевления, вероятно, сохранится, однако “с этим связан и больший риск”.

Создание распределенных офисов многим представляется перспективным. В Манхэттене, где 97% офисных помещений были заняты и где разрушены два самых больших здания, еще долго будет трудно с помещениями.

Версия для печати