КОНФЕРЕНЦИИ

Андрей Колесов    

Три года подряд вопросы применения

ИТ в бизнесе обсуждаются в отеле “Кая”

Отель “Кая” на средиземноморском побережье Турции в местечке Белек в тридцати километрах от Антальи стал традиционным местом проведения конференции “Информационные технологии в бизнесе”, организуемой фирмой Cognitive Technologies (см. PC Week/RE, № 35/99, с. 1; № 34/2000, с. 1). Уже третий год подряд в начале сентября здесь собираются партнеры и заказчики фирмы. Среди 60 участников конференции было довольно много знакомых по прошлым встречам лиц, хотя в целом состав слушателей заметно обновился.

Регламент проведения трехдневного мероприятия остался неизменным и весьма напряженным - два дня рабочих заседаний, которые завершались неформальными дискуссиями во время прогулок на яхте, в заключительный день - водные процедуры на пляже и традиционный футбольный матч между вендорами и заказчиками. Но тематика конференций со временем изменилась. На этот раз она имела уточняющее название “Современные ИТ - инструмент эффективного бизнеса” и в центре внимания были технологии управления знаниями, а также аппаратные средства для создания корпоративных ИС.

Предложения вендоров

Как и ранее, основную часть конференции занимали доклады представителей вендоров - Cognitive Technologies, Kyocera, NeuHaus, Hewlett-Packard, Oracle, Xerox, “Пирит”, “Формоза”, “Прософт-М”, IPNet и R-Style Software Lab. Они привели немало интересной и полезной информации, но практически не затронули концептуальных проблем автоматизации предприятий. Речь чаще всего шла о вполне конкретных технологиях и решениях. К сожалению, на этот раз отсутствовали и сообщения представителей заказчиков о своем опыте работы (несколько подобных докладов на первой конференции два года назад вызвали наибольший интерес слушателей).

Много выступлений было посвящено высокопроизводительным аппаратным средствам для систем электронного документооборота - принтерам, копирам, сканерам, внешним запоминающим устройствам. Особенно хотелось бы выделить эмоциональный доклад директора по маркетингу компании “Прософт-М” Дмитрия Щербачева на тему “Электронный архив предприятия: техника и технология создания”, а также рассказ директора департамента корпоративных проектов российского отделения Xerox Константина Паршина об использовании аппаратно-программной платформы Xerox Document для обеспечения информационного обмена на предприятии.

Проведение круглого стола “Аппаратное обеспечение в системах электронного оборота” наглядно показало, что нельзя обсуждать технические характеристики отдельных “железных” компонентов в отрыве от программно-организационных вопросов создания подобных комплексов. А такой темы как раз и не хватало.

На пути к управлению знаниями

На мой взгляд, наибольший интерес представителей заказчиков вызвали сообщения, посвященные “управлению знаниями”, а также круглый стол. Эти вопросы активно обсуждались и в кулуарах конференции. Анализируя тенденции развития этого сегмента ИТ-рынка, руководитель отдела корпоративных продаж Сергей Сухоцкий отметил, что если еще совсем недавно приходилось уговаривать заказчиков использовать технологии управления знаниями, то теперь все чаще сами клиенты требуют внедрения подобных систем.

Однако он отметил (и это получило наглядное подтверждение на прошедшем позднее круглом столе “Технологии управления знаниями для российского рынка”), что многие заказчики в постановке задач зачастую используют подход “принеси то, не знаю что”. Предприятия начинают понимать, что они уже не могут повышать эффективность бизнеса только за счет внедрения систем учета и планирования ресурсов. Но что им еще нужно, они пока не осознали, и в общем-то, казалось бы, простые вопросы - чем знания отличаются от информации и что мы понимаем под управлением знаниями - вызвали весьма активную дискуссию, во время которой высказывались самые разнообразные мнения. Мне не хотелось бы сейчас переключаться на обсуждение этой темы, отмечу только один важный нюанс.

Несмотря на то что дискуссия об управлении знаниями уже имеет свою историю (см., например, PC Week/RE, № 15/ 2000, c. 22), на самом деле мы только сейчас подходим к реальному применению подобных технологий. Пока еще даже терминология не до конца отработана. В этом плане на круглом столе прозвучала весьма показательная реплика представителя “Газпрома”: “Я не очень понял, что такое знания и как ими управлять, но чувствую, что это нам очень нужно”. Подводя черту под этим вопросом, стоит все же заметить, что, с одной стороны, не нужно представлять любую обработку информации и даже математическое моделирование как управление знаниями, а с другой - не следует сводить управление знаниями лишь к системам искусственного интеллекта.

Тем не менее, не определившись до конца с терминологией, участники круглого стола начали дискуссию о том, чем же вызвано такое изменение требований со стороны корпоративных клиентов. Четкую формулировку причины дал вице-президент РАЕН Д. С. Черешкин: “Усложнение объекта управления требует использования более сложных моделей и учета более широкого числа факторов, в том числе внешних”. По этому вопросу также состоялся весьма любопытный обмен мнениями.

Менеджер по работе с ключевыми заказчиками Oracle Сергей Сигарев высказал мысль о том, что в нашей стране уже есть исторический опыт применения сложных моделей управления, и в качестве примера привел механизмы планирования советской поры (Госплан, Госснаб и пр.). В ответ на это г-н Черешкин энергично возразил, что при всей своей объемности социалистическое планирование использовало весьма простые схемы управления; рыночные модели существенно сложнее. И наши нынешние экономические проблемы во многом определяются именно тем, что прошлый опыт не очень подходит для новых рыночных реалий.

Тут можно вспомнить простой пример, который привел на прошлогодней конференции руководитель ИТ-подразделения Лианозовского молочного комбината, - десять лет назад у предприятия был один-единственный потребитель - Московское управление торговли, а сейчас - несколько тысяч контрагентов, начиная от оптовых организаций и заканчивая частными предпринимателями. Соответственно в те времена для решения учетных задач было достаточно иметь небольшой штат бухгалтеров (и никаких компьютеров!), а сейчас без компьютерной ИС (более 60 рабочих станций) представить управление предприятием просто невозможно.

На нынешней конференции среди заказчиков выделялась группа представителей металлургических предприятий (“Русский алюминий менеджмент”, “Магнитогорский металлургический комбинат”, Горно-металлургическая компания “Норильский никель”), которые особенно активно обсуждали проблемы автоматизации и делились опытом внедрения информационно-аналитических систем.

Дискуссии об управлении знаниями продолжались

и во время морской прогулки на яхте

На вопрос, почему повышается спрос на аналитику и системы управления ресурсами в их организациях, был получен достаточно простой ответ: это вызвано усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынке, необходимостью интеграции с мировым экономическим сообществом, потребностью в инвестициях. И без глубокого изучения рынка, разработки обоснованной стратегии развития, гибкого реагирования на изменение условий на рынке успеха не добиться.

Чьи продукты применять - зарубежные или отечественные?

Еще один вопрос дискуссии об управлении знаниями: на чьи инструментальные средства ориентироваться - западные или отечественные? Разница между ними довольно очевидна: зарубежные системы, как правило, более многофункциональны и лучше масштабируются. Поэтому, как бы опережая уровень сегодняшних потребностей российских предприятий, они не только гарантируют удовлетворение растущих запросов клиентов, но и являются своеобразным стимулом для такого роста. Отечественные системы в своем развитии скорее отслеживают реальные текущие задачи заказчиков. Их преимущества - возможность более гибкой адаптации к местным условиям (и конкретному предприятию) и конечно же более низкая цена продукта и его внедрения.

Очевидно, что оба варианта имеют привлекательные стороны, но на прошедшей конференции мнение представителей клиентов больше склонялось к необходимости сотрудничества с российскими компаниями. В качестве примера приводилась система “Астарта” (разработчик - Cognitive Technologies), которая год назад была представлена в виде нового продукта, а теперь уже внедрена в заполярном Норильске.

На конференции был представлен новый продукт компании R-Style Softlab - информационно-аналитическая система RS-DataHouse для поддержки принятия решений на промышленных предприятиях, в государственных структурах, банках и кредитных организациях. Непосредственно с вопросом повышения эффективности применения ИТ были связаны презентации системы дистанционного обучения “СТ Курс” Cognitive Technologies, а также “Школьного программного комплекса” компании “Формоза”, который может применяться как в школах, так и для организации обучения сотрудников предприятий работе с корпоративной информационной системой. А технический директор фирмы Project Marketing Наталья Чумакова продемонстрировала типовое решение для создания корпоративных Интернет-порталов.

Не ИТ едиными

Еще одна интересная тема была затронута на круглом столе “Роль государства и ИТ-компаний в обеспечении движения России к информационному обществу”, но ее мы предполагаем осветить в следующих номерах еженедельника. Хотелось бы только отметить, что активное обсуждение всех поднятых на конференции вопросов проходило не только на официальных заседаниях, но и в неформальной обстановке.

Конференция закончилась проведением традиционного футбольного матча между сборными компьютерных компаний и корпоративных заказчиков. На этот раз сильнее оказались представители клиентов: 10:8. Но ИТ-вендоры были полны решимости взять реванш через год - на том же месте, в то же время, после завершения следующего раунда обсуждения проблем применения ИТ в бизнесе.

     Cognitive Technologies: (095) 135-5510.