Традиционный, седьмой по счету, Форум разработчиков интегрированных банковских систем (ИБС) прошел в московской гостинице “Космос”, как обычно, в середине сентября - относительно спокойный период для банковских отделов автоматизации в череде подготовок отчетности для Центрального банка (ЦБ). Организатором форума, как и ранее, выступила Ассоциация российских банков (АРБ), а в число его пятнадцати генеральных спонсоров вошли все основные игроки отечественного рынка банковской автоматизации: “Асофт” (www.asoft.ru), БИС (www.bis.ru), БСС (www.bssys.com), “Диасофт” (www.diasoft.ru), “Инверсия” (www.inversion.ru), Intersoft Lab. (www.iso.ru), “Кворум” (www.quorum.ru), “Компьютерные системы для бизнеса“ (CSBI EE, www.csbi.ru), “ПрограмБанк“ (www.prbank.ru), “Технос-К“ (www.tehnosk.ru), ФОРС (www.fors.ru), Центр финансовых технологий (ЦФТ, www.fts.ru), R-Style Softlab (www.softlab.ru), Unisab (www.unisab.ru) и “Эскейп/М”. Это одно из самых представительных мероприятий, посвященных теме банковской автоматизации, посетило около 450 представителей из 300 банков России и стран ближнего зарубежья.

 

В рамках форума прошли выставка и конференция. Выставка была развернута в холле в виде традиционных стендов, оборудованных демонстрационной техникой, с присутствовавшими на них специалистами компаний-разработчиков. Большой выбор проспектов с описанием программных продуктов (ПП) в добротном исполнении и разнообразного дизайна дополнялся изданиями специализированной прессы по тематике банковской автоматизации.

На открытии форума выступил заместитель председателя ЦБ России Михаил Сенаторов. Говоря о положении дел и планах ЦБ по совершенствованию управления российской банковской системой, он отметил, что капитальные вложения, сделанные с начала 90-х годов в информационные инфраструктуры ЦБ, позволили к настоящему времени удовлетворить потребности его подразделений в автоматизированных системах. Теперь на очереди - задача унификации подхода к информационным технологиям и построения аналитических инструментов, позволяющих прогнозировать тенденции развития банковского рынка. Эта проблема возникла в связи с кризисом 1998 г., когда из-за недостатков финансового надзора системообразующие российские банки оказались не в состоянии выполнить свои обязательства. Усиление банковского надзора предъявляет новые требования к необходимой отчетности и соответственно к системе сбора и предоставления информации. В настоящий момент, как сказал г-н Сенаторов, в Банке России рассматривается вопрос о том, каким образом структурировать информационные аналитические системы, чтобы они были, с одной стороны, мощными по функциональным возможностям, а с другой - необременительными для коммерческих банков в смысле получения нормативных данных и сведений. Основной же задачей последних является устойчивая работа в сложных современных экономических и конкурентных условиях. Отсутствие легких заработков вынуждает банки внимательно работать с клиентами и финансовыми рынками, заниматься автоматизацией своих бизнес-процессов с целью снижения накладных расходов. И здесь эффективность ИБС становится одним из ключевых элементов, позволяющих им сохранить внутренние резервы. Создание таких систем и является главной задачей компаний - участниц форума.

Цыплят по осени считают, или что сделано за истекший год

По беглом изучении выставочных стендов форума можно сказать, что основным направлением почти для всех фирм - участниц рынка банковской автоматизации было дальнейшее развитие базовых программных продуктов, модернизация устаревших или несовершенных подсистем, разработка модулей, восполняющих функциональные бреши. Острая борьба за крупные многофилиальные банки привела к созданию ряда новых, специализированных ПП, в которых заложены технологии, учитывающие особенности управления распределенными, сложными инфраструктурами.

На стенде ФОРСа был представлен весь спектр решений компании, включая и новую систему для средних и крупных банков “Ва-Банк XL”, анонсированную на прошлогоднем форуме. В настоящее время система уже внедряется в ряде московских “дочек” крупнейших западных банков.

Основной банковский продукт CSBI - система “Б@НКИР” - получил расширенные возможности централизованной и распределенной обработки благодаря средствам обслуживания клиентов через Интернет, по телефону или посредством системы “клиент - банк”. Компания активно развивает направление электронных фронт-офисов: cистема IntelliBanker осуществляет эти функции с поддержкой многоканального доступа (через Интернет, по факсу, электронной почте, с помощью WAP или SMS), а также финансовых порталов.

R-Style Softlab представила ИБС нового поколения RS-Bank v.5.1, появившуюся в продолжение и развитие предшествующих разработок. Система выполнена в трехуровневой архитектуре и имеет настраиваемый пользовательский интерфейс (MS-DOS, Windows 95/98/2000/NT). В качестве платформ служат PervasiveSQL для Intel, PervasiveSQL для Sun, DB2/400 для iSeries/400. Развивается и проходит пилотное проектирование аналитическая система RS-DataHouse. В ряде кредитных учреждений внедрена “Центральная расчетная палата”. Одна из последних разработок компании - Внутрибанковская платежная система - позволяет руководству банка вести централизованную финансовую политику, обеспечивая оперативное проведение расчетных операций в рамках многофилиальной банковской структуры. Выпущен новый модуль “Векселя” и модуль учета договоров подсистемы “Хозяйственная деятельность банка”. Развиваются направления межбанковского кредитования, работы с финансовыми ресурсами и с ценными бумагами.

“Диасофт” совершенствует и наращивает линию продуктов Diasoft 5NT. Функциональное развитие получили основные модули системы DiasoftBanking 5NT (поддержка новых форматов S.W.I.F.T. и операций с ценными бумагами, розничных операций, зарплатных схем, отделений, обменных пунктов). Впервые реализована на практике работа петербургского филиала с центральной БД московского центрального офиса в режиме онлайн. Осуществлена поддержка операций с пластиковыми картами, которой раньше не было в продуктах Diasoft 5NT, выпущена первая версия карточного бэк-офиса по обслуживанию вкладов, позволяющего клиентам открывать карточные счета. Разработан модуль маржинального кредитования для поддержки операций на фондовом рынке. В рамках проекта DiasoftBanking 5NT в начале этого года выпущен новый продукт - система “клиент - банк” Online Banking 5NT для обслуживания клиентов через Интернет. В планы дальнейшего функционального развития входит:

- автоматизация работы банковского отделения в режиме онлайн (Remote Office 5NT станет полнофункциональной системой на базе Интернет-технологий для отделений банка с использованием централизованной БД);

- создание интегрированной расчетной системы для автоматизации расчетов многофилиальных учреждений;

- совершенствование средств управления рисками и ликвидностью (фронт-офисные функции дилинговых операций);

- расширение функциональности системы в области поддержки операций с пластиковыми картами;

- создание онлайнового интерфейса к торговым системам ММВБ.

ЦФТ кроме уже известных своих продуктов показал программный комплекс обслуживания частных лиц и организаций (кредиты, депозиты, обменный пункт, пластиковые карты и др.) Retail Banking System на платформе UNIX-Oracle, а также подсистему обслуживания электронных клиентов через Интернет - Internet PC-banking.

“ПрограмБанк” анонсировал решение для многофилиального банка на базе ИБС “Гефест” и СУБД Cache.

Разработчики “Инверсии” представили полнофункциональную систему “Фонд”, предназначенную для автоматизации деятельности Казначейства банка с учетом современных нужд и требований торговых, расчетных и контролирующих подразделений.

В форуме принял участие ряд специализированных софтверных компаний. Например, фирма Intersoft Lab работает в области создания информационно-аналитических и управленческих систем для кредитных учреждений, коммерческих предприятий и бюджетных организаций. В прошлом году она выступила в этом мероприятии впервые. Наиболее эффективными средствами автоматизации управленческих технологий считаются хранилище данных (ХД) и инструменты OLAP-анализа, однако многие известные аналитические разработки российских производителей, созданные на их основе, годами находятся на стадии пилотного проектирования. ПП линии “Контур Корпорация” компании Intersoft Lab быстро нашли свою дорогу в жизнь. Сегодня они эксплуатируются в таких учреждениях, как ТрансКредитбанк, Собинбанк, “Петрокоммерц”, банки Казахстана, Поволжья, Прибалтики. Системы “Управление филиалами” и “Бюджет” служат для поддержки процесса управления деятельностью и ведения оперативного бюджета многофилиального банка. “Контур Стандарт” - средство быстрой разработки OLAP-приложений. Все ПП Intersoft Lab созданы на базе ХД с использованием языка XML. Компания БИФИТ специализируется в области Интернет-банкинга. Система iBank 2 - промышленное решение для предоставления банковских услуг с мобильного телефона, через Web-браузер и Интернет. Продукт полностью реализован на Java в трехзвенной архитектуре. В качестве сервера БД могут быть использованы Oracle 8, MS SQL 7 или IBM DB2. В состав решения входят шлюзы для интеграции с АБС почти всех российских разработчиков: R-Style Softlab, “Диасофт”, “Инверсия”, “ПрограмБанк”, ФОРС, “ЮниСАБ” и др.

Выступления, дискуссии, идеи

Как уже упоминалось, в рамках форума прошла конференция. Программа ее охватывала три основных направления: новейшие информационные технологии в банковском бизнесе, аналитику и управление, а также тему внедрения и сопровождения проектов в коммерческих банках. Здесь можно было услышать мнения профессионалов, отметить общность или уникальность подходов в решении тех или иных проблем, по-новому расставить некоторые акценты.

Автоматизация многофилиального банка

Задачу автоматизации многофилиального банка как единого информационного пространства большинство разработчиков формализует вполне единообразно. Ясно, что эффективное управление таким учреждением возможно лишь при наличии оперативной информации о деятельности всех его подразделений. Это уже не раз озвученное положение не только отражает назревшую потребность для успешной жизнедеятельности банков, оно и подготовлено всем опытом банковской автоматизации, развитием информационных технологий, средств телекоммуникаций, СУБД, возросшей мощью компьютеров. Исторически сложившееся положение дел, когда каждый филиал автоматизировался и действовал как до определенной степени самостоятельная единица, взаимодействуя с центром с некоторой периодичностью на уровне консолидированной отчетности, препятствует эффективному контролю финансовой деятельности и использованию ресурсов. Будущее развитие для большинства многофилиальных учреждений видится в осуществлении принципа централизованного управления. Его формализация применительно к информационным системам для банковской сети сводится, в зависимости от способа организации и режима обработки данных, к трем вариантам построения: единая БД с централизованной оперативной обработкой в главном офисе; распределенная БД с периодической репликацией БД филиалов; регламентированный обмен данными между филиалами и центром. Полномасштабные ИБС, представленные на форуме разработчиками, обеспечивают работу как в единой БД на той или иной платформе, так и в распределенной, реплицируемой, когда копии системы установлены в каждом филиале. Как правило, можно построить и комбинированные решения. Предусмотрен также вариант с фиксированной дисциплиной выгрузки данных из филиалов и пересылки их в центр стандартными почтовыми средствами. Реализованные в универсальных или частных решениях на различных платформах, эти ПП предназначены для удовлетворения самых разнообразных запросов многофилиальных банков-клиентов.

Внедрение и сопровождение ПП

В общих чертах сложилась и технология внедрения и сопровождения банковских ПП, насчитывающая десять лет практического применения. И тем интересней индивидуальные особенности - свои для каждой фирмы.

В компании “Асофт” этот процесс стартует, когда документально фиксируется список задач и набор требований банка-клиента к системе, оговаривается процедура их дальнейших изменений по требованию заказчика, которая контролируется сформированной на время внедрения рабочей группой. Создается методика тестирования, в соответствии с которой проводятся испытания ПО. Выпускаются сборник технологической документации и лист проверки, где зафиксированы результаты проведенных испытаний. Эти три документа представляют собой обязательную часть внедренческой документации (и стоимость их разработки составляет 30-40% от стоимости внедрения). Следующая стадия внедрения - запуск в эксплуатацию. В нее входят перезагрузка данных и обучение персонала на рабочих местах. Нагрузочные испытания позволяют проверить, может ли система выполнять заявленные функции (например, открыть счет клиента) за нормативное время. После запуска системы следует ее сопровождение, причем принципиального различия между внедрением и сопровождением не проводится, поскольку последнее рассматривается как внедрение новых функций и задач и их интеграция с уже существующими.

В компании БИС различают технологии внедрения индивидуальных и тиражируемых проектов. В случае поставки типовых решений настройка системы под нужды заказчика не выполняется, а ее модификация может быть проведена силами банка либо разработчиком в рамках сопровождения. Для регистрации задач и проблем, возникающих в ходе доработок, используется внутрифирменная офисная система управления выполнением задач TeamTrack (фирмы TeamShare). Кроме того, эта система ведет учет обращений заказчиков в ходе сопровождения ИБС, а VIP-клиенты с ее помощью могут в интерактивном режиме проверить, как разработчик обслуживает их заявки.

Руководство “Банк’с Софт Системс” (БСС) убеждено в необходимости всестороннего независимого тестирования ПП (того, что на Западе называется Software Testing & Quality Assurance). Этой цели служит совместный проект БСС с компанией “Амфора”, специализирующейся в области экспертизы ПП. Основное внимание при тестировании уделяется проверке быстродействия, гибкости и отказоустойчивости системы защиты от несанкционированного доступа. Еще большую актуальность подобное партнерство приобретает в том случае, когда исследования требуют специализированного подхода, например, при проверке надежности тех или иных каналов при дистанционном обслуживании. Здесь требуются дополнительные затраты и не всегда можно обойтись силами отдела тестирования разработчика. Решение задачи максимально эффективного внедрения ПП (в том числе по показателю качество/цена) руководство БСС видит в сотрудничестве банк - разработчик - эксперт.

Решения на промышленных платформах

Сегодня уже не надо доказывать преимущества промышленной СУБД как платформы ИБС. И хотя на потребительском рынке системы на базе Fox-Pro или Btrieve все еще составляют немалую долю, высокая производительность, надежность, гибкость реляционных и постреляционных СУБД обеспечивает им безусловное предпочтение: все отечественные производители банковского ПО используют ту или иную из них в основе своих полномасштабных продуктов. Однако, как отметил в своем выступлении Андрей Орехов (компания БИС), только ту АБС, в производстве которой задействованы промышленные методы и технологии, можно именовать АБС на промышленной платформе. Это значит, что важен весь процесс разработки и сопровождения ПП, включая средства разработки, тестирования, управления конфигурацией, учета дефектов и требований к системе. Нужно знать, позволят ли используемые средства разработки в полной мере использовать возможности СУБД и ОС, вести собственные доработки, решать задачи разных категорий (составление отчетов и экранных форм, ведение пакетных и расчетных процедур и пр.). Для всех ли ключевых функций системы разработаны программы и методики тестирования? Используются ли при разработке АБС профессиональные средства контроля версий, позволяющие в любой момент отследить, какие варианты исходных текстов программных модулей установлены у клиентов? Есть ли средства регистрации и контроля обработки обращений пользователей, позволяющие отслеживать состояние и планируемые сроки выполнения заявок клиентов? Опыт показывает, что полный эффект от перечисленных средств достигается только в том случае, если они интегрированы между собой.

Новая реформа не за горами

Немаловажную для участников и гостей форума информацию сообщил на одном из заседаний круглого стола конференции эксперт АРБ Владимир Родюшкин. Тема его выступления “Соответствие международным стандартам ведения бухучета” касалась вопросов будущей реформы в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности и приведения российских стандартов в соответствие с теми, что будут приняты в Европе в 2005 г., адаптации к ним банковских систем. Работая в этом направлении, ЦБ России ведет два пилотных проекта, в которых участвуют восемь банков (в том числе Международный промышленный, “Никойл”, “Русский стандарт”, “Русский капитал”, Промбизнесбанк и др.). ЦБ поставил перед российскими банками задачу перейти к международным стандартам уже в 2004 г. Такое форсирование сроков вызвано стремлением восстановить утраченное во время кризиса 1998 г. доверие иностранного капитала к нашей банковской системе и ее системообразующему ядру, а также продемонстрировать ее прозрачность хотя бы в отношении отчетности, что напрямую связано с возможностью получить очередные кредиты. Совет АРБ в связи с предстоящей реформой рекомендует разработчикам и банкам самим решать задачу перехода, используя все имеющиеся для этого информационные средства. Существующие методики приведения бухгалтерской отчетности в соответствие с международными стандартами и методики банковского международного аудита помогут им провести необходимые преобразования ПП. Московский Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (МЦРСБУ; адрес: Москва, ул. Тверская, д. 16/2, стр. 3, офис 1) выпускает бюллетень по вопросам внедрения международных стандартов. Обратиться туда можно по телефону: (095) 937-5417 или е-mail: publishing@icar.ru.

Версия для печати