ИНТЕРВЬЮ

    

В последний день кипрской конференции OCS (см. PC Week/RE, 36/2001, с. 9) мне удалось побеседовать с генеральным директором компании AND Project Антоном Цыценко. Мы часто пишем о московских системных интеграторах. надеюсь, что рассказ о работе санкт-петербургской компании расширит представление читателей об этой сфере деятельности.

Антон Цыценко

PC Week: Антон, расскажите, пожалуйста, коротко о вашей компании.

Антон Цыценко: Начало было стандартным: в момент создания команды в 1997 г. основная потребность у фирм состояла в объединении компьютеров в сеть. В то время про ИС, конечно, уже было известно, но рынок к ним еще не был готов. Первый заказ к нам поступил от OCS. Задача ставилась так: поиск готовой или создание собственной системы. Тогда мы пересмотрели их много и, учитывая, что денег было негусто, решили, что, исходя из соотношения цена/качество, следует разрабатывать самим. В то время одни системы нам просто не подходили, другие были слишком дороги. Хотя, если бы “Аксапта” тогда уже была готова, возможно, решение и оказалось бы другим. Создание своей системы AJIS и стало первым импульсом к формированию нашего коллектива, в котором сейчас около 50 человек.

PC Week: Вопрос, покупать ли софт или сделать собственный, обсуждался в те времена достаточно часто. Вы не боялись, что на своей разработке затраты будут выше?

А. Ц.: Оказалось, что в главном мы преуспели: ведь при своей разработке важно, решена задача или нет. Мы задачу решили. Бывают успешные собственные разработки, хотя чаще - неудачные. Другая задача - финансовая: стоимость владения, начальные вложения. Со временем мы видим, что для своей, уникальной системы стоимость владения оказывается выше, чем для покупной. Этот показатель в основном складывается из оплаты труда и сопутствующих накладных расходов группы, которая занимается ИС. Утешает, что люди в группе не только обслуживают систему, они все время заняты и разработкой новых модулей. Пока мы миримся с этим - замена системы в большом холдинге дело весьма дорогостоящее. Российские компании живут в бурное время, часто сами структурно перестраиваются. Достаточно, например, упомянуть требование печатать в счетах-фактурах ссылку на номер грузовой таможенной декларации, по которой товар ввезен в Россию. В такой ситуации самодельные системы, несмотря на многие слабые места, иногда обладают некоторыми преимуществами в гибкости относительно покупных. Однако в настоящее время и внедренцы, и изготовители готовых систем стремятся снять такие проблемы как хорошей поддержкой, так и гибкостью собственно системы.

PC Week: Своя система позволяет добиться большей окупаемости путем превращения ее в тиражируемую. Были у вас такие планы?

А. Ц.: Дело в том, что наша система все время дорабатывалась, дописывались новые модули, однако она еще недостаточно полна, чтобы превратить ее в коммерческую. К 1 января мы должны переработать наиболее важный финансовый модуль, после чего можно вернуться к этому вопросу. Скорее всего, мы будем использовать не саму систему AJIS, а то ноу-хау, которое появилось у нас при ее создании. С точки зрения постановки задачи, разработки бизнес-логики - это бесценный опыт, который мы постараемся использовать. Если говорить о наших коммерческих продуктах, то это, конечно, Sitex (www.mysitex.com) - платформа для построения корпоративных Интернет/интранет решений, хранилищ данных, каталогов, справочников, Интернет-проектов и для организации доступа к другим приложениям компании.

Таким образом, наша компания шла вслед за рынком от поставок оборудования ко все более и более сложным сетевым проектам; потом начало расти подразделение разработки софта, и оно выросло до того, что позволило нам отказаться от поставок “железа” и целиком сосредоточиться на разработке и внедрении сложных программных продуктов.

PC Week: Как решается проблема с кадрами?

А. Ц.: У нас довольно много людей проходит в качестве стажеров через основные позиции - настройщиков, программистов, бизнес-консультантов, менеджеров проектов. Так как проекты множатся, то нужно заполнять соответствующие вакансии, чтобы хватило мощностей для их выполнения. Поэтому новичок два-три месяца проходит в коллективе проверку: выполняет пробные задания, сдает экзамены. По результатам принимается решение - брать ли его в штат, доверять ли ему реальный проект, коммерческие данные.

PC Week: Есть ли в Санкт-Петербурге проблема с кадрами? Фирмы, занимающиеся офшорным программированием, наверное, “выбрали” всех программистов?

А. Ц.: Да, проблема есть. Из-за того, что команды питерских программистов неоднократно выигрывали всемирные олимпиады по программированию, на Западе сложился образ Петербурга как города, кишащего особо одаренными программистами. Поэтому ряд западных компаний открыли у нас громадные офисы с сотнями программистов, которым платили огромные в сравнении с местными фирмами деньги. Эти компании как насосом выкачивали не только действующих программистов, но и всю молодую поросль - студентов начиная с четвертого курса. Потом дот-ком-компании рухнули и очень много программистов выплеснулось на рынок. И сейчас возникла интересная ситуация: куча свободных программистов, требующих не меньше $1500 - $1800 в месяц, и множество российских компаний, которым нужны программисты, но они не хотят платить такие деньги. У первых - пока еще достаточно заработанных в прошлом денег, чтобы не кидаться на любые предложения. Иногда можно получить хорошего программиста, не желающего зря растратить накопления и временно согласного на $600. При этом выясняется, что он - уникальный специалист, и ясно, что ему следует повышать зарплату. Сложная ситуация. Но на самом деле программистов нам нужно не так много и найти их можно, потому что уже сложился портрет подходящего нам специалиста. Самая тяжелая кадровая позиция - бизнес-консультант.

PC Week: А в чем проблема? Почему их так трудно найти?

А. Ц.: Для нормального бизнес-консультанта кроме специальных знаний важно умение работать с людьми. В одних случаях нужно быть предельно мягким, в других - предельно жестким. Необходим жизненный опыт, чтобы “разрулить” какую-то ситуацию, например конфликт двух отделов на заводе, имеющих разную позицию в отношении “правильных” бизнес-процессов. На крупных заводах руководством молодежь вообще зачастую не воспринимается.

PC Week: Я слышал, что у вас завершился первый проект по внедрению “Аксапты”?

А. Ц.: Да, на Заводе систем с программным управлением. По количеству рабочих мест проект не очень большой, но для нас важно, что завод входит в крупную корпорацию и ее руководство смотрит, как вся эта система там у них заработает. К тому же это наш первый проект.

PC Week: Сколько еще проектов вы делаете?

А. Ц.: Мы работаем в Санкт-Петербургской авиаремонтной компании (СПАРК), в “Марвеле” и еще в одной (пресс-релиз пока не согласован) крупной фирме. В основном мы углубились в область автоматизации производства. Очень много получаем предложений от региональных партнеров по внедрению в качестве подрядчика у их заказчиков “Аксапты”. Работаем над этим.

PC Week: А сами заниматься таким модным бизнесом, как офшорное программирование, не думали?

А. Ц.: Мы посчитали затраты и доходы и нашли, что это нам не очень интересно. Чтобы получить большие деньги, нужно и вложить большие деньги, но это уже совсем другой бизнес. Кроме того, компания, занимаясь офшорным программированием, не приобретает никаких ноу-хау. Если делать какие-то модули или куски, это ничего тебе не даст. К нам иногда обращаются с заказами на разработку специализированных систем целиком и с нуля. Если проект интересен, мы за него беремся. В таких случаях мы скорее даем возможность заработать тем, кто занимается аутсорсингом, привлекая их к выполнению некоторых небольших работ.

PC Week: Что касается загрузки компании, достаточно ли вам внутреннего рынка?

А. Ц.: Это интересный вопрос. Я читаю в прессе много разных оценок рынка корпоративных систем. Кто пишет, что он вырос на 30%, кто - на 50%. Мое ощущение, судя по нашей работе, что спрос растет на 200%. Призывы системных интеграторов к внедрению информационных систем три года назад звучали как глас вопиющего в пустыне. Сейчас ситуация кардинально другая. Компании, имеющие на рынке доброе имя, находятся примерно в одинаковом положении и ощущают потрясающий рост спроса. К сожалению, он не всегда подкреплен достаточными финансовыми ресурсами. Потому что многие считают, что системы безусловно нужны, автоматизация необходима, но даже стоимость относительно недорогой “Аксапты” пока оказывается многим не по карману. По крайней мере, видно, что некоторым потенциальным заказчикам еще необходимо время на осознание того, что хорошие корпоративные системы стоят недешево.

PC Week: Может быть, есть более дешевые системы? С вами конкурируют российские КИС?

А. Ц.: Возможно, это особенность нашего региона - мы работаем в основном в С.-Петербурге, - но я ни разу не ощутил конкурентного влияния каких бы то ни было отечественных систем. В весовой категории “Аксапты” мы постоянно конкурируем с западными системами, чаще всего с J.D. Edwards и Baan. Но, на наш взгляд, “Аксапта” лидирует, - потому что содержит мощный модуль управления производством, который в других системах либо отсутствует, либо стоит гораздо больших денег. При этом она, обладая высокой производительностью, имеет такие важные модули, как CRM (Client Relations Management), “интеллектуальный” склад, хорошо живет в Интернете (B2B, B2C) . Когда мы выбирали “Аксапту”, то делали это в десять раз придирчивее, чем когда решали проблему с системой для своего холдинга. Так что выбор был не случаен.

PC Week: Почему же не видно отечественных ERP-систем в вашем регионе?

А. Ц.: Скорее всего из-за проблем с поддержкой. Не буду приводить примеров, чтобы никого не обидеть. Но есть и еще одна причина, которую я хорошо прочувствовал на себе. Каждое внедрение обогащает и тебя колоссальным опытом, и новые версии ERP-системы - новой функциональностью. Западные ERP-системы, давно уже живущие на рынке, содержат опыт тысяч внедрений. Здесь нет вины наших программистов или постановщиков, просто им нужно время.

PC Week: Спасибо за беседу.