Старт нынешнего осенне-зимнего бизнес-сезона ознаменовался заметным повышением консолидации российских разработчиков ПО. Точнее, эти процессы начались по крайней мере полгода назад, а сейчас мы можем наблюдать первые их результаты (см. сообщения о Некоммерческом партнерстве поставщиков программных продуктов и Альянсе участников рынка информационной безопасности в PC Week/RE, № 37/2001, c. 40). Безусловно, это весьма отрадный факт, так как подобное осознание наличия общеотраслевых интересов и готовность их отстаивать отражают мужание отечественной ИТ-индустрии.

Возможно, 10 октября станет своеобразной вехой в истории российского офшорного программирования - в этот день прошла пресс-конференция, на которой было официально объявлено о создании Ассоциации разработчиков программного обеспечения, АРПО (National Software Development Association, NSDA). Это название не должно вводить в заблуждение: речь идет именно о содружестве компаний, занимающихся разработкой экспортного ПО. Имя рабочего проекта этого объединения - Российская ассоциация офшорного программирования - точнее отражало его нынешнюю суть, но на пресс-конференции подчеркивалось, что АРПО намерена представлять интересы не только разработчиков заказного ПО, но и всех компаний, которые собираются продавать свои продукты и услуги за рубеж.

Процесс создания Ассоциации стартовал в декабре прошлого года, когда на симпозиуме “Аутсорсинг в России” эта идея была поддержана представителями 31 фирмы. После проведения довольно большой подготовительной работы в начале сентября прошло учредительное собрание АРПО, на котором более 20 компаний подписали соответствующие документы, а также выбрали руководство - президента (им стал Булат Гайфуллин, до этого возглавлявший компанию “Интерфейс”) и членов правления и ревизионной комиссии.

Булат Гайфуллин: “ Необходимым условием создания

ассоциации является соблюдение принципов равенства

участников вне зависимости от их оборотов и размеров”

Тут следует отметить, что, в отличие от многих других бизнес-объединений (включая перечисленные выше), АРПО планирует стать официальным юридическим лицом, зарегистрировавшись как общественная организация. Известно, что эта процедура на порядок сложнее регистрации коммерческой организации, но руководители Ассоциации выразили уверенность, что все формальности будут закончены до конца года.

В ходе пресс-конференции журналисты не только узнали о планах работы новой структуры, но и были ознакомлены с документами, свидетельствующими о довольно основательной проработке организационных вопросов (в том числе с весьма подробной “Программой деятельности АРПО на 2000-2001 гг.). Основные цели Ассоциации являются достаточно очевидными - объединение усилий для продвижения российских разработчиков на зарубежных рынках, совместное проведения различных маркетинговых и технических мероприятий, коллективное выражение и защита интересов компаний, в том числе во взаимоотношениях с государством. Особо подчеркивалась необходимость работы над представлением в глазах зарубежных клиентов положительного имиджа страны в целом с целью повышения доверия к отечественным разработчикам.

На встрече с представителями прессы говорилось также о важном значении именно экспортной составляющей для развития софтверного производства в России. Действительно, по оценкам экспертов, объем рынка отечественного офшорного программирования составляет 70-100 млн. долл. и растет в среднем на 30-50% в год. Учитывая огромную емкость мирового ИТ-рынка (около 2 трлн. долл.), где доля России составляет менее 1%, можно с уверенностью предположить, что здесь у нас большие перспективы. (Понятно, что рост внутреннего ИТ-рынка напрямую связан с развитием экономики страны в целом.) Вопрос же, однако, заключается в том, в какой степени мы готовы реализовать этот потенциал и что для этого реально сможет сделать созданная Ассоциация.

Разумеется, на брифинге неоднократно звучали слова о необходимости сотрудничества бизнеса и государства. Правда, конкретные шаги со стороны АРПО в этом направлении пока выглядят не очень продуманными. Но в отношении получения специальных налоговых льгот точка зрения была выражена четко: это не является первоочередной проблемой в развитии экспортного программирования.

Сейчас АРПО объединяет лишь относительно небольшую часть фирм, специализирующихся на экспортных разработках. Среди них преобладают именно компании, занимающиеся офшорным программированием, а вот поставщиков коробочного софта, в том числе игр, практически нет. Буквально на следующий день после пресс-конференции о приостановке своего вступления в Ассоциацию объявили такие заметные игроки этого рынка, как Luxoft, Reksoft, SPIRIT и VDI, которые, по нашим сведениям, активно участвовали в ее создании. (В качестве основной причины такого решения они называют неопределенности в структуре, принципах деятельности и целях Ассоциации, а также в путях их реализации.)

Однако вряд ли нужно драматизировать все эти моменты, так как они вполне естественны для периода становления организации. О ее реальной жизнеспособности и эффективности можно будет говорить не ранее чем через год. Сегодня более важным является то, что все российские офшорные разработчики понимают необходимость объединения усилий и чувствуют себя скорее партнерами, чем конкурентами. Но, искренне желая АРПО успехов, хотелось бы обратить внимание и на некоторые существующие и потенциальные проблемы. Опыт создания подобных объединений в ИТ-бизнесе показывает, что одна из главных опасностей - то, что их деятельность часто ассоциировалась с конкретным кругом компаний или конкретными персонами, а это, при важной роли личных отношений на нашем ИТ-рынке, никак не способствовало вовлечению в работу подобных структур конкурирующих организаций. Достаточно ли для решения данной проблемы того, например, что президент АРПО Булат Гайфуллин ушел с поста руководителя коммерческой компании?

С этим же связан и другой вопрос, заданный на пресс-конференции: каким образом Ассоциация будет распределять возможные в будущем коммерческие заказы от клиентов (или рекомендовать исполнителей)? Суть прозвучавшего ответа можно свести к тезису “все будет по-честному”. Но ведь понятно, что если Ассоциация возьмет на себя нечто большее, чем тривиальное распространение списка своих членов, то на ней как на общественной организации можно будет поставить крест. Она неминуемо превратится в самостоятельную глобальную компанию-разработчика. Аналогичные примеры имеются.

Еще одна проблема - выстраивание отношений с общественностью в России. В документе “Цели и задачи Ассоциации” отдельными пунктами записано: создание положительного имиджа за рубежом и работа с зарубежными СМИ. Я задал вопрос: почему не ставятся аналогичные задачи применительно к России? Они уже решены, или участники Ассоциации не считают нужным заботиться о своем имидже в собственной стране? В ответ я услышал: “Это же и так понятно, что мы заинтересованы в работе в России!”.

Однако позволю себе высказать определенный скептицизм по этому поводу (до сих пор наши офшорные разработчики не очень стремились к поддержке контактов). К сожалению, такая расстановка приоритетов зачастую отражает известную позицию: быть очень заметными для заказчиков и совсем не видными для общественности. Но очевидно, что для ведения серьезного бизнеса можно быть либо заметными либо невидимыми. Но для всех. Другого варианта нет.

Адрес официального Web-сайта АРПО: www.nsda.ru.

Версия для печати