ПРОЕКТЫ

Автоматизация учета и управления на фарфоровом заводе имеет немало особенностей

История фарфорового завода в Вербилках насчитывает почти 250 лет и берет свое начало от небольшого частного заводика, открытого в селе Вербилки обрусевшим английским купцом Францем Гарднером. Гарднеровский фарфор вскоре начал поставляться к императорскому двору. В конце XIX в. предприятие выкупил М. С. Кузнецов, который, сохранив классическое направление в работе, стал, как мы бы сейчас сказали, ориентироваться на завоевание массового рынка.

Сегодняшний день предприятия - это работа в условиях весьма высокой конкуренции, когда основным “противником” является низкая платежеспособность населения. Предприятие может рассчитывать только на себя - на собственные средства (кредиты слишком дороги), на свою устойчивость, гибкость, хорошую ориентацию в рыночной среде и, конечно, на информационные технологии.

ИТ здесь уже использовались, но+

+Но, как и на многих предприятиях, это были программы собственной разработки, автоматизировавшие отдельные участки учета. Давали себя знать все издержки такого подхода: необходимость многократного ввода данных и их постоянной сверки, трудоемкость многих операций, отсутствие цельной картины. И бизнес, и сотрудники учетного и управленческого звена уже доросли до более высокого уровня ИС - комплексной сетевой системы управления предприятием. После просмотра и изучения нескольких отечественных пакетов выбор был сделан в пользу системы “БЭСТ-ПРО” московской компании ”Интеллект-Сервис”. Сыграли свою роль и наличие в системе модуля производственного учета, и приемлемая цена, и готовность фирмы к доработкам. “А нам, - отметил руководитель проекта от компании “Интеллект-Сервис” Андрей Каменский, - было интересно реализовать на этом примере заложенный в “БЭСТ-ПРО” производственный функционал, а также некоторые редкие пока для нашей действительности, но весьма перспективные модели учета, применяемые на этом предприятии, например понедельный учет заработной платы”. Однако действовать пришлось оперативно - производство не остановишь, отгрузки должны идти в том же ритме, отчеты - сдаваться вовремя, а это значит, что и создание системы учета и управления, и ее внедрение, и дальнейшие доработки надо было производить параллельно со всеми текущими учетными операциями. От момента заключения договора до ввода в промышленную эксплуатацию первой очереди системы прошло всего три месяца - с начала 2001 г. были задействованы модули взаиморасчетов, отдела сбыта, денежных средств, склада. Вслед за этим вся бухгалтерия перешла на новое ПО. К концу лета в соответствии с графиком внедрения подошла очередь и модулей учета заработной платы и производства.

“С этим мы не сталкивались ни на одном российском предприятии”

Действительно, то, что так распространено на Западе - еженедельная выплата зарплаты, - в России практически не встречается: не сложилась традиция, не было необходимости и т. д. Но здесь, в Вербилках, такая система развивается уже не первый год.

А началось все с того, что шесть лет назад директор завода Владимир Лунев после одной из заграничных поездок загорелся этой идеей, задумав внедрить ее у себя. Тогда, в начале 90-х, многие российские предприятия, придавленные непомерными налогами, галопирующей инфляцией и отсутствием оборотных средств, с трудом сводили концы с концами. Вот здесь и пригодилось заграничное новшество.

Надо отметить, что оно не просто увеличивает количество ведомостей по зарплате, но существенно отражается на ведении учета в целом: ведь для начисления зарплаты необходимо обработать табели, подсчитать выработку, закрыть наряды, т. е. проделать почти весь цикл работ, которые обычно бухгалтеры делают один-два раза в месяц. При этом все остальные учетные операции (расчет налогов, сдача соответствующих отчетов и пр.) остаются ежемесячными.

Приступая к автоматизации, специалисты ”Интеллект-Сервиса” понимали, что модуля, способного обеспечить такую модель расчета зарплаты, нет ни в одной российской системе и создавать его придется с нуля. “Параллельно пришлось расширить функциональность и основного ПО, - рассказал Андрей Каменский, - например, пришлось вводить понятие произвольного периода расчета, ведь месяцы в этой ситуации могли содержать разное число недель: четыре, пять, а иногда - шесть. Появился так называемый “приведенный месяц”, которым пользовались для формирования ежемесячной отчетности”.

Для ряда задач управления персоналом типовой функционал системы “БЭСТ-ПРО” был расширен специалистами группы внедрения с применением инструментария разработчика SDK LAO.

В июне доработка специфики модуля расчета заработной платы была завершена, и в августе, после этапа опытной эксплуатации, он поступил в промышленное использование.

Были и более простые задачи

“Кое-что пришлось менять даже в бухгалтерской программе, - вспоминает главный бухгалтер ЗАО “Фарфор Вербилок” Галина Молчанова. - В частности, в соответствии с нашей учетной политикой бухучет у нас идет по отгрузке, а налоги начисляются по факту оплаты; в программе же и то и другое рассчитывалось по факту отгрузки. На сегодняшний день практически все работы по тонкой доводке системы закончены, и девятимесячный отчет мы надеемся рассчитать целиком автоматически с формированием всех выходных форм”. Как считает Андрей Каменский, уже сегодня на предприятии имеет место эффект от внедрения системы: удалось обеспечить однозначное соответствие данных в контурах бухгалтерского и налогового учета. Это стало возможным, когда в результате “практического реинжиниринга” здесь была реализована технология ведения различных форм учета от первичного документа.

Главный бухгалтер “Фарфора Вербилок” Галина Молчанова

Ряд задач возник уже в ходе внедрения - например, вначале предприятие работало лишь на внутренний рынок; а летом завязались связи с Индией и понадобились функции учета и управления отгрузками на экспорт, которые предполагают оформление соответствующих документов, уплату налогов и пр.

Состояние взаиморасчетов с поставщиками хорошо отслеживается с помощью стандартного модуля, в нем практически не пришлось ничего специально настраивать. Дополнительной возможностью стала лишь функция оформления возврата изделий.

Производство фарфора - это не сборка холодильника

Это, пожалуй, посложнее; и расчет цены изделия тоже не так прост - это не сложил стоимость исходных деталей, приплюсовал к ним стоимость сборки, необходимого количества энергоносителей, амортизацию средств производства и прочие накладные расходы - и получил себестоимость единицы продукции. В производстве фарфора все по-другому - здесь используется так называемый “котловой” метод учета: из тонны глины, предположим, за 1000 руб. и необходимых добавок стоимостью в 500 руб. делают сто чайных сервизов, сто кофейных, сколько-то сувенирных ваз, скульптурных изображений и штучных бокалов и чайников (при этом что-то побилось, а часть изделий отбраковывается). От качества глины зависит то, какие изделия из нее можно сделать. Лишь потом по специальным методикам оценивают среднюю себестоимость изделия, она может отличаться от партии к партии (в зависимости от цены глины, добавок, сортности и количества брака). Это и должна уметь делать программа, не говоря уже о том, что одной из важнейших задач автоматизации является планирование производства (в зависимости либо от уровня сбыта, либо от производственных мощностей). Сегодня в Вербилках с помощью производственного модуля ”БЭСТ-ПРО” уже реализовано подобное планирование на уровне цехов. На очереди - более развитые формы планирования производства, основанные на механизмах бюджетирования и полного расчета себестоимости продукции.

А пока - идет работа

Заводские специалисты, освоив работу с системой и штатные инструментальные средства, уже сегодня могут не только создавать новые отчетные формы, но и дополнять функциональность системы. Так, недавно на предприятии был введен такой показатель, как сортность изделий, и потребовалось внести изменения в складской модуль. Консультируясь у разработчиков, сотрудники АСУ справились с этим самостоятельно.

Впереди и другие усовершенствования и новшества: с января 2002 г. - новый план счетов (впрочем, это, видимо, будет поручено профессионалам из ”Интеллект-Сервиса”, так как переход на него - дело слишком серьезное, здесь рисковать нельзя). С 1 января меняется ставка и порядок расчета налога на прибыль, что также потребует перенастройки системы.

В ближайшее время специалисты отдела АСУ собираются заняться автоматизацией контроля за работой и регистрации температурного режима печей для обжига фарфора. В планах совместных работ предприятия и компании “Интеллект-Сервис” - внедрение технологий штрихового кодирования на участках выпуска готовой продукции и сбыта.

Да, автоматизация - процесс не одномоментный; в большинстве случаев он многоступенчатый, когда предприятие меняет устаревшую систему на новую. Но и это полезная стадия. “Мы считаем, что роль прежней системы нельзя недооценивать, пусть даже она была несовершенна и недостаточно функциональна, - говорит начальник отдела АСУ Олег Травин, - но она подготовила людей, научила их мыслить по-новому, работать с информацией. И сегодня требования к комплексной системе формируются уже не на пустом месте, а на базе прежнего опыта, соединенного с новым знанием”.

    

Завод в Вербилках основан в 1754 г.

Сегодня предприятие включает два юридических лица (при едином технологическом процессе) - ЗАО “Фарфор Вербилок” (производство посуды и других фарфоровых изделий массового спроса, стандартная роспись) и дочернее общество “Промыслы Вербилок” (создание авторских работ, ручная роспись посуды и т. п.) - и является фактически градообразующим; здесь работает около 10% всего населения города.

Общая численность персонала - около 850 человек.

Отдел АСУ - 2 человека.

Ассортимент готовой продукции - более 1000 наименований.

Среднее число изделий, выпускаемых в месяц - 1100-1300 тыс. шт.