МЕНЕДЖМЕНТ

Наталья Сапрыкина, Алексей Григорьев, Андрей Абарыков

В последнее время заметно вырос интерес к проблемам качества во всех сферах деятельности, в том числе и на рынке высоких технологий. Подтверждают это и результаты исследования, проведенного фирмой “Аджаст Медиа” среди российских ИТ-компаний на предмет их соответствия международным стандартам в области управления качеством. Для исследования было отобрано около 300 фирм, выразивших желание участвовать в Ассоциации разработчиков ПО и занимающихся его созданием как основным или дополнительным видом бизнеса, при этом анализировалась размещенная на их сайтах официальная информация.

Рост общего количества сертифицированных российских

ИТ-компаний.Динамика ISO- и SW-CMM-сертификации

среди российских разработчиков ПО (не учтены четыре

компании, не указавшие дату получения сертификата)

Исследование показало, что в последние несколько лет действительно отмечается увеличение числа ISO- и SW-CMM-сертификаций среди российских разработчиков ПО. Распределение сертификатов отражено в таблице. Кроме того, еще 11 (4,2%) компаний планируют в ближайшее время внедрять одну из указанных моделей (7 - ISO серии 9000, 4 - CMM). Таким образом, в общем 32 (12,2%) фирмы на настоящий момент заинтересованы в развитии своих бизнес-процессов, а в большинстве из оставшихся 87,8% идею приведения процессов в соответствие с требованиями стандартов ISO 9000 и SW-CMM все еще не считают актуальной.

Сертификация ИТ-компаний .

* По данным The Indian National Association of Software and Service Companies (NASSCOM),

из 23 компаний, достигших 5-го уровня зрелости СММ, 15 являются индийскими.

По данным Carnegie Mellon University’s Software Engineering Institute (SEI),

 из 39 компаний, достигших этого же уровня, 21 - индийская.

Эти данные интересно сравнить с данными о сертификации 232 индийских компаний (см. таблицу).

Как считают в организации American Chamber of Commerce in Russia (AmCham), превосходство по числу сертификатов дает индийским ИТ-компаниям явное преимущество перед фирмами других стран при взаимодействии с зарубежными заказчиками. Соответствующая международным стандартам компания более предсказуема и прозрачна для клиента. Российские же фирмы, как утверждает AmCham, только начали движение в этом направлении, что является недостатком в глазах иностранных клиентов.

Однако результаты исследования, проведенного Market-Visio/EDC среди российских офшорных компаний, показывают, что и Россия оказалась вынуждена последовать примеру стран-лидеров в ИТ-бизнесе: 57% российских офшорных фирм имеют международные и/или отечественные сертификаты, а 43% - планируют получение новых сертификатов в ближайшие годы.

Чем вызвана такая разница между компаниями, ориентированными на западный и российский рынки? Кажется, вывод очевиден: соответствие международным требованиям - обязательное условие выживания на западном рынке.

Обобщив информацию из различных источников, можно сделать вывод: сегодня, в условиях, когда расстояние между заказчиком и исполнителем не имеет определяющего значения и выбор исполнителя ведется среди компаний всего мира, заказчик хочет быть уверен в стабильности качества предлагаемой ему продукции. Гарантией такой стабильности в значительной мере является официальное подтверждение соответствия организации признанным международным стандартам управления качеством и улучшения бизнес-процессов.

Попробуем разобраться, что реально дает компании сертификация помимо маркетинговых преимуществ. Исследования, проведенные среди 365 высших руководителей американских компаний - разработчиков ПО, позволили получить следующую статистику:

- только 16% проектов были выполнены в установленные сроки и уложились в бюджет (в крупных фирмах эта цифра составляет 9%);

- в завершенных проектах запланированная функциональность обеспечивалась в среднем лишь на 74%, на 188% был превышен запланированный бюджет;

- на 222% превышен срок исполнения. Доля проектов, в которых были достигнуты поставленные цели, составила 61%.

При этом исследователи пришли к выводу, что главная причина указанных проблем заключается не в инструментах и технологиях и не в профессиональном уровне разработчиков, а в системе управления проектами.

Это данные по Америке. А как обстоят дела в России? Согласно отчету McKinsey, подготовленному в октябре 1999 г., ситуация у нас на тот момент была еще менее утешительной. Средняя производительность компаний, работающих в ИТ-секторе, составляла 38% от аналогичного показателя в США. А одной из основных проблем российских компьютерных фирм McKinsey называет все то же непонимание необходимости использования моделей менеджмента качества ISO серии 9000 и улучшения зрелости процессов SW-CMM для повышения эффективности деятельности своих компаний.

Теоретически к повышению эффективности своего производства можно идти несколькими путями. Путь первый заключается в том, чтобы ограничиться собственным накопленным опытом и, основываясь исключительно на нем, совершенствовать внутренние технологии управления производством. Возможно, во многом этот опыт будет уникальным и явится основой для решения многих проблем, поэтому отказываться от него было бы нерационально. Но задумаемся: позволит ли это данной конкретной фирме избежать наиболее характерных для большинства ИТ-компаний недостатков и проблем? Не будете ли вы наступать на те же грабли, на которые наступили в свое время ведущие мировые компании? Очевидно, что изобретателям велосипеда придется потратить больше ресурсов для достижения желаемого результата - создания эффективной системы управления.

Но есть и второй путь, основанный на использовании признанных моделей в области менеджмента качества и совершенствования процессов. Этот путь свободен от тех недостатков, которые были указаны в только что рассмотренном подходе. Широко известные модели (такие, как ISO 9000, SW-CMM, TickIT, SPICE и др.) базируются на обобщенном опыте сотен и даже тысяч компаний. Именно этот опыт позволяет гораздо рациональнее и к тому же с меньшими затратами решить задачу улучшения своей системы управления производством. Воспользовавшись им и адаптировав имеющиеся в компании процессы производства и менеджмента качества в соответствии с выбранной моделью (той, которая наиболее подходит по требованиям и признается большинством заказчиков), фирма будет иметь три главные преимущества:

- убережется от типичных проблем, свойственных любой организации;

- уменьшит уровень внутренних издержек и, как следствие, снизит себестоимость производства и увеличит прибыль;

- повысит свою стабильность и предсказуемость в глазах клиентов.

Итак, пожалуй, мало кто станет отрицать, что сегодня перед компаниями, занимающимися информационными технологиями, объективно встала необходимость уделять внимание процессам управления своим производством и соответствовать требованиям признанных моделей менеджмента качества и улучшения процессов.

Какую модель выбрать, с чего начать работы по менеджменту качества и как решать возникающие в результате этих работ проблемы? На сайте “Аджаст-Медиа” (www.adj.ru) действует открытая конференция, где вы можете получить ответы на все вопросы, связанные с внедрением моделей менеджмента качества в ИТ-компаниях.

Версия для печати