КОНФЕРЕНЦИИ

В конце сентября состоялась ежегодная конференция Международной типографической ассоциации (ATypI). Местом действия, во второй раз в 44-летней истории ATypI, был избран Копенгаген, а “специальной темой” встречи (впрочем, никоим образом не заслонявшей все остальное) - особенности национальной, то есть скандинавской вообще и датской в частности, типографики. Принявшие участие около 450 человек из 26 стран рассматривали все аспекты типографики и шрифтового дизайна - от философских до технологических.

Дизайнеры шрифтов Герард Унгер (слева),

Адам Твардох и Лили Ройнер обмениваются впечатлениями

Состав основных действующих лиц осеннего технологического форума ATypI был традиционен и предсказуем: Adobe в лице Дэвида Лемона (David Lemon) и Томаса Финни (Thomas Phinney); Microsoft, представителями которой выступили Саймон Дэниелс (Simon Daniels) и Дэвид Гленн (David Glenn); Apple в лице Питера Лофтинга (Peter Lofting); Джон Хадсон, выступавший как от имени Комитета шрифтовых технологий ATypI, так и совместно со своим коллегой Россом Миллсом (Ross Mills) от собственной компании Tiro Typeworks; знаток и любитель арабских шрифтов Томаш Мило (Thomas Milo) из фирмы DecoType; национальный делегат ATypI от Польши и представитель фирмы Silesian Type Foundry Адам Твардох (Adam Twardoch); разработчики FontLab в лице бессменного руководителя проекта Юрия Ярмолы и его сотрудников и немногие другие.

“Высокая типографика” может казаться роскошью - до тех пор,

пока она не появится в вашем распоряжении

Если предыдущий форум ATypI прошел под знаком большого любопытства и сомнений в отношении OpenType, то в этом году стало очевидным: формат прижился, его признали и разработчики шрифтов, и отцы-основатели ОС, и авторы прикладных программ. Разговоры о “войне шрифтов” и кровожадные ассоциации вышли из моды в типографическом сообществе: только FreeType, любимый и бесплатный шрифтовой растеризатор Дэвида Тернера (David Turner), все-таки удостоился названия “убийцы Type1”. В целом же настроения царили мирные... Вся шрифтовая библиотека Adobe теперь имеется в формате OpenType, в программные средства спешно встраивается единый механизм работы со шрифтами (Adobe font engine), а механизмы работы с текстом перерабатываются в расчете на расширенные возможности OpenType и новый, теперь уже четырехбайтовый Unicode 3.0. Томас Финни не раскрыл секрета, как именно будет называться и в какой точно срок выйдет в свет мощная версия InDesign, показанная на форуме, - но около 20 новых функций все увидели своими глазами.

FontLab 4, представленный год назад на предыдущей конференции ATypI, теперь рассматривался в действии и активно обсуждался. Продукт для Windows месяца на два опередил пока еще только ожидаемую версию для Macintosh. Специалисты насчитали в нем несколько сот усовершенствований по отношению к прежнему FontLab, начиная непосредственно с интерфейса, который теперь полностью настраивается и может быть изменен пользователем до неузнаваемости. Должно быть, художники оценят и новый режим рисования “от руки”, дополняющий существовавшие ранее режимы работы с векторами и кривыми Безье. Визуальные средства FontLab 4.0 позволяют создавать шрифты OpenType на основе как TrueType, так и Type1 и наделять их всеми свойствами, предусмотренными Adobe FDK. Не менее важно, что FontLab научился “понимать” язык написания скриптов Python и дает пользователям возможность создавать собственные типографические инструменты.

В частности, во время одной из демонстраций Адам Твардох с помощью написанных на Python процедур ловко управлялся с библиотекой из 126 шрифтов. Когда потребовалось в каждом из них сменить URL вендора и номер версии, это было сделано буквально за минуту - и, что существенно, без ошибок, столь вероятных при выполнении рутинных операций вручную.

Томаш Мило вместе с Юрием Ярмолой продемонстрировали аналогичные процессы при построении арабских шрифтов, сравнив подход OpenType к задаче с более ранней идеологией Apple AAT/ATSUI и DecoType.

FontLab является основным рабочим инструментом фирмы Tiro Typeworks. Для художников немаловажно, что такая техническая информация, как имена глифов, их порядок и места в Unicode-шрифте, теперь представляется в более доступной, чем ранее, форме обычного текста. Джон Хадсон поделился опытом привлечения к работе над шрифтом данных в формате Excel, использования возможностей текстового формата и опять-таки процедур Python. Сочетание рассмотренных средств позволяет создавать и редактировать шрифт с огромным количеством символов.

Компанией FontLab был также представлен TransType 2, пока только для Macintosh, - универсальный шрифтовой конвертор. Прежняя версия, TransType 1, переводила шрифты с Windows на Mac и обратно, теперь же добавлена возможность преобразований между TrueType и Type1. Все это делается теперь в любых направлениях и сочетаниях нажатием одной клавиши. Кроме этого, TransType 2 работает с форматом Mutliple Master, переводит эти шрифты с одной платформы на другую и создает из них TrueType или Type1 - также для любой из этих двух платформ.

AsiaFont Studio 2, в прежней версии носивший название FontLab Composer, обогащен возможностью работы с двухбайтовыми TrueType-шрифтами и конвертирования шрифтов из формата CID в TrueType. BitFonter - новая разработка для профессионального редактирования шрифтов практически всех растровых форматов.

Как на всяком профессиональном форуме, не обошлось без разговора о спецификациях шрифтов, о почерке разных компаний в крупных проектах, о том, как облегчить взаимопонимание и тем самым - работу друг друга. По свидетельству Дэвида Лемона, в планы Adobe входит перевод шрифтовых спецификаций на универсальный язык XML. Тогда читать шрифтовой файл и вносить в него изменения можно будет не только с помощью специализированной программы, но и в любом текстовом редакторе.

Версия для печати