Охранные системы, защищающие от краж

Круг используемых в торговле средств охранного назначения весьма разнообразен - это и устройства видеонаблюдения, и системы контроля доступа, и обзорные зеркала, и специальные приспособления для защиты товаров на стеллажах и демонстрационных витринах, а также антикражные системы. Чтобы магазин и товары в нем были надежно защищены, есть прямой смысл воспользоваться сразу несколькими видами таких средств, оберегающих от посягательств склад, подсобные помещения, коридоры и торговый зал.

Наиболее распространенными на сегодняшний день средствами защиты товаров от несанкционированного выноса являются антикражные системы, помогающие обнаружить неоплаченный товар на выходе из магазина (торгового зала). Они представляют собой, как правило, конструкцию из двух приемопередающих антенн-стоек (они устанавливаются в виде “ворот” в защищаемом проходе), оснащенную сигнализационной аппаратурой.

Радиочастотные, электромагнитные и акустомагнитные антикражные системы

Как известно, принцип действия антикражных систем заключается в передаче и приеме электромагнитных волн. По частоте, на которой работают эти устройства, их можно подразделить на три основных типа: системы, использующие для передачи сигнала от метки к антенне, во-первых, частоты радиодиапазона, во-вторых, обычные частоты электромагнитного спектра и, в-третьих, волны, близкие к акустическому диапазону. Все они имеют весьма широкий спектр применения, однако в каждом конкретном случае надо анализировать целый ряд параметров для того, чтобы определить, какой вид оборудования оптимален для магазина, - ведь каждый тип систем имеет сильные и слабые стороны. Так, обычно при выборе подобной системы необходимо учитывать следующие характеристики:

- коэффициент срабатывания при проносе товара с защитной этикеткой через створ ворот;

- ширину защищаемого прохода;

- наличие ложных срабатываний;

- степень экранируемости металлом и телом человека;

- совместимость защитной этикетки с различными видами товаров и технологичность наклейки этикеток;

- стоимость системы и деактиваторов;

- стоимость расходных материалов (одноразовых защитных этикеток);

- надежность системы в эксплуатации.

Как это работает

Антенны в виде вертикальных стоек устанавливаются на выходе из магазина - это один из самых доступных и дешевых способов защиты торгового зала с несколькими кассовыми аппаратами. Если рядом с антенной проносят товар с активной электромагнитной меткой, то система подает звуковой сигнал. Метки на товаре, который прошел через кассовый узел, деактивируются, и сигнал не подается. Деактиваторы этикеток устанавливаются рядом с кассовым аппаратом, имеют невысокую стоимость и могут работать автономно. Кроме того, существуют и такие конструкции, которые встраиваются в сканеры штрих-кодов (ШК), - в этом случае деактивация происходит одновременно со считыванием ШК. Такое решение не только удобно для кассира (избавляет его от дополнительных действий), но и маскирует наличие меток, не привлекая к ним внимания покупателей.

Акустомагнитная система Ultra Post

в московской сети аптек ICN

Другим вариантом защиты является установка антенн рядом с проходами на кассовом узле магазина. В этом случае оплаченный товар кассир направляет так, что тот минует антенное пространство, а покупатель проходит непосредственно между антеннами. Если он при этом “по забывчивости” проносит товар с собой, то система подает звуковой сигнал и охрана имеет возможность своевременно вмешаться, а покупатель - произвести доплату. Такое расположение антенн позволяет кассиру увеличить скорость обслуживания, так как ему не нужно тратить время на поиски и деактивацию меток (если только эта операция не совмещена со считыванием ШК). Кроме того, в данном варианте отпадает необходимость и в самих деактиваторах, и в деактивируемых метках (которые, кстати, дороже недеактивируемых), что помогает магазину сэкономить некоторую сумму.

Радиочастотные системы

Эти устройства сами по себе отличаются относительно невысокой ценой и в большинстве случаев используются в магазинах одежды, обуви, бутиках и пр. Здесь наиболее рациональным следует признать применение съемных жестких меток. Они недешевы, однако используются многократно и отличаются очень высокой вероятностью срабатывания, что повышает надежность и устойчивость работы радиочастотных систем (это важно для магазинов с дорогими товарами, где вынос даже одного изделия наносит заметный ущерб). Деактиваторы для них бывают довольно дороги, поэтому такие системы выгодно применять либо со съемными метками, которые не требуют деактивации, либо использовать в торговых предприятиях, где не более одной-двух кассовых точек (именно здесь и устанавливаются деактивирующие устройства).

“Некоторые радиочастотные модели защитных систем, особенно выпущенные до 2000 г., часто обладали невысокой помехоустойчивостью, - рассказал генеральный директор фирмы “ДатаСкан” *1 Николай Пупков, - что порой мешало использовать их на территориях с повышенным электромагнитным фоном (например, в магазинах, расположенных в центре города или вблизи других подобных систем). Однако в последних моделях, разработанных, к примеру, компанией Gateway Security, применен процессор цифровой обработки сигнала с автоматическим подключением фильтров при превышении допустимого уровня помех. Это помогает при необходимости “отстраивать” системы от помех и фонового радиошума и делает их значительно более надежными в процессе эксплуатации, чем предыдущие модели с аналоговой обработкой сигнала”.

_____

*1. Компания “ДатаСкан” (www.datascan.ru) специализируется на создании и внедрении автоматизированных систем различного назначения (в частности, для торговли и промышленности), базирующихся на технологиях автоматической идентификации, одной из которых является штриховое кодирование.

Метки для радиочастотных устройств бывают и бумажными, однако они очень чувствительны к повреждениям и изломам.

Электромагнитные системы

Электромагнитные системы лучше приспособлены для защиты товаров в магазинах с большим товарооборотом - супер- и гипермаркетах различной специализации (продовольственных, строительных, книжных и т. д.).

Деактиватор акустомагнитных этикеток

Эти системы рассчитаны в первую очередь на использование дешевых самоклеящихся меток. А основным требованием к системе защиты от хищений в таких торговых предприятиях является стоимость и внешний вид метки. В супермаркете с интенсивным товарооборотом метки составляют основную статью расходов для систем защиты от краж, даже с учетом того, что обычно маркируется около 30% продукции (сопутствующие товары высокой стоимости и/или дорогие продукты, вина). На выбор типа систем большое влияние оказывает и внешний вид метки. Малозаметные, практически невидимые метки значительно повышают эффективность применения антикражной системы, причем они способны срабатывать даже при потере половины своей площади. Бывают также метки, выглядящие как бумажная этикетка, на которой можно напечатать цену (и другую информацию о товаре) и/или ШК. Кроме того, они могут наклеиваться на металлические и металлизированные поверхности (например, на упаковку из фольги, консервные банки и пр.), что важно в торговле продовольственными товарами (радиочастотные метки не годятся для металлических поверхностей). Большое разнообразие защитных меток (см. врезку) позволяет чередовать используемые типы, и эффекта “привыкания” не возникает. Ни одна из уже существующих в наше время технологий не имеет таких преимуществ.

Акустомагнитные системы

Системы с акустомагнитным принципом действия выпускает лишь одна фирма - Sensormatic, являющаяся признанным мировым лидером в области антикражного оборудования.

Помимо высокого коэффициента срабатывания эти системы отличаются самой большой вероятностью обнаружения (более 95%) и высокой помехоустойчивостью. Диапазон, в котором они работают, меньше остальных подвержен электромагнитным шумам и другим помехам, поэтому и ложных срабатываний здесь меньше.

Метки, применяемые в акустомагнитных системах, бывают как съемными (жесткими, аналогичными тем, что используПлюс” *1 Павел Федышин, - и сегодня этот опыт активно распространяется в зарубежных странах. Sensormatic заключила контракты со многими производителями промышленных и продовольственных товаров, предусматривающие маркировку продукции еще на стадии изготовления или упаковки. Таким образом достигается сразу несколько целей:

- метка незаметна при поверхностном осмотре, и ее нельзя удалить или испортить;

- при массовом производстве товара с его одновременной маркировкой снижается себестоимость как самой метки, так и операции по ее нанесению;

- магазин избавляется от трудоемкой процедуры маркировки.

_____

*1. "Сервис Плюс” (www.servplus.ru) - системный интегратор, разработчик ПО и поставщик электронного оборудования для управления торговлей.

Поэтому и многие торговые сети, и оптовые фирмы прибегают к этой услуге и сегодня на Западе акустомагнитная технология находит все более широкое применение.

Впрочем, и в России у нее есть свои приверженцы - по нашим наблюдениям, спрос на акустомагнитные системы в последнее время растет, поскольку они отличаются превосходными характеристиками: большой шириной защищаемого прохода (в общей сложности до четырех метров), возможностью применения не только антенных стоек, но и “рэнжер-антенн”, навешивающихся на стены; приемлемы для них и другие варианты конструкции (например, с антеннами, вмонтированными в пол и потолок) и т. п.”.

Еще несколько нюансов и рекомендаций

Организуя защиту кассового узла, важно знать, что высоту антенн, которые здесь устанавливаются, можно подбирать: многие модели имеют два варианта: с высокими (147-150 см) и низкими (129-130 см) антеннами. Кроме того, существуют и специальные аксессуары, применяемые при их работе: например, дополнительно на антенну могут быть установлены счетчик посетителей, счетчик срабатываний, защитные экраны и пр.

Устанавливая антикражные системы, работающие по радиочастотному и электромагнитному принципу, следует учитывать и уровень электромагнитного фона и помех в месте расположения магазина: если он высок, могут возникнуть проблемы с обеспечением нормальной работы антенн. Поэтому необходимо обращать внимание на такие параметры защитной системы, как помехоустойчивость, возможность настройки на работу при высоком электромагнитном фоне и т. п.

Что касается систем защиты товаров, не нужно думать, что без них не обойтись лишь в крупных супермаркетах, где уследить за всеми покупателями просто невозможно. Напротив, по статистике, количество краж в маленьких магазинах в три (!) раза больше, чем в больших. Поэтому не надо пренебрегать мерами безопасности и в мини-маркетах - при грамотном подходе (а это должны обеспечить специалисты) они себя окупят.

“Однако к решению вопроса об установке антикражного оборудования следует подходить очень взвешенно, - отмечает директор по маркетингу компании “Пилот” *1 Андрей Хаустов, - ведь это все же довольно дорогое и сложное электронное оборудование. Обычно при открытии нового магазина (особенно если речь идет о супермаркете) мы не рекомендуем ставить такие системы сразу. Рациональнее немного (несколько месяцев) подождать и определить размеры потерь от краж. Если они невелики и их можно уменьшить организационными мерами, то надобность в антикражных системах отпадает. Если же потери значительны и другие меры не помогают, то следует знать, что помимо выбора типа и конкретной модели оборудования (это лучше делать с помощью опытных специалистов) нужно будет решить и много других проблем: как обучить персонал работе с ним (сотрудники должны уметь наносить и деактивировать метки, знать, какие товары и как маркировать, сколь часто надо менять эти группы товаров и пр.), как организовать обнаружение неоплаченного товара у “зазвеневшего” покупателя (для этого сотрудникам охраны нужны специальные ручные антенны), как поступать с этим “покупателем” дальше, и пр. По нашему мнению, антикражные системы, безусловно, нужны, например, в бутиках и гипермаркетах, так как оба этих формата предполагают торговлю недешевыми товарами и наличие охранной службы. Но в любом варианте выбор антикражной системы должен быть продуманным и сочетаться с другими мерами обеспечения безопасности”.

_____

*1. Компания “Пилот” (www.pilot.ru) - системный интегратор и поставщик оборудования и ПО для ИС предприятий розничной торговли.

Электромагнитные метки, используемые в антикражных системах, подразделяются на самоклеящиеся и жесткие. Последние бывают нескольких размеров (50х65, 40х50, 60х60 мм) и крепятся на товар (одежду или обувь) при помощи гвоздика или стальной крученой нити.

Самоклеящиеся метки также имеют несколько разновидностей:

- невидимые метки представляют собой прозрачную самоклеящуюся основу с тонкой антенной посередине (возможные размеры: 10х32, 10х50 мм);

- ценники - этикетки (различных цветов и размеров) для двухстрочных этикет-пистолетов с возможностью печати артикула, даты и цены (возможные размеры: 26х16, 32х19 мм);

- термо- и термотрансферные метки предназначены для печати на них дополнительной информации о товаре (артикул, штрих-код, цена и пр.) с помощью специального принтера (возможные размеры: для термометок - 35х35, 40х62, 40х55 мм, для термотрансферных - 40х24 и 40х27 мм).

Версия для печати