О некоторых проблемах автоматизации торговых сетей
Еще совсем недавно торговые сети были в России если не диковинкой, то уж во всяком случае явлением не совсем обычным. Два года назад, описывая опыт автоматизации сети магазинов “Электрический мир”, мы смело могли сказать, что технология, предполагающая тиражирование решения по автоматизации одного магазина на другие торговые предприятия сети и создание некой отдельной системы, позволяющей собирать основную информацию об их работе в центральном офисе, - это вполне прогрессивный проект. Сегодняшние технологии - причем не только информационные, но и управленческие - пошли дальше. Речь, разумеется, не о том, что в торговых сетях не могут существовать самостоятельные магазины (как в сети “Электрический мир”); скорее следует подчеркнуть, что развитие российской экономики в целом и торговли как ее немаловажного элемента сегодня достигло нового уровня - уровня, когда начинают появляться крупные торговые сети локального и даже регионального масштаба, управление которыми требует специальных подходов и методов.
POS-терминалы IPC POS-IIS и
фронт-офисные ПО для торговой
сети “Арбор Мунди” поставила
компания “Сервис Плюс”
Система автоматизации нужна еще до открытия магазинов
Одним из подходов, характерных именно для последнего времени, является выбор системы автоматизации еще на стадии проектирования магазина, до его открытия и тем более - до начала работы. Осознание того факта, что торговать, ведя учет вручную, сегодня невозможно, диктует именно такой порядок действий, идет ли речь об отдельном магазине (так, например, поступили, планируя открытие супермаркета “От и до” в Восточном Бирюлеве в Москве; об этом проекте мы писали в PC Week/RE, № 31/2000, с. 21) или о торговой сети, для которой это особенно важно. Пример подобной последовательности демонстирует открывающаяся в Москве сеть розничных магазинов парфюмерной фирмы “Арбор Мунди”. Проект автоматизации для нее выполнялся компанией “Бизнес Консалтинг Групп” (www.bc-group.ru). Его основные этапы включали в себя монтаж ЛВС, подключение кассового оборудования (здесь были установлены POS-терминалы IPC POS-IIS), внедрение корпоративной информационной системы на базе SQL-версии программного комплекса “Учет-SV”. Последний решает задачи не только бухучета, но и автоматизирует учет всех проведенных через кассовые аппараты продаж, прием на склад товаров и инвентаризацию с использованием сканера штрих-кода, автоматически формирует бухгалтерские проводки (для передачи в бухгалтерский модуль). Важно отметить, что первые этапы проекта (в частности, проектирование и монтаж локальной сети) были приурочены к работам по ремонту и устройству помещений - иными словами, к представителям торгового бизнеса пришло понимание того, что информационная система (с соответствующей техникой) - такая же неотъемлемая часть оборудования современного магазина, как прилавки, стеллажи, холодильники, кондиционеры и пр.
Какая ИС нужна торговой сети?
Впрочем, появление “первых ласточек” правильного подхода к автоматизации отмечено несколько раньше. В качестве примера можно привести сеть супермаркетов ПФК “БИН”, открывшихся около пяти лет назад. Уже на первом этапе данного проекта (а компания с самого начала шла по пути организации именно сети, причем с централизованным управлением и снабжением) зашла речь об ИС, способной отвечать всем потребностям сетевой торговли. Руководством компании в качестве партнера по автоматизации была выбрана фирма “Сервис-Плюс”, обладавшая продуктом “Супермаг”, который уже в то время позволял решать многие проблемы торговой сети.
“Такой тип торговой сети наилучшим образом отвечает ситуации, когда в компании уже имеется хорошо отлаженная технология управления, - считает директор компании “Сервис-Плюс” Виталий Подшивалов. - В противном случае более рациональным решением является торговая сеть с независимыми магазинами, которая, впрочем, также имеет свои плюсы. Однако сеть с централизованным управлением дает возможность не только держать в руках все нити планирования и распределения, но и проводить целенаправленную кадровую политику. В этом случае в магазинах, где происходит лишь продажа привезенного со склада товара и формирование отчетов об этом процессе, вполне реально использовать “дешевый” персонал (продавцов, заведующих секциями, кассиров, кладовщиков и пр.), не требующий больших вложений средств и легко заменяемый. В центре же, где происходит принятие всех управленческих решений и необходима высокая квалификация, соответствующие знания и интеллектуальный уровень сотрудников, достаточно собрать небольшую команду высокооплачиваемых и правильно мотивированных профессионалов, она и будет определять стратегию и тактику развития данной торговой сети”.
Однако понятно, что требования к ИС у простого бухгалтера или товароведа, отвечающего за ассортимент отдельного магазина, будут существенно отличаться от требований менеджера, несущего ответственность за развитие того или иного направления целой торговой сети. Ведь в его компетенцию входит не только подведение итогов за прошедший месяц и планирование поставок на ближайший (по образу и подобию аналогичного периода прошлого года). Задачи менеджера гораздо шире и масштабнее, в них входит не просто поддержание ассортимента, а планирование мероприятий по выводу на рынок новых марок продукции, формирование обоснованной ценовой политики (в частности, в разных магазинах сети могут устанавливаться на одни и те же товары разные цены - в зависимости от покупательной способности населения, конкурентного окружения и прочих факторов), минимизация издержек и многое другое. Из этих задач и формируются требования к системе автоматизации для торговой сети.
На сегодняшний день, по оценке Виталия Подшивалова, в России еще не сложился рынок ПО для торговых сетей. Это подтверждается тем, что в нашей стране их пока еще немного и практически каждая сеть оперирует своим решением - будь это ИС, разработанная собственными программистами, или же продукт, приобретенный у сторонней фирмы.
Что же у нас все-таки есть?
В настоящее время лишь немногие компании предлагают продукты для автоматизации торговых сетей. Среди них можно назвать компанию FIT (пакеты Gestori, Genmag), предлагающую свои продукты “для обеспечения автоматизированного товарного учета торговых предприятий любого профиля и масштаба, [+] в том числе крупного торгового предприятия, включающего сеть магазинов, складов и центральный офис” (www.fit.ru).
Один из супермаркетов торговой сети ПФК “БИН”
Уже упоминавшаяся фирма “Сервис Плюс” продвигает пакет “Супермаг-2000”, позволяющий автоматизировать сети магазинов, управляемых из центрального офиса. Это достигается использованием пакетов программ трех уровней:
- первый уровень - фронт-офис, пакет кассовых программ для управления кассами и сбора информации о наличных операциях (кассовый модуль “Супермаг-УКМ” или кассовый сервер Calypso, созданный для управления большим количеством POS-терминалов);
- второй уровень - пакет программ управления торговым законом или физическим складом, а также управляющих вспомогательным оборудованием для печати ценников, штриховых кодов, взвешивания и инвентаризации товаров;
- третий уровень - программа управления для центрального офиса, которая регистрирует и анализирует товародвижение во всех магазинах, управляет потоками товаров, заказом товаров, ценообразованием, бухгалтерской отчетностью по первичным документам и аналитической отчетностью о деятельности корпорации и ее отдельных объектов.
Кроме собственной разработки “Сервис-Плюс” осуществляет локализацию системы DEWAS (немецкой компании SuperData), также предназначенной для автоматизации торговых сетей.
В этом году компания “Импакт-Софт”, представляющая в нашей стране решения для автоматизации управления от Navision Software, заявила о начале продвижения в России модуля для розничной торговли Retail Back Office (RBO), разработанного партнером Navision - немецкой компанией Go ProLandsteinar. По мнению специалистов “Импакт-Софт”, данный модуль будет особенно привлекателен для сетевых розничных предприятий, когда в головном офисе будет установлена управленческая система Navision Finansial, а в магазинах - модуль RBO.
Следует отметить и такой факт: некоторые компании предлагают тиражировать решения, созданные для одного магазина, на остальные предприятия торговой сети; другие предостерегают от подобного подхода, считая, что при большом числе магазинов в сети он неэффективен.
В целом же, по признанию специалистов, автоматизация розничных сетей в нашей стране лишь начинает набирать обороты: пробуются различные схемы управления и разнообразные решения по их автоматизации. Проблем здесь на сегодняшний день пока не меньше (а скорее - больше), чем уже готовых решений. Мы приглашаем читателей принять участие в их выявлении и обсуждении.