КОНФЕРЕНЦИИ

Компания CompTek (www.comptek.ru) провела 14-16 ноября в подмосковном Виноградове Шестую конференцию по IP-телефонии. Именно так форум именуется впервые. Еще в прошлом году в названии присутствовали слова “компьютерная телефония”.

Профессиональной IP-телефонии немногим более пяти лет, хотя эксперименты по передаче голоса через Интернет начались в Массачусетском технологическом институте еще в середине 80-х. Официальной датой “рождения” технологии принято считать август 1996 г., когда израильская компания VocalTec создала первый коммерческий продукт - шлюз Telephony Gateway. В России это устройство появилось уже через несколько месяцев во многом благодаря специалистам CompTek. Правда, тогда в ходу были термины “компьютерная телефония” и “Интернет-телефония”. Затем последовал период бурного технологического и промышленного роста, у IP-телефонии появились и горячие сторонники (пользователи и операторы, в основном альтернативные), и ярые противники (главным образом традиционные операторы). Даже в странах с развитой рыночной экономикой два-три года тому назад шли серьезные разговоры о законодательном запрете этой “вредной” технологии, которая отбирает доходы у признанных операторов телефонии и лишает многие тысячи ни в чем не виноватых специалистов хлеба насущного. До сих пор в ряде стран действуют законодательные или фактические запреты на работу операторов IP-телефонии, в том числе и у наших ближайших соседей - в Белоруссии и на Украине.

Рынок телекоммуникационного оборудования (прогноз), млрд. долл.

История знает немало подобных случаев, когда на внедрение новых технологий накладывались правовые ограничения (например, опасения, вызываемые железными дорогами или автомобилями, всерьез обсуждались на самом высоком уровне).

Однако прогресс не остановить. Об этом свидетельствует и значительное повышение интереса к конференции CompTek, в которой в этом году приняло участие около 400 специалистов почти из 200 организаций, в том числе из 12 стран ближнего и дальнего зарубежья (два года тому назад число участников было 150, год назад - 250).

По мнению Игоря Масленникова, директора по развитию бизнеса компании CompTek и одного из самых активных пропагандистов IP-телефонии в России, “новая технология утвердилась и в мире, и в нашей стране как общепризнанная реальность и сила. Никто уже не сомневается, что IP-телефония - это всерьез и надолго. Практически всем понятно, что именно IP станет глобальной платформой для телекоммуникаций будущего”.

Сейчас по IP-сетям передается около 10% телефонного трафика, а в течение последующих пяти лет, по многочисленным прогнозам, эта доля достигнет 50%. В то же время именно благодаря IP-телефонии бизнесу операторов и производителей оборудования наносится все более серьезный урон. По словам Игоря Масленникова, IP-телефония позволила одним заработать миллионы долларов за счет того, что другие потеряли миллиарды. Рынок традиционного TDM-оборудования продолжает сокращаться, чему способствует и общий кризис в ИТТ-сфере, а рынок IP-оборудования в ближайшей перспективе по-прежнему будет на порядок меньше первого по объему (см. диаграмму). Цены на трафик, главный источник доходов операторов, продолжают падать. Кроме IP свой вклад в этот процесс вносит и прогресс оптических технологий (DWDM).

По словам Аркадия Кремера, исполнительного директора Ассоциации документальной электросвязи (АДЭ, www.rans.ru), один из лидеров российского рынка связи компания “Комбеллга” потерей 10% своих доходов обязана операторам IP-телефонии. В то же время операторы традиционной телефонии начинают все больше сотрудничать с операторами IP-телефонии. Сейчас, по мнению г-на Кремера, начинается четвертый этап развития IP-телефонии, связанный с расширением широкополосных сетей доступа и мобильных коммуникаций. При этом IP-телефония имеет все шансы стать основой для всех голосовых коммуникаций в сетях третьего поколения (UMTS-3G).

Игорь Масленников

Одним из главных вопросов, по мнению участников конференции, является обеспечение качества обслуживания в сетях IP-телефонии и нормирование параметров качества передачи голоса в таких сетях. Эта тема, в отличие, например, от исследования российского рынка IP-телефонии, показалась наиболее важной во время круглого стола, посвященного проектам АДЭ в сфере IP-телефонии. Кроме того, при подготовке итогового документа конференции было решено внести в него предложение в адрес Министерства связи и законодательных органов не переводить IP-телефонию из разряда телематических в разряд базовых услуг, как это предусмотрено в проекте нового федерального закона о связи. Такое изменение статуса IP-телефонии, по мнению большинства операторов (а представителей операторских компаний среди участников конференции было около 80%), сегодня помешало бы успешному развитию этого направления в России.

И все-таки, считает Игорь Масленников, несмотря на технологические и бизнес-достижения, представление об IP-телефонии в массовом сознании до сих пор остается неадекватным. На самом деле IP-телефония - явление гораздо более глубокое, чем кажется до сих пор большинству игроков телекоммуникационного рынка. Это не только телефония с дополнительными возможностями - это второй реальный и массовый после WWW IP-сервис. Процесс осознания возможностей новой технологии и перестройка телекоммуникационной индустрии, инициированная появлением IP-технологии, еще только начинается.

CompTek: (095) 785-2525.

Версия для печати