ПИСЬМО ЧИТАТЕЛЯ

Продолжение разговора на тему “ИТ-компании и вузы”: взгляд из вуза

    

Разговор, начатый PC Week/RE (N 32/2001, c. 25), затронул больную для меня тему взаимодействия ИТ-компаний и вузов. Думается, что она актуальна для многих читателей еженедельника.

ИТ-компании с точки зрения преподавателя вуза

Очень радует, что в настоящее время компании начинают приходить в вузы, так как весь мой предшествующий опыт подтверждает прискорбный для меня факт, что последние совершенно неинтересны ИТ-компаниям.

Опыт этот был получен, в частности, при посещении известных выставок типа Комтека и SofTool’а: первоначально вежливое и внимательное, отношение ко мне совершенно менялось, как только в процессе разговора выяснялось, что я - преподаватель вуза. Я становился безразличен - мне сразу намекали на это или говорили открытым текстом, и все мои дальнейшие попытки объяснить, что университет наш не из последних и не из самых бедных, что несмотря на сложное финансовое положение мы все же покупаем программные продукты, что недавно, например, мы приобрели лицензию на SPSS (а этот факт должен о чем-то говорить специалистам, если они, конечно, специалисты!), наталкивались на глухую стену равнодушия. И описанная ситуация повторялась с досадной регулярностью...

Я с большим интересом читал в том же PC Week’е об отдельных достижениях в деле сотрудничества ИТ-компаний и вузов - про “Академическую программу Oracle”, про замечательную деятельность фирмы “1С” и т. п., и они не могли меня не радовать, хотя и производили впечатление тех самых исключений, которые только подтверждают правило, поскольку часть подобных контактов связана с открытием на базе вузов коммерческих центров по обучению и сертификации. Кроме того, при продолжающемся активном развале (или медленном загнивании - как посмотреть) нашего высшего образования интерес к сотрудничеству с ИТ-компаниями проявляют в вузах только отдельные энтузиасты. Хорошо, если таким энтузиастом оказывается человек уровня проректора и выше, но даже он всегда стеснен рамками более чем ограниченного бюджета. А что говорить об энтузиастах из более низкого звена?

Камо грядеши?

Если предположить, что в настоящее время ИТ-компании поворачиваются лицом к нашему высшему образованию, то отдают ли они себе отчет в том, куда именно они идут, к кому и зачем?

Приведу пример из собственной практики.

Года два назад я был приглашен на презентацию, которую проводила в нашем университете довольно известная компания, продвигавшая не менее известный западный продукт. Его без большой натяжки можно отнести к классу корпоративных систем управления, получивших с легкой руки авторов PC Week’а удачное русское название с аббревиатурой КИС. Компания отнеслась к презентации вполне серьезно: присутствовали шесть-семь сотрудников, каждый из которых рассказывал об отдельных блоках и функциях, демонстрировались подготовленные слайды, даже мощный сервер Sun гости привезли с собой (!) - приложение работало только с UNIX, а у нас, кроме NT, ничего не было (да и до сих пор нет). Со стороны нашего университета также была проявлена большая заинтересованность: в одной из лучших на тот момент компьютерных лабораторий была собрана достаточно представительная аудитория - деканы двух крупнейших факультетов, несколько заведующих ведущими кафедрами, профессора, доценты, всего более 30 человек. Надо отметить, что собрать такую аудиторию в нынешних условиях, когда каждый преподаватель, проведя свои занятия, стремится поскорее убежать на дополнительные приработки, достаточно непросто. Атмосфера мероприятия была доброжелательная, нам понравилась и сама компания, и ее продукт, и люди, его представляющие.

Презентация проводилась очень четко и грамотно, все выступающие излагали знакомый и явно заученный текст, показывали прекрасные слайды и иллюстрации, раскрывая все многочисленные возможности системы. Преподаватели, подавленные этим обилием разнообразных функций, не успевали даже следить, а уж тем более осмыслить, нужны ли им эти функции, могут ли они использоваться для учебного процесса, а если и могут, то как именно. Конечно, они пытались вникнуть и задавать свои вопросы, касающиеся в основном учебных задач. На них следовал очень вежливый ответ, что система решает все на свете задачи, и презентация возвращалась на наезженные рельсы. До сих пор помню, как профессор с кафедры МТОЛ (Международные транспортные операции и логистика) пытался добиться от докладчика ответа, позволяет ли система решить знаменитую задачу о коммивояжере. Докладчик, молодой человек, который, судя по всему, об этой задаче ничего не слышал, пытался ограничиться общими фразами и вернуться к докладу. Десятиминутная дискуссия между ними закончилась безрезультатно, а оба участника остались недовольны - докладчик тем, что прервали его рассказ о многочисленных возможностях системы, а профессор так и не получил ответа на свой вопрос.

Не были получены ответы на другие важные для аудитории вопросы: имеются ли в наличии какие-либо примеры, тестовые задачи, учебные модели, которые можно было бы применять на начальных этапах освоения системы преподавателями или в дальнейшем, при обучении студентов.

Да и подведение итогов дискуссии показало, что присутствующие осознали все величие и красоту представленной системы, все ее многочисленные возможности, но так и не поняли, зачем им эта система, смогут ли они использовать ее в своей работе?

Отдавала ли эта компания себе отчет, к кому она пришла (на какой сегмент рынка)?

Понимала ли, что именно она хочет на этом сегменте предложить и как она это будет делать? Мне показалось, что такими вопросами представители компании даже не задавались.

Ситуация в вузах. Что должны знать представители ИТ-компаний

Сформулируем более четко, что же представляет собой тот самый целевой сегмент под общим названием “учебные заведения”, на который вроде бы собрались выходить ИТ-компании (оговорюсь, что все изложенное ниже является сугубо моей точкой зрения).

Итак, во-первых, еще раз подчеркнем, что вузы (как, впрочем, и их работники - преподаватели и сотрудники) в настоящее время пребывают в состоянии бедности разной степени - от просто бедности до полной нищеты. Какие-то деньги благодаря усилиям руководства вузов периодически появляются, на них закупаются компьютеры и даже зарплаты иногда повышаются, но, к сожалению, общей тенденции самоотверженная деятельность ректоров изменить не в состоянии. Поэтому при формировании предложения для вузов необходимо в первую очередь продумать систему скидок или специальных цен. Лучше всего, если непосредственно в прайс-листе или хотя бы в выставляемом счете присутствуют слова “специальная скидка для вузов”. По моему опыту, руководство всегда позитивно реагирует на подобные вещи. Такая специальная программа, например, позволила нам несколько лет назад приобрести лицензию на SPSS.

Во-вторых, необходимо упомянуть о таком важном и не менее больном вопросе, как квалификация современных преподавателей. Я вовсе не стремлюсь хоть как-то обидеть наш преподавательский корпус - в нем работают, как правило, умные, незаурядные, высококвалифицированные люди. Но, к сожалению, их высокая квалификация приобретена десятилетие, а то и несколько десятилетий назад, и к использованию возможностей современных компьютерно-сетевых технологий многие просто не готовы.

А у более квалифицированных в области ИТ и, как правило, более молодых преподавателей, которые хотят и могут активно заниматься внедрением в учебный процесс новых технологий, полностью отсутствуют стимулы для подобной работы.

В такой обстановке ИТ-компании, заинтересованные в продвижении в вузы своих продуктов, могли бы стимулировать активность преподавателей, предлагая циклы обучения и повышения квалификации. При этом необходимо учесть, что оплатить их по нормальным коммерческим ценам ($100-$150 в день) из своего кармана (да и за счет вуза) преподаватели не в состоянии. И здесь речь может идти не только о скидках, но и о специальных программах, упрощенных или сокращенных, или об иных формах сотрудничества.

Заметим, что и наполнение, или контент, для этих продуктов в вузах тоже разрабатывать практически некому. А если и есть возможности, то нет никакого желания (по описанным выше причинам). Здесь также открывается широкое поле деятельности для маркетологов ИТ-компаний. С одной стороны, фирмы могут предлагать для вузов свои тестовые задачи, примеры и т. п. С другой - преподаватели, обладая достаточным интеллектуальным потенциалом, могли бы сами разрабатывать новые постановки задач, различные учебные модели, полезные для ИТ-компаний, которые они могут использовать в дальнейшем.

Не нужно забывать и о традиционных, хорошо себя зарекомендовавших подходах: публикация сотрудниками вузов как в специальных, так и в общедоступных СМИ различных статей и интересных сообщений о соответствующем программном продукте, поддержка постоянной связи с вузами, приглашения на конференции, семинары, презентации. Кроме того, преподаватели, сотрудники и студенты могут помочь компании в тестировании новых версий своего продукта и даже в бета-тестировании. Иными словами, должны быть разработаны программы маркетинга, ориентированные именно на этот целевой сегмент.

В заключение хотелось бы еще раз горячо поприветствовать и поддержать те ИТ-компании и тех специалистов, которые прилагают усилия для продвижения своих программных продуктов в вузы. 4

С автором, к. т. н., доцентом кафедры менеджмента и маркетинга МГИМО (У) МИД РФ можно связаться по адресу: men_mar@mgimo.ru.

Версия для печати