Попытка “встать над схваткой”, или Давайте жить дружно!
ДИСКУССИЯ
Некоторые комментарии
Публикуемое сегодня “Письмо читателя” - не единственный отклик на тему “ИТ-компании и вузы”, поднятую нашим изданием в начале сентября (см. также статью профессора Н. Слядневой в PC Week/RE, N 37/2001, с. 45, в которой обсуждаются вопросы государственной поддержки ИТ-образования; были и другие, более лаконичные, но не менее экспрессивные отклики). Судя по всему, тема актуальна и востребована.
На наш взгляд, сегодняшний интерес к ней - явление закономерное, особенно если вспомнить тот путь, что прошли за последние десять лет обе стороны - и компании-разработчики, и отечественное образование. Как же развивался процесс?
Немного истории
1990-1992 гг. были периодом становления российского малого бизнеса, когда ИТ-сегмент оказался одним из самых перспективных и наукоемких. К этому времени относятся даты рождения большинства отечественных компаний, заметных сегодня на рынке (как в сфере ПО, так и в сфере компьютерной техники). Понятно, однако, что в эти годы, да и в последующие три (1993-1995) еще только развивающаяся отрасль бизнеса мало что могла дать традиционному образованию (и высшему, и среднему) - не было пока достойных продуктов, не было свободного капитала (для практически благотворительных проектов), рыночного опыта и пр. Если прибавить к этому и серьезный спад интереса молодежи к высшему образованию, развившийся к 1994-1995 гг. (если кто помнит - это были годы катастрофического падения конкурсов в вузы и фактического начала их кризиса), то и учебным заведениям тогда было не до новаций. Не успели через два-три года чуть поправиться дела с набором студентов (в результате, надо сказать, бескорыстных усилий самих вузов) и наметиться интерес некоторых отечественных компаний к сотрудничеству с высшим и средним специальным образованием (именно к этому времени относятся первые попытки взаимодействия с вузами и техникумами со стороны “Паруса”, “Галактики” и ряда других фирм), как разразился кризис 1998 г. Всем опять стало не до того - надо было “выживать”. Когда через год-другой стало ясно, что большинство выжило, сложилась (по нашим представлениям, уже в конце прошлого года) ситуация, благоприятствующая сотрудничеству ИТ-компаний и учебных заведений.
Созрели?
Для этой ситуации характерны следующие черты: многим вузам (несмотря на их бедственное финансовое положение, что, разумеется, не может не сказаться и на кадровом составе, даже учитывая патриотизм и самоотверженность - до известных пределов - научных сотрудников и преподавателей) разными способами удалось собрать у себя относительно приличный компьютерный парк, а сотрудники, которые имеют с ним дело, накопили некоторые (в основном пользовательские) навыки обращения с ПК и основным ПО. Повсеместное, объективно неизбежное распространение ИТ уже вынуждает вузы искать способы введения их в учебные планы; на эту же мельницу льет воду такой фактор, как возникающие рыночные отношения в сфере образования: руководители вузов отмечают, что использование ИТ в обучении дает учебному заведению конкурентные преимущества. Иными словами, вузы уже готовы (пока, правда, в основном морально, а не материально) к информатизации (в разных смыслах).
У ИТ-фирм же не так давно, с одной стороны, обнаружилась весьма серьезная ситуация с квалифицированными кадрами, а с другой - появилась материальная возможность долгосрочных инвестиций, в качестве которых сегодня принято рассматривать взаимодействие с вузами (воспитание будущих знающих пользователей - во что же еще выгоднее вкладывать средства?). Да и морально они уже созрели для этого: и долг перед отечественным высшим образованием чувствуют (все они родом оттуда), и маркетинговый опыт накопили (появилось знание о методах взаимодействия с разными рынками), и пример западных компаний уже не столь заоблачен и нереален (если у них забота о вузах - хороший тон, то чем мы хуже?). Пришло и понимание того, что такая работа - это долговременная рекламная акция. Одним словом, фирмы тоже готовы к сотрудничеству.
Но почему же столько неудовольствия с обеих сторон, почему столько жалоб и сетований: одни кивают на иждивенчество партнера, другие - на высокие цены и все вместе - на безразличие и инертность противоположной стороны, которая не прилагает нужных усилий, и т. д. и т. п? А вот это мне и самой непонятно. Отчего-то все считают долгом встать в позу гордого короля и думать, что все остальные - их вассалы, которые могут лишь нижайше просить милости. Только редкие мудрецы (без иронии!) пытаются понять противоположную сторону и начать взаимовыгодный диалог. Греха непонимания и гордыни не избежал ряд компаний (см. обзор “Инвестиции или пустые хлопоты”, PC Week/RE, N 32/2001, с. 25), утверждающих, что нашим вузам неинтересно сотрудничество с ними, а частично и г-н Гречков, когда сетует на отсутствие интереса к нему (как представителю вуза) со стороны персонала компаний на выставках. Но зачем же так? Не лучше ли вспомнить о том, что образование (а равно и сотрудничество с ним) - это в целом “штучная работа”, требующая специального подхода, специальных методов маркетинга и менеджмента, к которым он, кстати, и призывает, видимо, слегка подзабыв, что таковым подход должен быть с обеих сторон. И странно требовать от стендистов на выставках тех решений и полномочий, которые есть прерогатива другого лица - менеджера по работе с вузами (назовем его условно так) или руководства компании. Только они и могут решать вопросы специальных скидок и реализации программ сотрудничества с вузами. Хотя, разумеется, приведенный им пример неудачной презентации свидетельствует о том, что и компании еще не привыкли ставить себя на место предполагаемого партнера-вуза.
Но по большому счету сетования сторон (фирм и вузов) на сегодняшний день в значительной мере объективны: в вузах далеко не все преподаватели готовы и хотят воспринимать новое (но так было всегда), коммерческие фирмы очень осторожны в своей благотворительности и не желают разбрасывать деньги без уверенности в их рациональном использовании (и правильно, иначе они не были бы успешны в бизнесе). А государство - что ж, необходимость финансирования образовательных проектов энтузиастам почти всегда приходилось доказывать чуть ли не ценой собственной жизни (искренне надеюсь, что в данном случае этого не произойдет, особенно в свете принятых недавно федеральных программ, касающихся информатизации образования). Как справедливо пишет в своей статье г-жа Сляднева, здесь были бы возможны различные формы помощи, в том числе формирование госзаказа на дидактически ориентированные версии ПО и ИС, целевое финансирование некоммерческих госбюджетных разработок, введение налоговых льгот для тех фирм, которые создают одновременно промышленные и учебные версии своих лицензионных программ, использование рычагов лицензирования и сертификации, формирование системы льготных условий предоставления высшей школе новейших ИТ-разработок и т. п.
Есть положительные примеры, есть!
Если говорить конструктивно, то знакомство с методами, которыми уже пользуются компании для наведения мостов с учебными заведениями (см. вышеупомянутый обзор) обнаружило большое их, методов, разнообразие - от приема студентов на практику, а выпускников на работу в фирму до проведения совместных конференций, семинаров, размещения заказов на исследования силами сотрудников вузов и многое другое. Но подчеркнем еще раз, следует помнить о целях друг друга, как, впрочем, и о том, что зарплата среднего менеджера ИТ-фирмы и преподавателя вуза (даже со степенью) различается на порядок, и это тоже нешуточный фактор.
Один из недавних примеров удачного взаимодействия ИТ-компаний с образовательными учреждениями: в середине ноября прошла 11-я конференция “Информационные технологии в образовании’2001”, которая по традиции сопровождалась соответствующей выставкой (об этом см. PC Week/RE, N 44/01).
А несколько раньше в Тамбове состоялся экономический форум Центрального федерального округа, посвященный вопросам региональных инвестиций. На одной из секций, обсуждавшей развитие образования в регионе, которую возглавлял ректор Тамбовского государственного технического университета профессор Мищенко, о своей открытой образовательной платформе (ООП) рассказала компания “Формоза”. Представители фирмы и деятели местных образовательных структур решили активизировать конкретную работу по информатизации школ и вузов. Одним из первых шагов будет создание совместными усилиями учебно-методической площадки, где будут отрабатываться формы и методы внедрения ИТ в процесс обучения. Важной была возможность прямого общения с преподавателями. По свидетельству руководителя образовательных программ “Формозы” Елены Третьяковой, даже простой рассказ, подкрепленный демонстрацией возможностей ООП, вызывает у педагогов активный интерес к продукту, так как он позволяет превратить компьютер в реального помощника учителя, сделать работу последнего более разнообразной, современной, включающей возможности ИТ (мультимедиа, Интернет и пр.) В ближайшем будущем компания "Формоза" планирует активно расширять количество учебно-методических площадок в регионах. Кстати, на выставке ИТО’2001 ООП "Формоза" заняла первое место в разряде продуктов для учебного процесса.
Итак, "первые ласточки" взаимодействия, как показывает практика, уже полетели. Как в любом союзе (например, в браке), чтобы привыкнуть друг к другу, научиться не ссориться, понимать партнера и не обвинять его во всех грехах, требуется некоторое время. Будем надеяться, что оно не растянется надолго, и стороны - ИТ-компании и вузы - скоро составят счастливую пару.
К автору можно обратиться по адресу: tatyana@bogat.msk.ru.