Международный конкурс “буква:раз!”

ТИПОГРАФИКА

Подведены итоги международного конкурса шрифтового дизайна “буква:раз!”, проходившего в Москве в рамках мероприятий Года диалога между цивилизациями под эгидой ООН. В конкурсе приняли участие более 240 художников шрифта из 30 стран. В течение двух дней жюри рассмотрело 617 конкурсных проектов, среди которых были латинские, кириллические, греческие, арабские, еврейские, армянские, грузинские, деванагари-хинди и японские шрифты, а также один амхарский шрифт и даже шрифт, разработанный на основе письменности канадских аборигенов. Кроме этого, был представлен международный фонетический алфавит (IPA) и заметный процент неалфавитных шрифтов, т. е. наборных украшений, бордюров и орнаментов.

Мэтью Картер и Елена Рымшина

Об экуменическом характере конкурса ясно говорит состав его жюри. Председатель Максим Жуков - координатор по типографике Организации Объединенных Наций. Российский дизайнер наборного шрифта Владимир Ефимов - автор не только трех десятков кириллических гарнитур, но и нескольких индийских, греческих и еврейских. Герасимос Леонидас - преподаватель шрифтового дизайна в Редингском университете (Англия) и вместе с тем - дизайнер как греческого, так и латинского шрифтов. Фиона Росс - доктор наук в области индийской палеографии (SOAS) и автор монографии о бенгальском шрифте. Любовь Кузнецова разработала более трех десятков арабских и кириллических гарнитур, при этом некоторые свои шрифты в стилях насх, куфи и насталик она создавала совместно с египетскими, иранскими и ливанскими каллиграфами. Работающий ныне в Германии Акира Кобаяси в свое время учился в художественном колледже “Мусасино” в Токио, изучал каллиграфию в Лондонском колледже печати, а в течение последних лет (это к слову!) стал победителем буквально всех проводившихся в разных странах конкурсов шрифтового дизайна. Наконец, Мэтью Картер - автор таких известных многоязычных шрифтовых гарнитур, как георгиа и вердана. Юрий Герчук - единственный член жюри, не занимающийся шрифтовым дизайном; видимо, его задачей как искусствоведа и художественного критика было придать мнениям своих коллег ту широту взгляда, что рождается при сотрудничестве специалистов смежных областей.

На этом конкурсе не присуждался “Гран-при”, равно как и первые, вторые и далее по ранжиру места. Жюри справилось со своей задачей, отметив сто лучших работ безотносительно систем письма и конкурсных категорий. Подразделение конкурсных проектов на текстовые, акцидентные, текстово-акцидентные шрифтовые системы, супергарнитуры и неалфавитные шрифты определяло лишь порядок их рассмотрения. По правилам конкурса жюри оставляло за собой право переводить проекты из одной категории в другую и во время заседаний активно пользовалось этим правом.

Шрифты принимались к рассмотрению не в цифровом виде, а в виде распечаток формата А3. Тем не менее по представленным авторами сведениям можно сделать вывод, что большинство шрифтов существует в формате PostScript; за ним по частоте употребления следует формат TrueType; затем Open Type и, всего в нескольких проектах, Multiple master. Не менее половины конкурсных работ составили развитые шрифтовые семейства, что говорит, на мой взгляд, о профессионализме авторов. Явно отмечается тенденция к созданию многоязычных шрифтов, что и неудивительно: это требование современного мира. По числу представленных на конкурс проектов лидировали Соединенные Штаты Америки (136) и Россия (135), за ними следовали Германия (75), Франция (56), Израиль (34), Великобритания (23) и другие страны. После подведения итогов ситуация резко изменилась, причем, увы, не в нашу пользу: 32 шрифта, попавших в “первую сотню”, были присланы на конкурс из США и только 11 - из России. Десять мест завоевала Германия, девять - Франция, шесть - Соединенное Королевство и четыре - Израиль. Большая группа нелатинских шрифтов прибыла не со своей родины, а из Великобритании и США. Уж не это ли ответ на вопрос, чьими шрифтами мы будем набирать тексты в ближайшие годы?

Среди авторов шрифтовых проектов, признанных лучшими на конкурсе “буква:раз!”, - московские художники шрифта Андрей Белоногов, Юрий Гулитов, Иннокентий Келейников, Владимир Павликов, Тагир Сафаев, Исай Слуцкер; проживающий сейчас в Петербурге мастер каллиграфии Илья Богдеско; студенты Харьковской государственной академии дизайна Елена Зотикова, Ольга Оверчун, Юрий Лила, Елена Ликутина; армянский дизайнер Манвел Шмавонян и др. Результаты конкурса были объявлены на торжественном вечере, организованном в актовом зале Московского государственного университета печати.

Члены жюри выступили с докладами и ответили на вопросы собравшихся - московской дизайнерской общественности, журналистов и студентов. В частности, представился удобный случай выяснить: с чего сегодня обычно начинается дизайн нового шрифта? предпочитают ли ведущие мастера компьютерные технологии традиционным? По признанию Мэтью Картера, сам он работает за компьютером только потому, что “не умеет рисовать”; но вообще это зависит от художника, и есть немало разработчиков шрифта, прежде всего доверяющих бумаге, а машину использующих лишь для сканирования и дальнейшей обработки рисунка. Совсем иначе, по мнению Герасимоса Леонидаса, ставится вопрос для тех, кто только начинает практиковаться в шрифтовом дизайне. Индивидуальность компьютерных программ бывает настолько яркой, что она слишком сильно влияет на почерк молодого художника; по этой причине курс дизайна шрифта на факультете типографики и графических коммуникаций Редингского университета начинается с традиционного рисунка, и лишь затем студенты приступают к освоению компьютерных инструментов.

Версия для печати