Э-ЕВРОПА
Владимир Дрожжинов,
В обозримом будущем, а точнее к 2010 г., страны Европейского Союза должны превратиться в конкурентоспособный и наиболее динамично развивающийся регион, являющийся частью глобального информационного Сообщества, ориентированного на знания. Это стратегическая цель программы “Электронная Европа” (“э-Европа”, europa.eu.int/eeurope), достижение которой увязано с решением следующих фундаментальных проблем:
- предоставление обществу дешевого, быстрого и безопасного Интернета;
- стабильное и достаточное по объему инвестирование в обучение населения информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ);
- массовое использование Интернета во всех сферах общественной и повседневной жизни и во всех географических регионах.
Наряду с постановкой задач и определением путей их решения в программе “э-Европа” особое внимание уделено разработке и реализации мероприятий по регулярному мониторингу движения каждой входящей в ЕС страны к информационному обществу (ИО). К числу наиболее известных и универсальных методологий мониторинга относится используемая в программе Eurobarometer. Другие методики применяются, например, в проекте Интернет-тестирования Амстердамско-Маастрихтского летнего университета (Amsterdam-Maastricht Summer University) и в исследовании распространенности электронных услуг, предоставляемых государством гражданам, проведенном компанией Cap Gemini Ernst & Young в рамках проекта Европейской Комиссии и ее Генерального директората. Представленные ниже результаты мониторинга опираются главным образом на информацию, полученную по программе Eurobarometer, однако в некоторых случаях были использованы данные двух последних проектов.
ИКТ на службе граждан
Оснащенность домашних хозяйств средствами ИКТ. По данным Eurobarometer, в апреле 2000 г. распространенность различных видов ИКТ в странах Европейского Союза характеризовалась цифрами, приведенными в табл. 1 и 2. Среди тринадцати отслеживаемых технологий наибольшей популярностью пользуются мобильные телефоны, на втором месте находятся домашние настольные компьютеры и кабельное ТВ. Такое распределение интересов населения полностью соответствует тенденциям, наблюдаемым на европейском рынке ИКТ, где наибольшие темпы роста отмечены для сектора мобильной связи (около 30% в год), тогда как сектор кабельного ТВ растет ежегодно примерно на 15%, а сегмент персональных компьютеров - на 10-12%.
Таблица 1. Распространенность ИКТ среди населения
стран ЕС (в % от общего числа опрошенных)
Таблица 2. Распространенность наиболее популярных ИКТ среди
населения стран ЕС (в % от общего числа опрошенных)
В Интернете (см. http://europa.eu.int/information_society/eeurope/egovconf/index_en.htm) представлены данные Eurobarometer об оснащенности европейских домашних хозяйств средствами доступа в Интернет на октябрь 2000 г., а также об использовании Интернета малым бизнесом. Они показывают, что в среднем по всем странам ЕС доступ в Интернет имеют 28% семей (напомним, что в апреле 2000 г. этот показатель был равен 18%) и 70% малых и средних предприятий (МСП). Распределение этих показателей по отдельным странам представлено в табл. 3.
Таблица 3. Наличие средств доступа в Интернет дома (в % от числа опрошенных семей)
и использование Интернета малыми и средними предприятиями
Наконец, самые последние данные Eurobarometer, полученные в июне 2001 г., свидетельствуют от том, что среднеевропейский показатель оснащенности домашних хозяйств выходом в Интернет к этому времени вырос до 36,1%, т. е. более чем на 8% всего за восемь месяцев.
Большой интерес представляет и перечень наиболее популярных среди европейцев Интернет-приложений, приведенный в табл. 4 (по данным Eurobarometer на апрель 2000 г.). Он свидетельствует о глубоком проникновении Интернета в самые разные сферы общественной и частной жизни. Однако большой разрыв в популярности электронной почты и других приложений говорит о том, что многие европейские граждане пока недостаточно осведомлены о возможностях Интернета.
Таблица 4. Перечень наиболее популярных приложений и услуг
(в % от числа опрошенных Интернет-пользователей)
Доступ граждан к электронным правительственным услугам. Значительное место в жизни европейцев начинают занимать Интернет-приложения, обеспечивающие взаимодействие населения с местными властями (19%) и правительством (15%), а также участие граждан в политической жизни (10%). В табл. 5 приведены данные о предоставлении гражданам онлайновых услуг со стороны правительств разных стран ЕС (данные Eurobarometer на февраль 2001 г.). Они отражают процент пользователей Интернета, посетивших правительственные сайты, и свидетельствуют о том, что за прошедший год их число увеличилось почти в 4 раза - с 15 до 54%. Кроме того, в этой таблице представлены данные, позволяющие увидеть как сам набор видов онлайнового правительственного сервиса (предоставление информации, возможность обращения по электронной почте и предоставление форм для заполнения), так и интенсивность использования отдельных видов такого сервиса.
Таблица 5. Количество посетителей правительственных Web-сайтов стран
Европейского Союза (в % от общего числа Интернет- пользователей)
Оснащенность правительств Web-технологиями и их использование для предоставления услуг гражданам
Третий год подряд в рамках исследовательского проекта в Амстердамско-Маастрихтском летнем университете проводится Интернет-тестирование правительственных и политических сайтов стран Европейского Союза, целью которого является определение прогресса в продвижении Европы к электронному правительству и к электронной демократии. Сайты оценивает группа участников, состоящая в среднем из 25 пользователей Интернета.
Результаты тестирования отражают мнения и оценки, высказанные участниками исследования по каждой из четырех категорий правительственных Web-сайтов. Эти категории охватывают Web-сайты премьер-министров (председателей правительств), министерств экономического блока, министерств социального блока, парламентов.
Предложенная классификация позволяет прицельно выделить специфику различных категорий органов государственной власти. Сайты оцениваются по 25-балльной шкале, таким образом максимальная общая оценка для страны составляет 100 баллов.
В соответствии с принятой методикой Интернет-тестирования для каждой категории сайтов сформирован перечень вопросов, отражающих специфические особенности деятельности их владельцев. Так, при оценке правительственных (т. е. министерских) Web-сайтов рассматриваются следующие аспекты:
- наличие персонального сайта и персонального адреса у соответствующего высшего руководителя (премьер-министра или министров);
- использование в электронной почте стандартных вопросов, время ответа на вопросы и вид ответа - автоматический или персональный;
- наличие ежедневного или еженедельного графика работы с электронными технологиями у соответствующего высшего руководителя;
- оперативность появления пресс-релизов и заявлений;
- наличие на Web-сайтах внутренних систем навигации и организационно-структурных диаграмм;
- наличие отдельных электронных адресов у технических администраторов и у поставщиков контента;
- использование современных технологий типа push-mail, “онлайновый заказ”, “видео по требованию” и т. д.;
- наличие Web-программ, зарегистрированных в международных и национальных поисковых машинах.
При оценке Web-сайтов парламентов и их комитетов использовались несколько иные критерии:
- наличие у каждого из комитетов парламента контактов по электронной почте с гражданами и соответствующего адресного справочника;
- наличие практики отчета комитетов парламента об итогах своей деятельности и подготовки обзоров текущих политических проблем;
- наличие возможности знакомиться с мнениями специалистов и экспертов в режиме онлайнового диалога при проведении дискуссий или форумов.
Результаты тестирования, проведенного в 2001 г., представлены в табл. 6.
Таблица 6. Результаты Интернет-тестирования правительственных
Web-сайтов стран Европейского Союза в 2001 г., баллов
При сравнении итогов двух последних тестирований видно, что имеет место рост как максимального балла лидирующей страны (с 78 до 81), так и среднего показателя по всем странам ЕС (с 57 до 62). Это подтверждает наличие позитивных тенденций в процессах электронизации органов государственной власти.
Таблица 7. Данные по оснащенности
местных органов власти Web- сайтами
Использование Интернета на уровне местных правительств (администраций) иллюстрируют данные, представленные в табл. 7 (http://europa. eu.int/information_society/ eeurope/egovconf/index_ en.htm). Они отражают степень оснащенности Web-сайтами местных органов власти (данные Eurobarometer на апрель 2000 г.) в странах ЕС. Из этих данных следует, что в среднем по ЕС каждый второй орган местной власти использует в своей деятельности Интернет. 4
(Продолжение следует)