“Крутые” решения Novell

э-Правительство - не лекарство от всех болезней, но позволяет обнаружить

много несуразностей и избыточности в существующих государственных органах.

     Алеш Кучера

Сигнал, который правительство России подало в начале 2001 г., занявшись разработкой, утряской и утруской (в основном последним) ФЦП “Электронная Россия”, был услышан не только отечественными, но и зарубежными компаниями. Неспроста, например, Oracle с ее решениями для э-правительства стала спонсором недавно прошедшей конференции “Электронная Москва”. Вот и Novell в лице ее московского представительства провела 19 декабря 2001 г. семинар “Решения Novell для электронного правительства. Опыт решения для правительства Чехии”.

Платформа ISPA

Тематически получился своего рода семинар в квадрате - на редкость информативный, что бывает только тогда, когда от лица компании выступают не руководители, менеджеры или сотрудники отделов маркетинга и PR, а люди, непосредственно занимающиеся разработками. Таких оказалось двое: Алеш Кучера - глава представительства Novell в Чехии и Вацлав Шамша, возглавляющий чешскую компанию TDP. Кстати, на сайтах представительства (www.novell.cz) и фирмы (www.tdp.cz) нет ни слова о совместной вот уже трехлетней работе над проектом типовой информационной системы для госоргана (Information System for Public Administration, ISPA). Легкость, я бы даже сказал, изящество, с которым дуэт чехов преподносил свои достижения в области практики построения ISPA-систем на базе продуктов Novell, наверно, кроме всего прочего, можно объяснить и тем, что они уже неоднократно это делали в различных странах: конечно, в Чехии, затем в Словакии, Словении, Румынии и Южной Африке. Отсюда ясно, что предлагается международное решение.

Главная ценность продвигаемого ISPA-решения заключается в его направленности на госорганы (как федеральные, так и местные), завершенности и обкатанности. С точки зрения платформы (см. схему) оно архитектурно и функционально вполне сопоставимо, например, с платформой iPlanet. Но Novell всегда славилась своей справочной службой или службой каталогов. Ключевой компонент платформы - базисные регистры страны.

В набор регистров входят регистры населения страны; социального обеспечения; административного деления страны, городов, поселков и деревень с их почтовыми индексами; юридических лиц страны и др. За ведение каждого из них отвечает какое-то ведомство - скажем, за регистр населения в основном МВД, а за регистр административного деления страны, городов, поселков и деревень - почтовое ведомство. И вот здесь возникает первая проблема: информация о юридическом или физическом лице (субъекте) может быть рассеянной и частично продублированной в нескольких регистрах, которые ведут разные ведомства.

Последние противятся устранению дублирования, поскольку это сокращает объем их работы и соответственно ведомственный бюджет. Но некоторые моменты здесь определяются и мотивами поведения субъектов, занесенных в регистр. Чей регистр будет более точно отражать местонахождение физического лица - МВД (регистрация по месту жительства) или Минсоцобеспечения (регистрация по месту жительства для получения, скажем, пособия на ребенка)? Ясно, что регистр Минсоцобеспечения будет более точен, если говорить о гражданах, получающих от государства те или иные виды материальной помощи.

Определенную проблему для ведения базисных регистров могут представлять и их частые изменения, касающиеся, например, административного деления страны, набора и названий министерств и ведомств и т. п.

Заставить граждан пользоваться услугами ISPA-систем, а тем более давать информацию о себе, как показывает опыт Чехии, весьма сложно. Только 5% людей делают это ради экономии времени, 90% должны видеть здесь материальный интерес даже при бесплатном доступе через общественные информационные киоски. Опыт сетей супермаркетов подтверждает это. Чтобы получить дисконтную карту, мы готовы дать о себе любую информацию. А ведь все покупки регистрируются, в том числе и в тех случаях, когда владелец карты переезжает из города в город, где развернута сеть! И если сопоставить состав покупаемых товаров в разных городах, можно сделать кое-какие выводы о личной жизни покупателя и его покупательной способности.

В заключение семинара Алеш Кучера отметил, что создание ISPA-систем - дело непростое, требующее большой системной подготовительной работы на государственном уровне, включая создание федеральной базы законов о цифровой подписи (для авторизации доступа и обмена юридически значимыми документами граждан и госорганов), об использовании личных данных и доступе к ним, о свободе доступа граждан к информации государственных органов и др. Но есть действия, которые госорганы могут совершить немедленно, не дожидаясь решения всего комплекса вопросов создания ISPA. Вот какова их последовательность:

- Создать в ведомстве справочную службу (служба, предлагаемая Novell, не зависит от платформы).

- Создать в ведомстве подразделение по развертыванию и сопровождению прикладного и системного ПО.

- Внедрить систему аутентификации пользователей систем на любых доступных ведомству технических средствах (например, на смарт-картах и устройствах их считывания, на сканерах, считывающих радужную оболочку глаз, отпечатки пальцев и т. д.).

- Внедрить XML-технологии для интеграции ведомственных и государственных информационных систем на уровне данных, особенно в режиме offline.

В ходе ответов на вопросы г-н Кучера сообщил, что в Чехии при реализации ISPA-систем отказались от создания ведомственных систем связи из-за их дороговизны, а используют средства национального телекомоператора. Уровень и качество обслуживания определяются соответствующими двусторонними договорами ведомств и оператора.

После рассказа чешских специалистов захотелось поближе познакомиться с ИТ-технологиями, которые Novell предлагает для поддержки правительства. Исследование содержимого веб-сайта компании выявило несколько положительных примеров из этой области, в частности таких, как автоматизация на базе продуктов Novell eDirectory™, iChain™ и DirXML™ налоговой службы Франции и муниципальной налоговой службы г. Гааги (Голландия). Можно утверждать, что Novell совместно с компанией Metastorm совершила технологический прорыв, создав систему управления внешними и внутренними бизнес-процессами для госорганов (Business Process Management, BPM). Это решение появилось в развитие, усовершенствование и расширение технологии управления потоками работ (workflow management), и определяется оно следующим образом: “ВРМ - категория ПО, автоматизирующего процессы взаимодействия клиентов, граждан, чиновников, сотрудников, партнеров, поставщиков с данными, приложениями и друг с другом. В результате те, кому полагается, правильные решения принимают вовремя”.

По оценке Gartner Group, к 2005 г. по меньшей мере 90% больших организаций в составе своей “нервной системы” (Enterprise Nervous System, ENS) будут иметь ВРМ. Организации же, продолжающие программно зашивать потоки работ или разрабатывать подробные бумажные должностные инструкции и не использующие преимуществ ВРМ, будут уступать свои позиции конкурентам, вооруженным BMP-технологией.

Другим открытием для автора настоящих строк стало наличие на сайте Novell методик расчета отдачи от инвестиций в ее продукты. В некоторых случаях дается и методика расчета общей стоимости владения (ТСО). Таким образом, то, что раньше отдавалось на откуп независимым консультационным ИТ-компаниям, теперь предлагается самим разработчиком. Не это ли демонстрирует смычку продуктов и услуг?

По мнению автора, инфраструктурные продукты и технологии Novell должны рассматриваться самым серьезным образом при выборе средств автоматизации в госорганах, да и в коммерческих организациях тоже. А технология ВРМ как раз и является той общей шиной, которая может обеспечить соединение старых и новых информационных систем, бизнес-процессов и людей (см. PC Week/RE, № 37/2001, с. 33).

Версия для печати