ИСКАЛКИ
18 декабря прошел финал Второго Кубка России по поиску в Интернете. В московском кафе Cafemax соревновались восемь игроков, преодолевших преграды двух заочных туров. Всего же в розыгрыше участвовало 6736 человек из России и шести других стран*1 - налицо заметный рост интереса к состязаниям: полгода назад за Первый Кубок боролась всего тысяча человек. Лично мне приятно отметить, что несмотря на возросшую конкуренцию, в этот раз среди финалистов было и две финалистки - Ольга Павлова из Питера и москвичка Татьяна Платонова, занявшие в итоге четвертое и шестое места соответственно.
_____
*1. Трое с Украины, двое из США и по одному из Белоруссии, Израиля, Узбекистана и Франции.
Финал проходил в два этапа: в многоборье отбирались три победителя, а затем эти трое соревновались между собой в “забеге”. Самым сложным заданием многоборья оказался выбор маршрута для Деда Мороза, пробирающегося рейсовым транспортом из Великого Устюга в Урюпинск. Первым - за 4 секунды до конца игры - с ним справился сотрудник “Вестей.ру” Владимир Степанов. Он же победил и в забеге, завоевав звание Человека, который нашел все, и поездку в Монако на этап чемпионата Формула-1.
Для людей, далеких от Интернета, эта сеть представляется универсальным хранилищем информации. Однако существует и другое определение: “Интернет - всемирная помойка”. Соль в том, что во Всемирной паутине вперемешку с подлинными фактами свалены сплетни, домыслы, фальшивки и прочая ерунда. А главное - все это лишено жесткой структуры, характерной, например, для библиотек. Поэтому поиск информации в Интернете требует эрудиции, смекалки и прежде всего опыта. Не всякому очевидно, например, каким путем искать ответы на вопросы финального забега:
- Как звали знаменитую собаку лауреата Нобелевской премии Павлова?
- Из какого города было вывезено по репарации оборудование для производства фотоаппаратов “Киев”?
- В каком городе родился архитектор, в мастерской у которого учился автор станции Курская-радиальная московского метрополитена?
- Как звали чиновника, руководившего кодификацией права в Византии в середине V века н. э.?
- Какое слово было написано на первой в мире ксерокопии?
- На какой срок был лишен водительских прав дизайнер автомобиля “машина времени” из фильма “Назад, в будущее”?
Понятно, что ответы на эти вопросы можно найти и традиционными способами (без использования Интернета), но это потребует довольно много времени, а на соревнованиях ответы находились за считанные минуты. Точно так же понятно, что участников соревнований не интересовала информация как таковая - они стремились завоевать призы и славу. Однако в принципе задания такого сорта можно использовать не только для рекламы поисковых машин или умелых искателей, но и в совершенно иных целях.
На Западе такие поисковые задачи очень популярны: они называются Internet scavenger hunt, по аналогии со старинной американской игрой scavenger hunt. Дословно название игры можно перевести как “охота мусорщика” (хотя возникла она задолго до появления “всемирной помойки”), а заключается она в том, что играющие бегают по дому в поисках предметов из заданного списка. Побеждает, понятное дело, тот, кто первым соберет весь комплект.
Не знаю, какую пользу можно было извлечь из салонной игры, но ее онлайновый аналог таит потрясающие возможности. Известно, что информация, найденная самостоятельно, усваивается гораздо лучше, чем полученная на “блюдечке с голубой каемочкой”. Поэтому всякий, кто хочет кого-то (студента, клиента, пациента) проинформировать, может сделать это весьма эффективно, создав специальную поисковую задачу. Задачи, связанные с поиском в Интернете, сделают увлекательным обучение многим предметам.
Уровень сложности таких задач может сильно варьироваться в зависимости от аудитории и поставленных целей. Самый простой вариант - когда дается адрес одного сайта и вопросы задаются по его содержимому. Например, учитель посылает детей на сайт Музея изобразительных искусств, чтобы они там нашли ответы на вопросы о французских импрессионистах (допустим, с кого Сезанн рисовал Арлекина или сколько рыбок в аквариуме Матисса). После такой домашней подготовки ребенок, придя в музей, увидит картины другими глазами: они уже будут ему родными и близкими.
Этот же уровень часто используют в рекламных целях. Пришел человек на сайт компании, а ему предлагают ответить на ряд вопросов о ее продукции (заманив какой-нибудь призовой майкой). Он ходит-бродит по сайту, отвечая на вопросы о выдающихся особенностях товаров фирмы, глядишь - проникся уважением, отправился в фирменный магазин и что-нибудь купил.
Следующий вариант - когда указано несколько сайтов и ответ на каждый вопрос можно найти на одном из них. Тут, конечно, важно, чтобы выбор сайта не был очевиден с первого взгляда на вопрос. Например, если для поиска информации вы указали два сайта: один с атласом мира, а другой - посвященный насекомым, то нетрудно догадаться, на котором из них искать крупнейший водопад Европы.
Третий уровень - сайт(ы) нужно найти самостоятельно. При этом обычно возможны разные подходы и соответственно при решении такой задачи можно получить разную побочную информацию. Например, для того, чтобы узнать, какой из городов “Золотого кольца” ближе всего к Москве, можно перебрать сайты всех этих городов, а можно найти сайт турфирмы, которая организует поездки в города “Золотого кольца”.
Придумывая различные подходы и выбирая оптимальный, человек обучается не только работе в Интернете, но и логическому мышлению, развивает навыки обработки информации, а ведь именно обработка информации - основа экономики будущего.
Поиск в интернете - это новый вид интеллектуальной деятельности. Давно известно, что правильная постановка задачи - уже половина решения, и этот принцип особенно верен в отношении поиска в Интернете. Поэтому в ходе поиска вырабатываются навыки анализа и переформулировки задачи, разложения ее на элементарные составляющие. Кроме того, поиск обеспечивает приток новых знаний и одновременно приучает их критически оценивать - ведь Интернет часто предоставляет совершенно противоречивую информацию по одному и тому же вопросу.
Одним словом, правильно составленная поисковая задача может - в зависимости от интересов ее составителя - побудить к сравнительному анализу различных переводов “Гамлета”, а может - к покупке электроплиты. Поэтому поисковые задачи - золотая жила как для преподавателей, так и для маркетологов. Дело за малым - обеспечить доступ в Интернет всем ученикам и клиентам, а главное - преподавателям. Маркетологи-то по большей части уже вышли на его просторы.