Инфотехнологии в мировой шкале ценностей

Центр тяжести в мировом развитии постепенно смещается в сторону информации и информационных технологий, которые становятся основой, в значительной степени обусловливающей становление разного рода факторов управления. Данные исследований, проведенных в ста с лишним государствах, показывают, что чем больше в стране административно-территориальных и сответственно информационно-сотовых самоуправляемых единиц, тем, как правило, выше в ней жизненный уровень населения.

Муниципальное управление, как и местное самоуправление, является категорией формирующейся, и проблемы ее конституционного, правового, судебного и иного социально значимого наполнения еще не решены. Вместе с тем использование в этой сфере инфокоммуникационных технологий, особенно программных решений, получило в последние годы значительное развитие.

Инфокоммуникационные технологии включают в себя телекоммуникации (Т), информационные технологии (I), мультимедиа-приложения (М), энтертейнмент (Е; для систем управления это деловые игры) и технологии информационной безопасности (S). Результат интеграции всех этих пяти элементов в новый рыночный сегмент - TIMES и составляет инфокоммуникационную сферу, элементы которой мы видим, к примеру, в Интернете, ставшем во многих странах мира начальной движущей силой будущего информационного сообщества.

Есть все основания полагать, что методы информационные технологий (I), являясь структурным элементом рынка интегрированных услуг TIMES, с необходимой объективностью составляют важнейший компонент организации эффективного информационного обмена и могут быть положены в основу его развития в сфере муниципального управления.

Проблемы управления на муниципальном уровне

В управлении муниципальными образованиями сегодня существует множество проблем. Перед администрациями городов и районов остро стоят задачи оптимизации распределения финансовых ресурсов, упорядочения муниципальной собственности, целевого использования бюджетных средств и регулирования материальных потоков. Особую актуальность им придают хроническая нехватка средств местных бюджетов, а также уже начавшийся переход на систему казначейского исполнения бюджета. Давно уже пора всерьез заняться и областью информационных ресурсов.

Показатели, необходимые для принятия управленческих решений, и их возможное

отражение в программном комплексе "Системы управления ПАРУС"

Решение всех этих проблем во многом зависит от внедрения информационных технологий. Но, прежде чем строить интегрированную систему управления и тем более систему управления финансами муниципального образования, следует очень внимательно рассмотреть перечень тех социально-экономических параметров, которые необходимы для принятия эффективных управленческих решений. Помимо прочего к ним относятся и показатели, перечисленные в таблице.

В правой колонке таблицы перечислены конструкционные модули "Системы управления ПАРУС", а данные левой колонки показывают, как финансово-экономические и социально-политические позиции сферы управления могут быть отражены в программно-технической среде.

Приведенный перечень позиций может быть увеличен или уменьшен в зависимости от того, какие задачи руководство данного муниципального образования хочет решить с помощью системы управления.

Финансовая система может служить ядром управления в целом (тогда ее проектирование ведется относительно автономно), а может быть встроена в схему специального проекта социально-экономического управления. В последнем случае допустимо ее введение отдельными модулями с тем, чтобы по мере необходимости и в соответствии с приоритетами различных регионов последовательно повышалось качество управления не только самим финансовым механизмом, но и теми социальными проблемами, которые свойственны регионам и муниципальным образованиям в настоящее время.

Важным моментом здесь является охват и возможность учета всех направлений деятельности и социосферы региона и всех показателей норм уровня жизни населения (система индикаторов), что в конечном итоге и требуется от социально направленной системы управления. К тому же учет, контроль и самоуправление строится и осуществляется в реальном времени с формированием выходных параметров в удобном и понятном для восприятия виде. Это становится возможным благодаря тому, что программные решения "Системы управления ПАРУС", помимо их модульности, масштабируемости, интегрируемости и открытости, дополнены весьма важным свойством - способностью к удобному анализу ситуаций на основе OLAP-технологий, что в управлении муниципальным образованием как сложной корпоративной системой имеет особое значение.

Управлять сразу на всех уровнях одновременно

Понятно, что реальная жизнь города или района - это сложнейший комплексный процесс, и руководителю здесь уже недостаточно массы сводных цифровых таблиц и финансовых отчетов. Требуется живой и быстрый анализ больших объемов данных и его наглядное отображение в виде рисунков, графиков и диаграмм. Использование OLAP-технологий (диалоговой аналитической обработки данных) делает подобный анализ возможным, создавая наиболее благоприятные условия для быстрого принятия обоснованных, взвешенных управленческих решений. И главным содержанием управления в этом случае становится функционал, формирующий систему показателей, по которым ведется непосредственное управление.

Однако в условиях сегодняшней банковской и тем более новой казначейской систем важно понимать, что управление финансами города(района)и планирование информационных составляющих этого управления может быть построено пс различным схемам. Как один из вариантов определим необходимость автоматизации следующих функций:

- формирование бюджета (сбор заявок, разработка проекта бюджета и его утверждение);

- управление доходной частью бюджета;

- управление расходной частью бюджета;

- контроль исполнения бюджета;

- управление пакетом муниципального заказа (муниципальными закупками).

Что подразумевается в этом случае под планированием и построением системы управления финансами?

Во-первых, с учетом местного законодательства необходимо формализовать правила взаимодействия субъектов хозяйствования и администрирования в муниципальном образовании и ввести их в программно-техническую среду.

Во-вторых, нужно учесть и выделить финансовые и информационные потоки для автоматизации основных функций финансово-хозяйственной деятельности.

В-третьих, - построить информационно-коммуникативные сети.

И наконец, в-четвертых, мы должны развернуть программно-технический комплекс: это может быть или серверное решение с несколькими десятками современных компьютеров, объединенных в локальную сеть, или несколько персональных компьютеров для работы в сети типа Интернета с соответствующим программным обеспечением. Первый путь потребует определенных затрат на программно-техническое обеспечение и на обучение персонала. Второй - более экономичен и принципиально менее сложен.

(Окончание следует)