Статья только в электронной версии журнала

Статья только в электронной версии журнала

УМНЫЕ СИСТЕМЫ SOS-СИГНАЛИЗАЦИИ

Мэтт Хикс

Еще совсем недавно мечтатели из мира Интернета, например, председатель совета директоров и исполнительный директор компании Sun Microsystems Скотт Мак-Нили, убежденно предсказывали появление интеллектуальных бытовых устройств, снабженных средствами подключения к Сети. Вспомним, о чем шла речь: “умный” холодильник, обнаружив, что у вас заканчивается молоко, посылает срочное электронное сообщение некой фирме, и уже к утру, как в сказке, свежее молоко оказывается у дверей вашего дома.

Однако вышло не совсем так, как думал Мак-Нили. Интернет-холодильники пока не спешат войти в нашу повседневную жизнь, но зато появляются интеллектуальные системы совершенно иного рода. Производители дорогой промышленной продукции для предприятий, такой, как морозильные туннели, установки кондиционирования воздуха, офисные копировальные устройства и автоматы по продаже кофе, начинают использовать возможности Интернета для дистанционного контроля, диагностики и обслуживания установленного оборудования, встраивая в него специальные устройства на базе микропроцессоров. Промышленные системы с помощью этих устройств подключаются к Интернету, чтобы, например, послать предупреждение о неисправности или отчет о своем текущем состоянии. Изготовители подобных систем, в частности компании L’Air Liquide SA (Air Liquide) и Carrier, таким образом сокращают расходы, связанные с выездом персонала на обслуживание техники, повышают уровень удовлетворенности ею со стороны пользователей и даже открывают новые возможности для расширения своего бизнеса. “По сути дела мы наделяем машину способностью самостоятельно вызывать сервис-инженера, если у нее что-то не в порядке, - пояснил Эрик Келлер, глава консалтинговой ИТ-фирмы Wapity (Риджфилд, шт. Коннектикут). - Такие системы имеют наибольшие перспективы с точки зрения удобства их обслуживания, и прилагаемые в этом направлении усилия обещают принести производителям максимальную отдачу”.

По мнению экспертов, появление интеллектуальных промышленных систем с подключением к Интернету - это только начало. Специалисты пока даже не договорились о терминологии, применяемой при описании новой категории аппаратных и программных продуктов, уже поступающих на рынок. Одни говорят об “управлении распределенным оборудованием” (distributed asset management), другие оперируют термином “совместное управление оборудованием” (collaborative asset management) или “управление взаимодействием с аппаратурой” (device relationship management). Но как бы там ни было, считает Келлер, широкое распространение такие системы получат только через 5-10 лет.

Но это не означает, что производители и их сервисные центры могут отодвинуть данную технологию на задний план. По мнению экспертов, первопроходцами в ее применении должны стать в первую очередь те поставщики, чья продукция требует больших затрат на обслуживание, а при выходе из строя грозит значительным ущербом для пользователей. К такого рода системам относятся производственное оборудование, медицинская аппаратура, установки для обогрева, вентиляции и кондиционирования воздуха (HVAC-системы), офисные устройства, а также тяжелые механизмы, в частности строительная техника. Отказ тепловентиляционной системы здания может негативно сказаться на производительности труда тех, кто в нем работает, а при экстремальных погодных условиях - привести к полному прекращению работы. С другой стороны, по словам Келлера, на каждом неоправданном визите ремонтного персонала производитель или его партнеры теряют сотни, а то и тысячи долларов.

Старая идея в новой форме

Сама идея дистанционного контроля, диагностики и обслуживания, разумеется, не нова. Два последних десятилетия многие производители создают и используют фирменные системы и сети, чтобы получать информацию о функционировании или состоянии наиболее дорогих видов выпускаемого ими оборудования. Такой подход требует немалых затрат, а Интернет дает возможность снизить стоимость подобного решения. Как отмечает Кевин Праути, аналитик фирмы AMR Research (Бостон), если прежде создание сетевых систем дистанционного контроля имело смысл лишь для поддержки продуктов стоимостью свыше 250 тыс. долл., то реализация встроенных Интернет-функций интеллектуальной диагностики оправдывает себя даже для оборудования ценой 50 тыс. долл., а то и меньше. “В определенном смысле можно сказать, что Интернет создает условия для группового управления оборудованием”, - пояснил он.

Даже тем компаниям, которые уже применяют системы дистанционного контроля и обслуживания, Интернет позволяет экономить средства и расширять бизнес. Фирма Air Liquide (Париж), занимающаяся поставками промышленных газов и изготовлением сопутствующего оборудования, в сентябре наладила выпуск новой линии морозильных туннелей, оснащенных ПО Device Relationship Management компании eMation, которое позволяет следить за работой туннелей через Интернет. В пищевой промышленности такие туннели на базе жидкого азота используются для заморозки продуктов.

По словам Лорана Ференци, возглавляющего в Air Liquide подразделение исследований и разработок, с начала 1990 г. компания выполняет дистанционный мониторинг морозильных туннелей и другой выпускаемой ею промышленной и медицинской аппаратуры с помощью собственной системы под названием Teleflo (многие клиенты приобретают у фирмы оборудование на условиях аренды и фирменного сервиса). В настоящее время Air Liquide обслуживает примерно 10 000 точек дислокации пользователей. Однако для подключения и мониторинга аппаратуры Teleflо использует сети телефонной связи и французскую сеть передачи данных Minitel. Новая линейка продуктов позволит фирме предоставлять аналогичный сервис без накладных расходов, связанных с эксплуатацией этих линий. Руководство ожидает, что после перехода на Интернет-коммуникации, доступ к которым имеют практически все клиенты Air Liquide, компания сможет экономить не менее миллиона долларов в год. Правда, пока очень немногие пользователи получили от нее установки с Интернет-интерфейсом.

Ференци надеется также, что системы на базе Интернета откроют новые возможности для бизнеса. Air Liquide планирует организовать сервис по управлению промышленным оборудованием других производителей. Кроме того, если инициатива по выпуску новых морозильных туннелей с подключением к Интернету окажется успешной, то компания внедрит технологию eMation с Интернет-средствами и в другие виды своей базовой продукции, например в газовые установки для медицинской промышленности. “ Нашим клиентам, это даст дополнительные выгоды, - полагает Ференци. - А мы получим дополнительные доходы от сервиса и станем ключевым поставщиком компонентов для промышленных вычислительных систем пользователей”.

Перед производителями типа Air Liquide, заинтересованными в доступе к выпускаемой ими промышленной аппаратуре через Интернет, сегодня открывается все более широкий выбор готовых решений. В последние два года многие компании начали создавать встраиваемые устройства, обеспечивающие взаимодействие с оборудованием через стандартные протоколы HTTP, FTP и др. Среди таких компаний можно упомянуть eMation (Мэнсфилд, шт. Массачусетс), Questra (Рочестер, шт. Нью-Йорк), eDevice (Нью-Йорк). Эта сфера все больше привлекает внимание и “тяжеловесов” вроде IBM. В июне Голубой гигант представил набор решений ServiceAfterSales, ориентированный на предприятия автомобильной и авиакосмической индустрии.

При всем различии имеющихся предложений все они представляют собой некоторое решение на базе микропроцессора, ОС реального времени и ПО, обеспечивающих подключение оборудования к Сети и слежение за его эксплуатационными характеристиками. Некоторые фирмы, в частности eMation и Questra, помимо этого предлагают еще и корпоративное серверное ПО, которое устанавливается в офисе производителя и собирает информацию от пользовательских систем, позволяя контролировать их состояние и управлять ими. eDevice пошла по другому пути: она поддерживает связь аппаратуры с производителями через электронную почту и Интернет-протоколы HTTP и FTP.

Ценовую политику и eMation, и Questra формируют по образцу корпоративных лицензий на серверные системы. При этом первая включает цену встраиваемого ПО в общий пакет, тогда как вторая лицензирует серверное и встраиваемое ПО по отдельности. По официальным данным, серверная лицензия на типовой вариант системы eMation может стоить от 250 до 350 тыс. долл., а стартовая цена решения Questra составляет около 150 тыс. долл. (без учета обслуживания).

Но не все производители ориентируются на разработки сторонних компаний. Пару лет назад производитель HVAC-систем корпорация Carrier (Фармингтон, шт. Коннектикут) создала комплекс ComfortLink, включающий ПО и средства управления, и теперь комплектует им новое оборудование. Приобретая ComfortLink, пользователи могут заключить договор, по которому Carrier будет следить за работой HVAC-систем и обеспечивать их своевременный ремонт. По словам менеджера компании по заказным решениям Джо Самма, связь систем ComfortLink с центром мониторинга и обработки вызовов Carrier Comfort Network (Шарлотт, шт. Сев. Каролина) может быть организована через ЛВС и Интернет или посредством прямого модемного подключения к сети производителя. Таким образом компания контролирует свыше 6000 своих коммерческих систем.

Расценки на услуги мониторинга Carrier определяет для каждого клиента индивидуально. Например, стоимость обслуживания компании розничной торговли в зависимости от ее масштаба может составлять, по официальной информации, от 250 до 600 долл. в год.

Carrier не ограничивается подключением крупных промышленных установок к Интернету. В центре обработки вызовов компания собирает информацию об эксплуатационных качествах HVAC-оборудования и возникших с ним проблемах. После этого специалист по ремонту связывается с удаленной HVAC-системой, чтобы выяснить суть дела и постараться устранить неполадки. Как показала практика работы с одним из заказчиков (крупным предприятием розничной торговли), примерно в половине случаев вопрос удается решить без выезда на место. Более того, располагая архивом данных по дистанционному обслуживанию, Carrier и подобные ей компании могут совершенствовать процедуры поддержки своих продуктов и взаимодействия с заказчиками.

Поставщики решений по управлению пользовательским оборудованием активно работают над созданием связующих модулей, которые присоединяются к популярным CRM- и ERP-системам (управление взаимодействием с клиентами и планирование ресурсов предприятий). Например, eMation и Questra выпустили модули, обеспечивающие взаимодействие их продуктов с ПО местного обслуживания клиентов фирмы Siebel Systems, и хотят распространить эту практику на другие системы.

Однако, как отмечает Праути из AMR, пока что большинство производителей концентрирует свое внимание на технических вопросах подключения своих продуктов к Интернету, а не на способах обработки данных, поступающих от установленного оборудования. Мало объединить подключенную аппаратуру с CRM- и ERP-системами, надо еще создать условия для хранения данных и определить порядок их обработки; иначе в один прекрасный момент компания захлебнется в потоке информации. “Производители только подступаются к проблемам обработки данных и способам их решения”, - констатировал он.

Сделав главный упор на промышленных системах с Интернет-доступом, вендоры иногда вспоминают и о потребительском рынке. Так, Carrier в апреле обнародовала планы по организации новой службы MyAppliance.com, которая обеспечит контроль домашних HVAC-систем через телефоны с поддержкой Wireless Application Protocol. Как считает представитель Carrier Джон Шоу, эта служба позволит не только улучшить обслуживание клиентов, но и укрепить связи компании с дилерами, предоставив им доступ к информации о состоянии находящихся в эксплуатации бытовых кондиционеров воздуха и нагревательных приборов. Благодаря этому дилеры смогут активно включиться в работу по ремонту и обслуживанию бытовой аппаратуры. Создаваемая при поддержке IBM служба MyAppliance.com уже летом начнет действовать в Европе.

Как бы то ни было, внимание большинства производителей сегодня сконцентрировано главным образом на средствах мониторинга крупного промышленного оборудования. Поэтому, вопреки тому, что вы слышали и читали несколько месяцев назад, время интеллектуальных холодильников с выходом в Сеть, видимо, еще не настало.

    

Преимущества Интернет-подключений

Источник: eWeek.

Торговые и промышленные предприятия имеют много потенциальных возможностей для эффективного использования оборудования с Интернет-доступом. Приводим несколько вероятных сценариев, упоминаемых аналитиками и представителями сферы торговли и производства.

- Производственные цеха. Производители металлорежущих станков могут оснащать выпускаемое оборудование встроенным ПО и средствами подключения к Интернету для предупреждения сервисных центров и ремонтного персонала об угрозе поломки. Это позволит избежать простоев оборудования и дорогостоящих выездов сервисных специалистов в тех случаях, когда определить проблему и устранить ее можно в дистанционном режиме.

- Торговые автоматы. Вместо того, чтобы гадать, не нуждается ли автомат в пополнении запаса товара и не требует ли технического осмотра, поставщики продуктов и сервисные службы смогут получать необходимую информацию в реальном времени через Интернет.

- Офисное оборудование. Достаточно ли тонера в копировальном аппарате? Используя Интернет для постоянного контроля расхода материалов, поставщик может обеспечить их своевременное пополнение.

Обслуживание пользователей подключенных устройств Ниже приведена схема использования

офисного копировального аппарата со встроенными средствами подключения к Интернету,

обеспечивающими упреждающий вызов представителя сервисной службы. В данном случае

подключенное устройство взаимодействует с сервером, находящимся в офисе производителя.

Возможна также отправка электронных сообщений непосредственно пользователю.

Версия для печати