ПРОЕКТЫ

6 февраля московское представительство корпорации Compaq Computer (www.compaq.ru) совместно с CSBI (www.csbi.ru) и компанией “Хост” (www.hostco.ru), ведущим системным интегратором Compaq в Уральском регионе, сообщили об успешном выполнении проекта модернизации банковской информационной системы в одном из крупнейших банков Уральского региона “Северная казна” (Екатеринбург).

Председатель совета директоров банка

“Северная казна” Владимир Фролов

Председатель совета директоров банка Владимир Фролов рассказал об истории развития этого бывшего небольшим до кризиса 1998 г. учреждения. Спрогнозированная уже в мае 1998-го руководством банка грядущая августовская катастрофа подвигнула фундаментально к ней подготовиться, а впоследствии переломить расстановку конкурентных сил и выйти на ведущую среди финансовых учреждений города позицию. В настоящее время активы “Северной казны” равны сумме 3,5 млрд. руб., капитал - 350 млн. руб., в январе 2002 г. была получена прибыль в 57 млн. руб. Банк эмитировал 100 тыс. микропроцессорных карт “Аккорд”, остатки на счетах которых составляют 250-270 млн. руб.

Являясь по спектру деятельности универсальным (кредиты, рынок ценных бумаг, карточные проекты), банк по всем своим направлениям ориентируется на высокие технологии. Так, в январе 2000 г. на базе своей Интернет-разработки он перешел на онлайновый режим обслуживания удаленных пользователей. Когда число корпоративных клиентов банка, работающих через Интернет, превысило 25%, производительность обеспечивающего сервера стала недостаточной. Решение этой проблемы и привело к проекту модернизации аппаратной платформы на базе территориально разнесенного кластера из двух серверов Compaq AlphaServer GS80 с общей дисковой подсистемой Compaq Modular Array 6000, запущенных в эксплуатацию в ноябре прошлого года и позволивших увеличить пропускную способность банковской системы в 10 раз.

Основными факторами такого выбора стали высокая степень отказоустойчивости, масштабируемости (за счет увеличения процессорных модулей), а также имеющийся опыт работы с оборудованием Compaq. “Это решение, - сказал г-н Фролов, - прежде всего связано с тем, что банк декларирует себя как учреждение, которое переходит на систему массового обслуживания с надлежащим резервированием всех ее элементов”. (По расчетам, система массового обслуживания, или СМО, эффективно работает, если она загружена не более чем на две трети.) Сегодня свыше 50% клиентов “Северной казны“ работают через удаленный доступ, и качество их обслуживания, по словам г-на Фролова, соответствует VIP-уровню любого другого аналогичного учреждения. В числе прочего действует система автоматизированного биллинга по сотовым компаниям с разноской денег по лицевым счетам физических лиц. А в ближайшем будущем банк предложит онлайновый сервис всем, у кого на работе или дома есть доступ в Сеть (это около 20% населения Свердловской области).

Актуальная задача - организация системы коммунальных расчетов населения с непосредственным перечислением денег производителям соответствующих товаров и услуг. Технология традиционного обслуживания через операционистов не позволяет обеспечить такие расчеты. Решить эту проблему возможно лишь в рамках СМО, нижний уровень которой в “Северной казне” строится на базе “многокошельковой” микропроцессорной карточки “Аккорд”.

В этом году перед банком стоит задача полностью автоматизировать проведение клиентских платежей. Предоставив такие технологии рынку, банк, в настоящее время насчитывающий 150 тыс. клиентов, сделал заявление о том, что технические возможности позволяют ему расширить клиентскую базу до 1 млн.

Успех проекта разделила с “Северной казной” корпорация Compaq. По словам директора по продажам и маркетингу ее московского представительства Святослава Сорокина, с этим внедрением изменилось отношение на рынке, в том числе в банковском секторе, к продуктам Compaq на базе процессора Alpha, наступил перелом в динамике продаж. Он сообщил также, что, по результатам исследования различных маркетинговых агентств (IDC, Dataquest и др.), компания является лидером серверного рынка России по количеству инсталляций: каждый четвертый сервер - от Compaq.

Два года назад корпорация взяла курс на сотрудничество с разработчиками ПО и продажу серверов не только для поддержки инфраструктуры, но и для развития центрального бизнеса компаний. В этом сегменте лидируют тяжелые и RISC-серверы на платформе Intel. В результате ей удалось достичь существенного увеличения продаж. Активным спросом пользуются системы на базе Tandem, средняя цена сделки на которые составляет 1 млн. долл. Десятикратно за последние два года вырос спрос и на продукцию серии Alpha. Среди направлений, где Compaq начала предлагать совместные с разработчиками платформ и ПО решения, - банковское; сегодня к нему прибавились телекоммуникационное и управление предприятиями.

Сотрудничество с банком “Северная казна” - один из первых проектов Compaq в банковской сфере. “«Северная казна», - сказал г-н Сорокин, - является образцом той частной экономики, которая должна быть в России и где владельцы и менеджеры банка проявляют хозяйский подход“.

Сделка по приобретению оборудования была завершена в три дня. Большую роль в ее подготовке и проведении сыграла компания “Хост” - постоянный партнер банка “Северная казна”, член Уральского банковского союза. Основной бизнес ее сосредоточен в уральском регионе, где она предлагает мощные отказоустойчивые центры обработки и хранения данных, комплексные решения для банков, включая оборудование, ПО, специализированные финансовые технологии.

По словам генерального директора “Хоста” Константина Суслова, внедренное решение полностью соответствует поставленной цели. Специалисты банка прошли обучение по работе с оборудованием и ОС Tru64 Unix. В связи с поставкой в Екатеринбург серверов Compaq AlphaServer GS80 было принято решение открыть в городе сервисный центр по обслуживанию систем Alpha и тем самым создать благоприятные условия для дальнейшего продвижения оборудования на базе AlphaServer на Урале.

Одним из партнеров - участников проекта в “Северной казне” была и компания CSBI (Санкт-Петербург), занимающаяся разработкой финансового ПО. Уже в 1996 г. банк перешел на автоматизированную банковскую систему “Банкир” на базе СУБД Progress, поскольку ранее эксплуатировавшаяся система перестала удовлетворять банк по своей функциональности, особенно в области взаимодействия с филиалами. Попытки залатать дыры силами собственных программистов не решили проблем. С переходом на систему “Банкир” стало возможным создание единого платежного пространства. Сегодня все филиалы “Северной казны” переведены в статус “доп-офисов”, работающих через один корреспондентский счет в режиме онлайн.

Версия для печати