ТОЧКИ СХОДИМОСТИ

Парадокс 2002 года: я не могу пронести перочинный ножик на борт самолета, летящего из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско, но могу продать суперкомпьютер в Пакистан или на Украину.

Еще в марте 1999-го пределом мечтаний лоббистов различных отраслевых групп было приподнять раза в два огра- ничение в 10 млрд. ТОПС, или теоретических операций в секунду, на мощность компьютеров, разрешенных к свободной продаже в страны так называемой “второй группы” (т. е. тех, для которых весьма мала вероятность использования компьютеров для разработки вооружений; к их числу относится, например, Аргентина).

Сегодня американские производители могут продавать значительно более мощные машины даже странам “третьей группы” (“представляющим риск с точки зрения распространения оружия массового поражения или других угроз безопасности”, - такова элегантная формулировка Бюро контроля над экспортом США. В эту группу входит, например, Израиль). Указом президента порог вычислительной мощности, превышение которого требует специального разрешения, доведен до... не спешите прочитать, сначала вдохните поглубже... 190 млрд ТОПС.

Итак, рост в 19 раз за 34 месяца - или удвоение каждые восемь месяцев, что в два раза быстрее темпов, определяемых законом Мура. И какое этому может быть оправдание? Если даже не вдаваться ни в какие другие тонкости, довольно вспомнить о ПО кластеризации Beowulf (www.beowulf.org), чтобы попридержать коней с повышением порога вычислительной мощности: благодаря этой технологии стало намного проще соединять любые компьютеры в системы, обладающие значительно лучшей производительностью.

Нет-нет, на самом деле я не думаю, что правительству следует ограничить экспорт американской вычислительной техники калькуляторами на четыре арифметических действия. Я только хочу оспорить представление о том, будто бы “голая” вычислительная мощность способна служить хорошей мерой производительности в сфере ИТ. Если у меня есть Mathematica, а у вас - только Excel, то я со своим самым стареньким Pentium-ноутбуком смогу запустить ракету в космос раньше, чем вы с рабочей станцией на Pentium 4 спроектируете “Боинг 747”. За программным обеспечением - решающее слово. И за производительностью труда разработчиков - тоже.

Закон Мура говорит о величине вычислительной мощности, которую можно получить за доллар, но не о долларовой отдаче, которая может быть получена на этот вложенный доллар. Вообразите на минуту, что в следующем году компьютерная аппаратура будет стоить не меньше, чем в нынешнем. Как это повлияет на ваше отношение к разработке приложений, к эффективности использования полосы пропускания и других ресурсов?

Любой может улучшить результат с помощью дополнительных средств. Но, может быть, кто-то сумеет вырваться из общей массы, обойдясь меньшим?*1

_____

*1. Вопрос Коффи, на мой взгляд, имеет только риторическое значение: Индия, Китай, а в прошлом году и Россия, уже создали свои терафлопные машины. Особенно поразительны успехи Индии, которая сегодня не только лидирует в офшорном программировании, но и сама проектирует корпуса военно-морских кораблей. Изменением ограничений США на экспорт управляют скорее всего не лоббисты, а некоторые бизнес-правила, отработанные чиновниками за 30 лет этой деятельности. - Прим. гл. ред.

Что, по вашему мнению, опасно продавать другим? Об этом пишите по адресу: peter_coffee@ziffdavis.com, либо в редакцию PC Week/RE: editorial@pcweek.ru.

Версия для печати