СТРАТЕГИИ

Для тех, кто еще недавно смеялся над словами о важности умения предвидеть для руководства компанией, уход из корпорации IBM ее нынешнего председателя Лу Герстнера может оказаться потрясающим событием. Его успех в выведении Голубого гиганта на верный курс не имеет равных в истории спасения погибающих империй; опре- деленно, и грядущим героям будет очень нелегко его превзойти.

Вместо того чтобы ждать откровения свыше или броситься в объятия прессы, рассчитывая с ее помощью избавить мир от сомнений в будущих победах, Герстнер обратился к простому, но многотрудному плану. Первое время он, казалось, вообще не занимался ничем, кроме бесед с клиентами, у которых детально выспрашивал, чего им еще не хватает. Собрав необходимую информацию, спаситель компании приступил к ее реструктуризации, нацеленной на удовлетворение выявленных потребностей.

По всей видимости, главным, что Герстнер вызнал тогда в своих поездках, было желание клиентов получать обслуживание в крупной профессиональной компании, которая поставляла бы заказчикам все только самое лучшее, не останавливаясь перед применением продуктов конкурирующих производителей. Во всяком случае, подразделение сервисного обслуживания IBM после этого выступило с заявлением, что в дальнейшем решения будут приниматься его специалистами исходя исключительно из реальных достоинств продуктов, без оглядки на маркировку; а затем, к всеобщему удивлению, принялось свое обещание исполнять. Не так-то это было просто для компании, всегда и везде утверждавшей, что именно ее продукты - самые-самые.

Что может услышать преемник Герстнера, решись он в свою очередь на подобный вояж? Мне кажется, что Сэм Палмизано узнал бы немало нового для себя об открытых стандартах, принятых организацией open forum, о желании строить ИТ-системы с применением продуктов различных производителей, а не какого-либо одного, о потребности в средствах интеграции и администрирования вычислительных ресурсов независимо от их местоположения. И наверняка ему напомнили бы о том, что производителям надо побольше думать о нуждах клиентов, а не только о восстановлении уровня своих прибылей.

Если перед Герстнером стояла задача собрать множество конкурирующих феодальных княжеств и утвердить стратегическую установку на воссоздание единой большой компании, движущейся в одном направлении, то Палмизано предстоит исполнить важное обещание, данное компьютерному сообществу его предшественником. IBM - бастион фирменных технологий должна окончательно уступить место IBM - защитнице открытых стандартов и открытого ПО. Платформа WebSphere стала основой для построения общего пространства электронных деловых транзакций между поставщиками, клиентами и производителями, обеспечивающего высокую эффективность их взаимодействия. Однако клиенты уже требуют новых инструментов и дополнительных методов интеграции, дальнейшего ускорения развития открытых стандартов и разработки основанного на них ПО. Палмизано не нужно искать новое направление развития; его задача - ускорить движение прежним курсом.

Лу Герстнер был не особенно дружен со средствами массовой информации: в отличие от глав других компаний, щедро расточавших многочисленные посулы, Лу мало появлялся на телевидении и на страницах газет. Он просто проложил новый курс и направил по нему IBM в расчете на успех. И он не ошибся.

Версия для печати