ИТ-бюджет Пентагона на 2003 г. достиг 52 млрд. долл. Gartner предсказывает, что эта статья расходов американского бюджета в течение пяти ближайших лет будет ежегодно расти на 10-15%.

***

Военное научное агентство DARPA открыло в середине января новое подразделение “информационного понимания” (Information Awareness Office), с помощью которого Пентагон рассчитывает противостоять асимметричным угрозам. Для этой цели планируется выработать единые подходы к вопросам национальной безопасности США, имеющим отношение к сбору и обработке информации. Будут стандартизованы технологии распознавания речи, машинного перевода, биометрии, способы оперативного доступа большого числа пользователей к единому хранилищу данных, а также средства стыковки и объединения данных.

Немногим ранее в DARPA было создано еще одно схожее подразделение по эксплуатации информации (Information Exploitation Office), которое занялось созданием систем и устройств сбора данных, способных формировать образ боевого пространства и быстро определять координаты и характеристики всех целей и объектов этого пространства.

***

МО США выделило компании Veridian Engineering 27 млн. долл. на исследование результатов воздействия высокоэнергетических направленных излучений на живые существа.

***

Разведывательное управление Пентагона заказало компании Visual Analytics портальную систему сбора разведывательных данных JIVA, которая объединит усилия двадцати тысяч военных аналитиков министерства во всем мире. В основу JIVA заложен Java-продукт VisuaLinks, предлагающий современные технологии анализа и визуализации информации и способный выполнять быстрый поиск в больших БД и выявлять скрытые структуры в наборах данных.

***

Служба транспортной безопасности США готовится к массовому внедрению в американских аэропортах биометрических систем идентификации личности с использованием компьютерных технологий анализа отпечатков пальцев, распознавания лиц и сканирования сетчатки глаза. Проверкам будут подвергаться все люди, находящиеся на территории аэропортов, - пассажиры, члены экипажей, обслуживающий персонал и полицейские. Однако пока не решено, какая из этих технологий станет основной.

***

Фирмы Boeing и Insitu Group решили создать за 15 месяцев новое беспилотное устройство Scan Eagle, основанное на беспилотном самолете Insitu Seascan, используемом ВМС США. Основными отличиями Scan Eagle станут небольшие размеры (длина около 3 м) и способность находиться в воздухе длительное время. Insitu Seascan уже сегодня потенциально способен преодолевать 8 тыс. км за трое суток. Прежде всего будут совершенствоваться его средства организации автономного движения.

Проекты

Единая техническая архитектура МО США (JTA, Joint Technical Architecture) предназначена для обеспечения совместимости различных систем управления оружием. Она базируется на идее открытой платформы и используется при создании всех видов нового высокотехнологичного оружия. Структурно JTA разделена на шесть секций, каждая из которых задает спецификации группы интерфейсов и определяет требования к набору стандартов, нацеленных на конкретный круг задач. Первая секция описывает общие соглашения и принципы стыковки с другими информационными военными стандартами (такими, как DII COE, см. статью “Военные программисты распахивают окна”, PC Week/RE, N 49/97, с. 47). Вторая секция предъявляет требования к базовым ИТ-стандартам, и они столь высоки, что военным подчас очень трудно найти на рынке подходящие решения. Сюда входят спецификации интерфейсов ОС (POSIX), языка запросов SQL, интерфейса Motif, объектной распределенной архитектуры CORBA, языков разметки XML и HTML и графических форматов GIF, JPEG и NITF (формат службы картографии США). В третьей секции описываются допустимые варианты стандартов передачи данных: общедоступные протоколы SMTP, FTP, MIME, HTTP, URL, TCP/IP, а также военные GPS и MILSATCOM. Средствам моделирования информационных систем посвящена четвертая секция JTA. При описании данных и процессов допускается использовать нотации IDEF0, IDEF1X и UML, стандарты описания данных DDDS, форматы обмена сообщениями TADIL-J и USMTF. Человеко-машинные интерфейсы из пятой секции сосредоточены на принципах построения и использования графических оболочек Motif и Windows и стандартах на наборы военных кодировок. За обеспечение компьютерной безопасности отвечает шестая секция. В ней сосредоточены требования к криптографическим стандартам FORTEZZA, SSL и S/MIME.

В 2001 г. была подготовлена версия JTA 4.0, и в настоящее время ведутся работы над JTA 5.0, которая развивает идеи многоплатформности.

***

Первый транспортный самолет класса C-130 появился в армии США в 1955 г. К сегодняшнему дню эксплуатируется около 2100 таких самолетов. В 1992 г. началась разработка нового поколения этих машин под названием C-130J. Основной акцент в проекте C-130J впервые был сделан на реализации многофункционального бортового ПО. За счет информационных решений планируется увеличить скорость движения самолета на 20%, а максимальную высоту и дальность полета - на 40%. Для этого создается цифровая система управления двигателем, голографические комплексы управления полетом и интегрированная диагностическая система.

Бортовое ПО C-130J поделено на пять блоков. Архитектура системы проектировалась таким образом, чтобы в последующих модернизациях C-130 можно было максимально эффективно применять технологии повторного использования программного кода. На практике при создании новых промежуточных версий C-130 для Австралии, Англии и Италии удалось около 95% всего кода взять из действующей модели.

Бортовое ПО создают 25 компаний. Чтобы не возникало проблем со стыковкой различных решений и их последующим обновлением, ведется БД исходного кода, в которой хранится информация обо всех изменениях и модификациях и которая позволяет загружать в бортовые устройства нужные версии. В качестве основных языков программирования были выбраны Си++ и Ада. Групповая разработка поддерживается продуктами Rational APEX и Cadre Teamwork. Предполагается, что возможности программной архитектуры C-130J можно будет легко адаптировать к новым технологиям в течение ближайших 30 лет.

Создатели ПО для этой машины считают, что одной из главных задач при работе над столь масштабными и сложными проектами становится автоматизация всех процессов тестирования, для чего активно применяются соответствующие коммерческие продукты и сценарные языки.

Версия для печати