НОВЫЕ ПРОДУКТЫ

Общеизвестно, что улучшить финансовые показатели предприятия можно как за счет увеличения оборотных средств, так и за счет снижения издержек. Существенная доля затрат крупных производственных предприятий приходится на основные фонды и прежде всего на их активную часть - оборудование, транспорт, оргтехнику.

Любая компания, владеющая большим объемом основных средств, сталкивается с проблемами, связанными с наведением порядка в их обслуживании. Под этим обычно понимаются такие повседневные задачи, как ремонты, планово-предупредительные мероприятия, закупки и хранение запасных частей, планирование работы обслуживающего персонала.

А если посмотреть на проблему шире, то высшему руководству предприятия для управления издержками необходимо детально представлять, как и куда расходуются средства, выделяемые на обслуживание парка оборудования, насколько возможно сократить эти затраты, каким образом можно уменьшить количество “пожарных” ситуаций, как повысить производительность, уменьшить число простоев и т. д.

Действительно, простои оборудования - это одна из главных производственных проблем. Когда линии непрерывного цикла останавливаются, предприятие несет весьма ощутимые потери. Если же регламентные работы проводятся своевременно, то вероятность выхода оборудования из строя сокращается. Кроме того, ориентируясь на систематизированные исторические данные о причинах неисправностей и поломок, можно предусмотреть дополнительные мероприятия по предотвращению сбоев в будущем.

Обеспечить бесперебойную производственную деятельность и сократить издержки по использованию оборудования помогают системы автоматизации управления основными фондами. Недавно такие программные продукты появились и на российском рынке. К ним относится и Maximo 4i, разработанная компанией MRO Software (www.mro.com).

Система включает в себя пять основных модулей.

Ее ядром является иерархическое дерево оборудования. Такая структура легко создается и может иметь неограниченную вложенность. Каждой единице оборудования присваивается уникальный номер и фиксируется ее местоположение. Система позволяет хранить сведения об относящихся к единице оборудования издержках, архивы данных, информацию о перемещении станков по цехам завода.

Гибкость системы позволяет ей настраиваться под существующие на предприятии бизнес-процессы. С помощью Maximo 4i клиенты могут устанавливать приоритеты при решении задач и моделировать бизнес-процессы, выбирая наиболее оптимальный вариант.

Интегрированные функции безопасности дают возможность контролировать работу с опасными материалами.

Осуществлять планирование и составление графиков работ помогают сразу несколько модулей системы Maximo.

Модуль заказов на работу позволяет через экран “Отслеживание последовательности операций” просматривать подробную информацию по планированию работ, по издержкам труда, материалов, оборудования, анализу сбоев и связанных с ними документов.

Именно здесь вводятся запросы на обслуживание (через экран “Запросы на работу”), регистрируются проводимые работы и закрываются операции (через экран “Быстрая отчетность”).

Модуль позволяет планировать весь комплекс работ, связанных с плановыми профилактическими остановками оборудования.

Модуль проверки необходим для определения планов и графиков проверок, регистрации информации, полученной в ходе проверок, анализа данных проверки с целью повышения эффективности профилактического обслуживания.

Модуль профилактического обслуживания предназначен для создания заказов на работу по профилактическому обслуживанию - индивидуально, пакетом или в автоматическом режиме. Он позволяет генерировать заказы на работу по профилактическому обслуживанию во время плановых остановок предприятия и формировать группы заказов при незапланированных простоях.

Модуль ресурсов отвечает за поддержание подробной базы данных по предприятию, о сервисных контрактах, используемых инструментах, станках и т. д.

Модуль планов работ - здесь осуществляется контроль затрачиваемых ресурсов по операциям или планам работ, автоматический поиск наиболее актуальной информации по издержкам и создание новых планов.

О достоинствах автоматизированного надзора

Maximo позволяет навести элементарный порядок, т. е. разобраться, что, собственно, есть на предприятии, а чего нет, каково состояние оборудования, где оно находится, когда было закуплено и т. д.

В системе Maximo к “виртуальным” станкам, оборудованию, деталям можно прикреплять файлы с чертежами, схемами и техническим описанием. Это повышает удобство работы, снижает трудоемкость и сроки ее выполнения.

Реальный пример: через каждый миллион оборотов режущей части станка нужно менять затупившийся резец. Но если таких резцов на предприятии сотни, то сервисному инженеру не под силу удержать в памяти сроки проведения планово-предупредительных работ. Эти функции берет на себя система Maximo, осуществляя упорядочивание на первом уровне.

Второй уровень упорядочивания - контроль исполнения. Сервисный инженер отслеживает через систему, проведены ли обязательные работы, а диспетчер в свою очередь контролирует деятельность сервисных инженеров, распределяет сотрудников по работам и цехам.

Кроме того, система предоставляет пользователям возможность полнофункционального управления документами. Любое предприятие имеет свой алгоритм делопроизводства, где прописано, как должны действовать сотрудники в том или ином случае. Maximo позволяет, например, четко определить схему согласования закупки запчастей. В бизнес-процесс можно включить и рассылку электронных сообщений определенным лицам, участвующим в этом процессе: к примеру, если деталь стоит менее $500, то заявку на ее закупку может одобрить (подписать) руководитель отдела, а если больше, то необходима подпись финансового директора.

К достоинствам Maximo следует отнести и то, что она совместима практически с любыми ERP-системами, поскольку в ней заложены определенные технологические возможности (в частности, открытые интерфейсы), позволяющие ей безболезненно интегрироваться с финансовыми блоками ИСУП (финансовая часть отсутствует).

Система может работать с различными промышленными базами данных, включая Oracle, Sybase и Microsoft SQL Server, а также функционировать в территориально-распределенной среде.

Затраты потенциального клиента на обслуживание, закупки запасных и расходных частей обычно составляют сотни тысяч долларов. Поскольку средняя экономия затрат на обслуживание оборудования после внедрения системы составляет 20-30%, то расходы на автоматизацию в этой сфере могут окупиться в первый же год. Сокращение, или, скорее, оптимизация затрат на обслуживание является одной из основных причин закупки подобных систем.

Maximo в СНГ

Продажи, внедрение, поддержку Maximo 4i в России и странах СНГ осуществляет компания Scala CIS (www.scala.ru), обладающая эксклюзивным правом на распространение русифицированной версии этой системы.

Среди проектов ее внедрения в России стоит отметить Светогорский целлюлозно-бумажный комбинат. В качестве системы управления предприятием здесь довольно давно используется Scala, покрывающая все основные сферы деятельности - финансы, логистику и управление производством. В 2000 г. было принято решение о внедрении системы Maximo, причем стоимость проекта с базовой функциональностью и с минимальным количеством пользователей (с четырьмя) составила около 30 тыс. долл.

Целью внедрения на первом этапе было наведение порядка в области закупки и хранения запасных частей. Следующим шагом будет построение системы для сбора и анализа статистических данных и оптимизации закупок.

В настоящее время проект находится в стадии сопряжения Maximo с установленной на комбинате ERP-системой Scala.

Внедрение системы Maximo целесообразно на предприятиях, где:

- численность работающих - несколько сот человек и более (теоретически верхней границы не существует);

- количество единиц оборудования - десятки (хотя многое зависит от самого оборудования);

- количество рабочих мест, где установлена система, - более десяти.