ВЫСТАВКИ

Ежегодная выставка заметно расширила сферу влияния и сменила место жительства

Со 2 по 4 апреля в Центральном выставочном зале “Манеж” пройдет пятая ежегодная выставка Expo Electronica. Для всех, кто связан с электронной промышленностью, это центральное событие года, отражающее реальное положение дел в российской электронике, ее приоритеты и возможности. О том, как изменилась Expo Electronica за прошедшие годы и что представляет собой сегодня, говорилось на пресс-конференции, проведенной накануне открытия юбилейной выставки ее устроителем компанией “ПРИМЭКСПО” (www.primexpo.spb.ru).

“Для нас, как организаторов, важно то, что Expo Electronica стала престижной и узнаваемой, - отметила в своем выступлении директор выставки Ирина Любина. - В этом году на ней представлено более 300 компаний из 20 стран мира. По сравнению с 2001 г. она выросла вдвое”.

Надо отдать должное - подобные темпы роста отмечались на протяжении всех лет существования выставки. В 1998 г. она была задумана как проект, который поможет отечественным производителям представить свою продукцию мировому рынку и привлечет на наш рынок передовые зарубежные компании. А к настоящему времени из узкоспециализированной компонентной выставка переросла в отраслевую комплексную, и в этом году на ней демонстрируются полупроводниковые устройства, встроенные системы, датчики, источники питания, аппаратура для тестирования и измерений, печатные платы и многое другое, что определяет сегодня облик российской электроники. Вполне естественно, что такое расширение тематики и числа экспонентов потребовало перенесения экспозиции из ставших тесными залов “Совинцентра” в более просторное помещение.

Качественные перемены наблюдаются и в среде участников выставки. Если раньше подавляющее их число составляли дистрибьюторы, демонстрировавшие главным образом продукцию западных партнеров, то теперь заметно возросло представительство отечественных производителей, а их изделия постепенно отвоевывают себе место в списке предложений тех же дистрибьюторов.

Юбилейная экспозиция отмечена рядом нововведений: в программу семинаров включены доклады, охватывающие технологические аспекты производства электронных компонентов и систем, а также связанные с ними вопросы охраны окружающей среды; кроме того, во время проведения выставки будет действовать доступный посетителям Интернет-центр. Впервые число ее участников пополнят компании из Южно-Азиатского региона, в частности тайваньские и китайские. Все это свидетельствует о росте интереса к выставке и ее значимости.

Немаловажную роль в развитии Expo Electronica сыграло проявленное к ней внимание со стороны федеральных органов власти, взявших на себя финансирование объединенного стенда отечественных производителей. На пресс-конференции правительственные структуры представлял начальник научно-технического управления РАСУ Анатолий Сергеевич Андреев. Сегодня он принадлежит к кругу людей, наиболее осведомленных о реальном состоянии электронной промышленности страны, и к его выступлению было приковано особое внимание.

По словам г-на Андреева, годовой объем российского рынка электронной продукции (включая конечное оборудование и системы) оценивается примерно в 20 млрд. долл. Доля отечественных производителей в нем составляет 5-6 млрд. долл., но правительство ставит задачу довести ее со временем до 80%, впрочем, вполне понимая всю сложность достижения этой цели. К числу приоритетных направлений в сфере производства электронных компонентов отнесены микроэлектроника, полупроводники, микромеханика, наноэлектроника, оптоэлектроника, акустоэлектроника, твердотельные СВЧ-компоненты.

Некоторые приведенные на пресс-конференции цифры могут показаться неожиданными. Так, еще в 1998 г. штучный объем производства микроэлектронных изделий в стране достиг уровня лучшего в истории этой отрасли 1991 г., а затем последовательно нарастал. Уровень же потребления подобных компонентов, включая продукцию западных производителей, на всем постсоветском пространстве в 2000 г. превысил 1 млрд. долл. и ежегодно растет в среднем на 20%.

Казалось бы, ситуация вполне оптимистичная, но есть и другие цифры. По некоторым оценкам, озвученным сотрудником “Электронинторга” Сергеем Орловым, для того чтобы по уровню потребления электронной продукции на душу населения мы приблизились к европейским странам через 15 лет, а к Японии через 25, ежегодный рост сбыта в стране этой самой продукции должен составлять 35%. Беда в том, что покупательная способность населения остается крайне низкой, а именно она главным образом влияет на возможности развития производства. Так, инвестирование в общем-то незначительной суммы в 200 млн. долл. в зеленоградский завод “Ангстрем”, во многом определяющий лицо российской микроэлектроники, по приведенным на пресс-конференции оценкам, будет экономически оправданно примерно через 1,5-2 года, так как только тогда рынок будет готов потреблять продукцию завода в объеме, позволяющем окупить вложения. Не спасают ситуацию и предпринимаемые попытки выйти на мировой рынок - годовой объем экспорта электронной продукции, по словам г-на Андреева, сегодня составляет примерно 100 млн. долл. Как видно, эта сумма несопоставима даже с нынешним уровнем внутренних потребностей страны.

Как ни крути, приходится констатировать, что в списке принятых российским правительством целевых программ, ориентированных в том числе и на развитие электронной промышленности, главное место должна бы занять программа повышения реального уровня доходов широких слоев населения. От успехов в этом направлении прежде всего и будет зависеть, кого и когда мы догоним.

Версия для печати