КОНФЕРЕНЦИИ

     Всем хочется обслуживать крупных клиентов,

но чаще приходится иметь дело с мелкими.  

     Из доклада на конференции

Проект бизнес-образования провел конференцию “Роль информационных технологий в развитии бизнеса в России”. Основное внимание на встрече было уделено малым и средним предприятиям. По-видимому, предполагалось, что крупные предприятия не стали бы таковыми, если бы недооценивали роль информационных технологий. А вот малые надо холить и лелеять. И занимается этим масса различных организаций, причем многие пестуют братьев меньших совершенно бесплатно.

Например, РОЦИТ (www.rocit.ru), а также Академия менеджмента и рынка (www.com.ru) проводят для предпринимателей бесплатные семинары. Международный центр реформы системы бухгалтерского учета (www.icar.ru) и проект “Тасис” приглашают их на бесплатную конференцию. А Ресурсный центр малого предпринимательства (www.rcsme.ru) предлагает на своем сайте всяческую информацию из соответствующей области: адреса и телефоны полезных организаций, тексты законов, отчеты об исследованиях, статистические данные и пр. *1 Недавно при его участии, как сообщил Александр Михайлов, ИТ-менеджер этого центра, открылся еще один полезный ресурс: “Балтийский сервер по малому предпринимательству” (baltic.rcsme.ru). Новый сервер ориентирован в первую очередь на западных предпринимателей, решивших заняться бизнесом в странах балтийского региона *2. Представленная на нем информация может быть полезна и российским бизнесменам, но у сайта есть один существенный недостаток: он полностью англоязычный. Организаторы приглашают россиян воспользоваться сервером для представления своих фирм потенциальным западным партнерам, мягко советуя при этом: желательно, чтобы сотрудники фирмы владели английским языком.

_____

*1. Правда, существенная часть информации сводится к отчетам об исследованиях, проведенных в 1998-2000 гг., что, по нынешним меркам, трудно считать свежими данными.

*2. Под странами Балтии мы обычно подразумеваем Латвию, Литву и Эстонию, но страны балтийского региона включают в себя еще восемь государств, в том числе Россию.

Одна из аномалий российской экономики заключается в том, что в малом бизнесе занято 10-17% работающего населения, которое производит 9-12% национального валового продукта, в то время как в Америке в этом бизнесе занято 70% экономически активного населения и производится 95% НВП. (В других западных странах показатели аналогичные.) Понятно, что развитие малого бизнеса в России - это важнейшая задача.

Говоря об использовании Интернета, Владимир Соркин (член экспертного совета РОЦИТ и руководитель компании BIX) подчеркнул, что попытки строить бизнес в Интернете с нуля, как правило, обречены на провал. Опыт показывает, что в основе успешной Интернет-коммерции должен лежать успешный традиционный бизнес, снабженный Интернет-инструментарием. Интернет - это всего лишь среда, позволяющая организовать взаимодействие между отделениями компании, ее клиентами и партнерами. Докладчик остановился на системах управления знаниями, которые пока плохо представлены на рынке. Было отмечено три важных слагаемых успеха таких систем. Во-первых, процесс накопления знаний должен быть интегральной частью деятельности компании: плохо, если сотруднику приходится что-то вводить в базу вне рамок своих основных обязанностей. Во-вторых, интерфейс системы должен быть рассчитан на работу с разнородной информацией - текстовыми файлами, сообщениями электронной почты, веб-страницами. И, наконец, нужно, чтобы в основе базы знаний лежал тематический рубрикатор - знания должны группироваться вокруг него, а не быть связанными с бизнес-процессами.

Все докладчики входили в положение небольших компаний и предлагали различные средства для преодоления ограниченности их ресурсов. Понятно, что в разных сферах рецепты были разные. Если одни советовали переходить к использованию ИТ-технологий постепенно, внедряя сначала более простые компоненты, а потом более сложные, то Дмитрий Лебедев (IIG), говоря о системах управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), подчеркнул, что “ребенка нельзя рожать по частям: сначала ручки, потом ножки”. Прежде всего, по его мнению, нужно определить минимум задач, при котором стоит затевать внедрение CRM. Потому что если, например, реализовать только рекламный модуль, не обеспечив инфраструктуру обработки заказов, то можно захлебнуться в потоке клиентов. А это очень опасно для репутации компании, ибо, как известно, довольный клиент поведает о полученном опыте в среднем пяти своим знакомым, а недовольный - десяти.

Рассказывая о достоинствах юридической системы “КонсультантПлюс”, Альберт Чернышев (“Руна Технолоджи”) особо упирал на актуальность и достоверность предоставляемой информации. И это понятно: в принципе большинство законов можно найти в Интернете самостоятельно, но где гарантия, что найденное вами постановление не было отменено несколько лет назад? У “Руны” свой рецепт для небогатых клиентов: можно не покупать базу данных, а оплачивать лишь запросы к ней, которые у небольших организаций могут быть весьма редкими.

Другими словами, как в личной жизни, чтобы стать женой генерала, надо выйти замуж за лейтенанта, так и в бизнесе следует выращивать крупных клиентов из имеющихся под руками мелких: готовых корпоративных заказчиков на всех не хватит.

Версия для печати