БЕЗОПАСНОСТЬ ИТ

Для обсуждения этого вопроса Федерация Интернет-образования организовала круглый стол

Татьяна Богатова, Инна Лапрун

Те, кто работает с компьютером, по собственному опыту знают, что подобная тема сегодня весьма актуальна. Однако если безопасность работы за домашним компьютером до сих пор остается личным делом каждого, то компьютер на рабочем месте является устройством, функционирование которого должно контролироваться и нормироваться, в том числе и по критериям эргономичности и безопасности. Это особенно важно, когда речь идет о компьютерах, работающих в школах, где ими пользуются дети и где, как известно, далеко не всегда установлена техника последних моделей, соответствующая высоким стандартам электромагнитной безопасности.

Актуальность этой проблемы подтверждается также результатами опроса, проведенного недавно в рамках проекта “Общественный рейтинг образовательных электронных ресурсов” (www.rating. fio.ru, директор проекта - Тамара Малых) Федерации Интернет-образования (ФИО) среди учителей-предметников средних школ - слушателей Московского центра ФИО (см. врезку “Результаты опроса учителей-предметников”). Как выяснилось, 91% учителей признали, что недостаточно владеют информацией об организации компьютерных рабочих мест в школе и режиме работы за компьютером.

В настоящее время текущий и предупредительный контроль за безопасностью использования этой техники осуществляют службы санэпиднадзора. Как рассказал Александр Стерлигов, заведующий отделом гигиены неионизирующих излучений Федерального центра Госсанэпиднадзора Минздрава РФ, примерно два года назад 30% компьютерных классов не соответствовали требованиям нормативных документов. Сегодня ситуация улучшилась, этот показатель снизился до 3-15%, хотя в отдельных регионах остался на том же уровне. Во многих школах началась паспортизация компьютерных классов.

В то же время основной документ, на который при таком контроле ориентируются, - “СанПиН 2.2.2.542-96. Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы с ними” - сейчас пересматривается и готовится к выпуску в доработанной редакции. По мнению Юрия Пальцева, руководителя лаборатории электромагнитных излучений НИИ медицины труда, члена рабочей группы по созданию новой версии СанПиН, необходимость в обновлении документа очевидна, требования предыдущего, выпущенного в 1996 г., уже устарели, кроме того, он был составлен недостаточно четко, не все факторы были учтены. В новом документе будут аккуратно разделены требования к компьютерной технике (напряженность электромагнитного и электростатического полей, показатели, связанные с визуальными параметрами) и требования к рабочему месту (размеры помещения, взаимное расположение мониторов, условия заземления, уровень технических шумов, показатели фоновых полей и т. п.). Будет также предложено пользоваться защитными средствами (очки, экраны и пр.): именно они должны сыграть определяющую роль в создании более благоприятных условий работы с устаревшей техникой. Рекомендованы и профилактические физические упражнения для снятия утомления. Вместе с тем участниками круглого стола высказывались серьезные опасения, что такие принципиально важные положения, как нормирование длительности работы за компьютером, останутся в старой редакции, так как еще не проведены необходимые исследования для обоснованных выводов (см. врезку “Проблема 10 минут”). Несовершенные нормы могут оказаться формальным поводом для привлечения к ответственности руководителей учебных заведений, внедряющих ИТ. Видимо, это следует учесть на стадии доработки документа.

Противоречивые мнения, отражающие реальное состояние проблемы, прозвучали на круглом столе по поводу процедуры сертификации компьютерной техники и рабочих мест. Одно ясно - научные исследования и испытания, по результатам которых будет приниматься решение о выдаче сертификата соответствия Госстандарта, должны проводиться в компетентном учреждении.

Обследование десяти тысяч рабочих мест позволило Анатолию Афанасьеву, заместителю генерального директора НПП “ЦИКЛОН-ТЕСТ” (www.ciklon.ru/computer), предприятия, комплексно занимающегося вопросами электромагнитной безопасности рабочих мест с компьютерной техникой, прийти к заключению о необходимости решить проблему обучения пользователей, в том числе и учителей информатики, основам безопасной работы с компьютерной техникой. “Компьютеров не надо бояться, - считает г-н Афанасьев, - к ним, как и к другой технике, надо привыкать”.

Длительная работа за компьютером может привести к нарушению зрения, развитию близорукости, косоглазия. Но, как считает специалист в области биофизики зрения кандидат биологических наук Павел Зак, “компьютерной” специфики здесь нет - это просто результат работы на слишком близком расстоянии от глаз. А известный термин “компьютерный зрительный синдром” означает зрительное утомление, связанное с фиксацией взора, аккомодацией хрусталика и некоторыми другими процессами, которые не опасны для зрения и, к счастью, являются обратимыми. Использование специальных спектральных очков, повышающих контрастность, для работы с черно-белыми текстами и очков для работы с цветными изображениями уменьшает степень зрительного утомления.

Наиболее горячо собравшиеся за круглым столом обсуждали проблему так называемой Интернет-зависимости. По мнению Александра Войскунского, кандидата психологических наук, заведующего кафедрой факультета психологии МГУ, в клиническом аспекте говорить об Интернет-зависимости нет оснований. Чрезмерное увлечение Всемирной паутиной примерно у 10% пользователей скорее связано с социальными факторами, неудовлетворенностью в других областях жизни. Интернет, полагает ученый, не нарушает связи между людьми, а видоизменяет их, содействует развитию письменной речи, письменному общению.

Заключительным аккордом, вселяющим надежду на возможность здоровой и безопасной работы за компьютером, прозвучала на круглом столе информация профессора МГИЭМ, доктора технических наук Игоря Литвака, который представил собравшимся новую программную разработку по теме круглого стола - “Систему обеспечения безопасности пользования компьютером”. Ее предназначение - организация режима работы, а также контроль и регулировка рабочего места в зависимости от категории и состояния здоровья пользователя, а также от характера выполняемой им работы, гарантирующие повышение ее эффективности и безопасности. Система реализована в виде диалога пользователя с компьютером (см. врезку “Основные функции системы обеспечения безопасности пользования компьютером”), в ее основе лежит разработанный Институтом охраны здоровья детей и подростков РАМН метод объективного контроля за состоянием пользователя в процессе работы, реализованный с помощью специального ПО. Данный программный продукт, обладающий также рядом дополнительных функций, запатентован в России и существует на сегодняшний день в виде расширенной демонстрационной версии. Создатели системы готовы к дальнейшей работе по выпуску пакета рабочих версий (разного объема и функциональности), ведь такое ПО будет востребовано не только в сфере образования, оно может (а на наш взгляд, и должно) стать непременным атрибутом каждого компьютера - и домашнего, и офисного.

На небольшой выставке, сопровождавшей круглый стол, демонстрировались и другие средства компьютерной безопасности. Так, Научно-методический консультационный центр “Росмедком” представил на ней защитные очки для спектральной коррекции зрения фирмы “Лорнет-М” и аппараты аэроионопрофилактики типа “Люстра Чижевского”, а предприятие “Циклон-Прибор” познакомило c устройствами, которые применяются для измерения параметров электромагнитных излучений, электростатических и переменных электрических и магнитных полей при сертификации компьютеров и аттестации рабочих мест.

Результаты опроса учителей-предметников

Не знают ГОСТа России, устанавливающего требования эргономической безопасности к ПК, рабочему месту и помещению компьютерных классов - 91%.

Не знают санитарных правил и норм, устанавливающих требования эргономической безопасности (СанПиН) - 7%.

Не знают, как отрегулировать монитор (по яркости, контрастности и т. п.) в зависимости от выполняемых за компьютером работ и освещения в рабочем помещении - 68%.

Проблема 10 минут

В прежних СанПиН (1996 г.) записано: школьник не должен проводить за компьютером на уроке более 10 минут - это считается безопасной нормой.

Для учителя такая норма - неразрешимая проблема: чему можно успеть научить школьника за это время? Абсурдность ситуации в том, что педагоги прекрасно знают: придя домой, ученики проведут за домашним компьютером несколько часов+

Так откуда же возникла эта норма? Можно ли ее изменить?

Как отметил Юрий Пальцев из НИИ медицины труда, она появилась еще в одном из ранних изданий СанПиН (в начале 1990-х годов), когда техника по всем параметрам была гораздо менее совершенной. Сейчас трудно сказать, на каких исследованиях базировалась эта цифра (да и были ли они тогда? - Прим. авт.), но для того чтобы изменить ее сегодня (например, в сторону разумного увеличения), необходимы серьезные обоснования в виде результатов специальных исследований. Ни у одного из институтов, которые имеют право заниматься подобными изысканиями (в их числе Институт по охране труда), на это нет денег. Круг замкнулся?

Основные функции системы обеспечения безопасности пользования компьютером

В числе этих функций:

- анкетирование пользователя;

- ПО для анализа результатов анкетирования (формирует последовательность предупреждающей информации для каждой категории пользователя);

- проверка соответствия дисплея и рабочего места эргономическим рекомендациям;

- контроль режима работы и отдыха, включение микропауз и релаксационных процедур, восстанавливающих работоспособность, в зависимости от категории пользователя и типа работ;

- обработка статистики действий пользователя, регистрации выполнения процедур и результатов контроля, их сохранение;

- возможность контроля (со стороны родителей, преподавателей или администратора системы) за всеми операциями пользователя, вплоть до задания режима его работы.

Подпись к рисунку 1.

Выступления участников круглого стола вызвали оживленную дискуссию

Версия для печати