ПРОЕКТЫ

Окончание. Начало см. в PC Week/RE, № 14/ 2002, с. 32.

Когда речь заходит о выборе интегрированной системы управления предприятием (ИСУП) и ее приобретении, выливающемся в крупные суммы, продавцов прежде всего волнует вопрос: кто выступит в роли лица, принимающего решение? Кто сможет красноречиво убедить директора в целесообразности именно этой системы и склонит его поставить подпись на контракте? От точности “угадывания” этой персоны зависит очень много: и длительность предконтрактной фазы, и эффективность работы продающей стороны, и четкость постановки задач по внедрению.

Людмила Бешкарева

По имеющейся у нас статистике, наиболее часто в роли таких ЛПР выступают: финансовый директор, главный бухгалтер, системный аналитик, начальник службы АСУ (ИТ-директор).

Не стали исключением из этого правила и новосибирские предприятия - “Сибирские сотовые системы-900” (www.nsk.mts.ru) и “Ерматель” (www.ermatel.ru), где мы беседовали с топ-менеджментом о мотивации выбора ИСУП. У поставщика услуг сотовой связи - с главным бухгалтером Людмилой Бешкаревой, а в российско-швейцарской типографии “Ерматель” - с начальником финансового отдела Ириной Шевельковой. Обе эти влиятельные и обаятельные женщины не представляют свою деятельность без информационных технологий и, пройдя через освоение бухгалтерской системы фирмы “Интеллект-Сервис” БЭСТ-4, прекрасно понимают, зачем им нужна новая ИС. Недаром руководство доверило им выбор столь сложного программного продукта.

“После того как мы в августе 2001 г. присоединились к МТС, у нас изменились требования к финансовой отчетности, - пояснила Людмила Бешкарева. - БЭСТ-4 не позволяла вести несколько планов счетов и готовить отчеты в стандарте GAAP (а это было нужно для МТС). Некоторое время мы размышляли, не поставить ли английскую систему SunAccount фирмы Systems Union, которая установлена, в частности, в московском офисе МТС. Смотрели и “Галактику”. Но все же решили попробовать БЭСТ-ПРО - это получалось дешевле, да и знакомые разработчики (фирма “ИТ-сервис”) рядом, что немаловажно.

Перешли на новую систему мы довольно быстро - в ноябре начали внедрение, а в январе уже свели в ней бухгалтерский баланс. Сейчас с помощью новой ИСУП мы оперативно получаем отчеты о движении денежных средств в стандарте МТС (в разрезе банков, операций и др.)

Важно также, что силами сотрудников “ИТ-Сервиса” сделан шлюз между биллинговой системой CBOSS, в которой ведутся расчеты с абонентами, и БЭСТ-ПРО”.

А вот в типографии “Ерматель”, где внутренние процессы выстроены в соответствии с принципами типичного производства на заказ, аргументы в пользу перехода на БЭСТ-ПРО были другие.

“На наш взгляд, - говорит Ирина Шевелькова, - система БЭСТ-ПРО дает гораздо больше свободы пользователю в плане внесения изменений по сравнению с БЭСТ-4. Это очень существенно для нас как при подготовке отчетов, так и на этапе настройки ИСУП.

Для сотрудников финансового отдела привлекательно, что в системе БЭСТ-ПРО можно выбрать типовую операцию, а дальше она сама разнесет все по нужным счетам в соответствии с тем, что написано в платежном поручении или в приходном ордере. И в нужный момент сама выйдет на баланс, а это очень важно для нашего предприятия.

Для нашего предприятия ключевую роль играет возможность управления производством, анализа оперативных и исторических данных в разных разрезах. Важно, что БЭСТ-ПРО - интегрированная система, позволяющая все это осуществлять. Она, на наш взгляд, максимально приближена к концепции MRP II, а значит, может решать задачу планирования загрузки мощностей, оперативного формирования и отслеживания заказов, расчета полной фактической себестоимости. Не все это мы до конца настроили, но уже полностью работает цепочка, связанная с логистикой, а также многие возможности модуля “Договора”.

Система, по мнению наших пользователей, достаточно гибкая, располагает простым и удобным интерфейсом.

Особо - о планировании производства

На часто задаваемый ИТ-менеджерами вопрос: “А всем ли предприятиям действительно нужны MRP/MRP II/ERP-системы?”, я обычно отвечаю коротко: “Нет, не всем”. И, если требуется, уточняю: “В первую очередь тем, кому необходимо автоматизировать планирование производства”.

Если под этим углом зрения посмотреть на потребности двух названных организаций, то, вполне вероятно, “Сибирские сотовые системы-900” могли бы применить систему другого класса - чисто финансовую, позволяющую осуществлять все необходимые операции: бухгалтерский учет и отчетность, налоговую отчетность, финансовый анализ и бюджетирование, управленческий учет и т. п. Все возможности системы класса MRP II им сегодня не нужны (и вряд ли когда-нибудь понадобятся - ведь производство у сотовых операторов отсутствует). В данном конкретном случае выбор в пользу БЭСТ-ПРО, как следует из приведенной выше цитаты, был сделан из других соображений. У компании уже был положительный опыт работы с высокопрофессиональным поставщиком решений - фирмой “ИТСервис”, и “человеческий фактор”, вероятно, перевесил все прочие аргументы.

Подчеркну, что такое положение дел, на мой взгляд, довольно традиционно для современного рынка российских ИСУП: если клиент лоялен к разработчику (т. е. он уверен, что всегда может склонить поставщика к доработкам, получить от него оперативную техническую помощь в критический момент и пр.), то он готов закрыть глаза на некоторые недостатки продукта или его избыточность.

Мы уже работаем с блок управления производством БЭСТ-ПРО, хотя не до конца настроили его под наши задачи, - продолжает свой рассказ Ирина Шевелькова. - В нем считается, например, себестоимость продукции (правда, пока только по прямым материальным затратам). Но скоро собираемся добавить в расчет себестоимости амортизационные отчисления, накладные расходы, зарплату персонала (с учетом сменности и переходов с одной продукции на другую в рамках одной смены). Сейчас это разносится вручную.

Расчет полной себестоимости - очень важная для нас задача. Как только блок будет настроен полностью, мы сможем оперативно анализировать виды продукции по разным срезам, снижать издержки, где это возможно”.

Однако уже сейчас, пользуясь свободным форматом отчетов, предусмотренных в системе, мы формируем для руководителей разных уровней отчеты по структуре затрат (как за текущий период, так и содержащие информацию, позволяющую провести сравнение с предыдущими периодами), отчеты по структуре прихода денежных средств (в разрезе цехов, видов продукции и пр.) и другие.

ИТого

Нынешняя рыночная ситуация в сегменте КИС и ИСУП для предприятий среднего масштаба напоминает соревнование по перетягиванию каната: довольно обширная группа зрелых “западников” выступает против отечественных MRP-юниоров. Последних существенно меньше, зато на их стороне весомый козырь - множество российских клиентов, имеющих опыт работы с более простыми, но массовыми бухгалтерскими продуктами распространенной (а значит, нашедшей признание) российской торговой марки.

Соревнование же заключается в следующем: больший кусок рыночного пирога достанется либо российским разработчикам, реализовавшим в своих системах (честно и в полном объеме) требования концепции MRP/MRP II, аналитику и бюджетирование; либо западным поставщикам, приведшим зарубежные системы в соответствие с требованиями российского законодательства в области бухучета, налогового учета и просто российского менталитета (причем тоже честно и в полном объеме).

Думаю, в ближайшие три года в состязании наступит переломный период. Будем внимательно следить за самыми кульминационными его моментами. Как говорят в этих случаях - делайте ваши ставки, господа!

Характерные черты быстрорастущих

Бизнес двух новосибирских предприятий, ставших объектами внимания данной публикации, относится к категории быстрорастущего, хотя измеряется разными показателями.

ЗАО “Сибирские сотовые системы-900”, дочерняя компания ОАО “Мобильные ТелеСистемы” (МТС), оказывает услуги сотовой связи стандарта GSM 900/1800 в Новосибирске и Новосибирской области с 1998 г., а также владеет лицензией на оказание услуг в Республике Алтай.

Рост для сотового оператора - это прежде всего увеличение численности абонентов (если в 1998 г. у ССС-900 была 1000 клиентов, в начале 2000 г. - 3800, то сейчас - 141 000. За 2001 г. абонентская база компании выросла почти в четыре раза). Ему неизбежно сопутствует и расширение штата - в два раза и более в год (сегодня в “Сибирских сотовых системах” работает около 300 человек).

Если, по оценкам специалистов компании, доля рынка ССС-900 в Новосибирске и области на начало 2001 г. составляла около 50%, то сейчас - 75%.

Установлено около 30 рабочих мест БЭСТ-ПРО.

Для полиграфического производства рост подразумевает расширение ассортимента выпускаемой продукции и увеличение числа клиентов (кондитерские и табачные фабрики, производители мороженого и вино-водочных изделий, молочные комбинаты и др.) Достаточно сказать, что именно “Ерматель” изготавливает этикетки для конфет, выпускаемых крупнейшими московскими комбинатами “Бабаевский”, “Красный Октябрь”, “Рот-Фронт”. Сегодня в типографии, управляемой, как мне показалось, по западному образцу, трудится около 150 человек (за пять лет численность выросла практически в 10 раз!). Работают три цеха, где осуществляется флексопечать, офсетная печать, тиснение и другие операции. Это крупносерийное производство (заказы - не менее 500 кг каждого наименования, или сотни тысяч и миллионы штук), где установлены четырех- и восьмикрасочные машины, чья производительность уже перекрывает потребности Новосибирска.

Только контрагентов, с которыми приходится иметь дело типографии “Ерматель” (заказчики, поставщики материалов и услуг), насчитывается около тысячи. На предприятиях установлено более 10 рабочих мест БЭСТ-ПРО.

Ирина Шевелькова, “Ерматель”: Российские разработчики, на мой взгляд, несколько запаздывают с созданием систем класса MRP II. У нас, к примеру, уже в 2000 г. была потребность в таком программном продукте, поэтому мы стали разрабатывать что-то подобное параллельно продукту “Интеллект-Сервиса”. Сделали чисто управленческую надстройку - в ней нет никаких проводок, только аналитический уровень, и сейчас пользуемся ею, даже продали одному своему клиенту.

Ну а систему БЭСТ-ПРО используем для оперативного управления производством, настраиваем ее постепенно вместе с поставщиками. Рассчитываем, что скоро доделаем нормальное бюджетирование и модуль, отвечающий за работу с договорами. Тогда можно будет отслеживать состояние заказа в каждый момент времени.