СПУТНИКОВАЯ СВЯЗЬ

В середине апреля в Дубне состоялась седьмая конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи (ССС) и вещания, которую традиционно проводит ГУП “Космическая связь” (ГПКС) - национальный спутниковый оператор и владелец российской орбитальной группировки (www.rscc.ru).

И хотя в целом мероприятие можно назвать успешным (в программу вошло более 20 докладов, а количество участников превысило 200 человек), нельзя не отметить несколько “однобокого” представления среди выступавших: 17 - от ГПКС. Поэтому данную конференцию скорее всего можно рассматривать как презентацию достижений компании. Тем не менее сообщения о состоянии российской орбитальной группировки (ОГ), мерах ее обновления, перспективах развития VSAT и тарифной политике ГПКС вызвали огромный интерес.

Сегодня отечественная ОГ состоит из 10 космических аппаратов (КА), ресурсами которых пользуются 46 операторов ССС и вещания. Кроме того, ГПКС предоставляет в аренду свободные емкости этих КА и еще восемь транспондеров принадлежащего Eutelsat спутника W4 (часть его ресурсов сейчас задействована для вещания компаний “НТВ-Плюс” и “НТВ”).

В ближайших планах - запуск в июне этого года КА “Экспресс-А1R” в точку стояния 40° в.д. для замены выработавшего свой ресурс “Горизонта”. В дальнейшем в рамках федеральной программы обновления ОГ на орбиту будет выведено еще 6 новых КА серий “Экспресс-А” и “Экспресс-АМ”, создаваемых красноярским НПО “Прикладная механика” совместно с французской компанией Alcatel и японской NEC (намеченные даты запусков: декабрь 2003-го, апрель, июнь и октябрь 2004-го и ноябрь 2005 г.). В 2005 г. ресурс российской ОГ составит 275 транспондеров. Новые КА будут оснащены глобальными, контурными и перенацеливаемыми антеннами C-, Ku- и L-диапазонов, причем существенно возрастет доля ресурсов Ku-диапазона, что не только повысит востребованность российских КА, но и создаст условия для более активного развития VSAT-сетей в нашей стране.

Однако для роста количества VSAT-сетей увеличение доступных Ku-ресурсов - условие необходимое, но не достаточное: основной тормоз развития - сложности правового регулирования и высокая стоимость лицензирования VSAT. В настоящее время доля России на мировом VSAT-рынке составляет не более 0,3%: всего около 1500 терминалов. Увеличить их количество в ближайшие три-четыре года до 60 тыс. можно только в случае изменения “правового поля” и снижения стоимости лицензирования. Сохранение прежних условий регистрации снизит эту цифру в шесть раз (поскольку в этом случае скорее всего “зеленую улицу” будут иметь только сети, предусмотренные федеральными программами, такими, как “Электронная Россия” или “Сельская школа”).

А теперь о тарифах. Как известно, для расчетов за услуги связи ГПКС существует две категории ставок: регулируемые государством и утверждаемые приказом генерального директора предприятия. Первые рассчитываются при уровне рентабельности 25%, чего, по мнению представителей ГПКС, недостаточно для окупаемости затрат при оказании услуг ССС. Так, сегодня доход от 35% общей емкости, оплачиваемой по этим тарифам, составляет всего 15% общей прибыли компании. ГПКС намерено просить правительство об увеличении данной ставки, поскольку для ССС характерны более высокие затраты и длительные сроки окупаемости. С другой стороны, “собственные” тарифы на транспондеры и услуги компания планирует снижать.

И в заключение - свежая новость рынка подвижной спутниковой связи. ГПКС и компания SpaceChecker (www.spacechecker.com), давно сотрудничающие на ниве аренды спутниковых ресурсов, намерены в ближайшее время учредить совместное предприятие по предоставлению услуг подвижной спутниковой связи для передачи коротких сообщений (SDS) на территории РФ (аналогичных тем, которые обеспечивает Inmarsat-C). Для этого во Владимире будут построены ЗС и национальный операционный центр. Система контроля грузоперевозок остро необходима в нашей стране и благодаря острой конкуренции в этом секторе рынка будет весьма востребована, тем более что, по сообщениям представителей SpaceChecker, их терминальное устройство стоит примерно втрое меньше используемого в Inmarsat-C.