22 апреля в Государственном таможенном комитете (ГТК) РФ был проведен пресс-тур, в ходе которого было рассказано о состоянии применения современных информационных технологий в деятельности таможенной службы страны.

Как сообщил Л. М. Ухлинов, начальник Управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК, создание единой автоматизированной информационной службы (ЕАИС) началось на рубеже 80-90-х годов с целью повышения эффективности работы таможенных органов. Крайняя необходимость использования компьютерных технологий объяснялась достаточно просто: переход страны на качественно новые, рыночные принципы выполнения экспортно-импортных операций привел к резкому увеличению числа различного рода учетных и аналитических задач *1.

_____

*1. Как подчеркивают сами таможенники, практически именно в это время начала формироваться реальная таможенная служба страны. Ведь в условиях жесткого лицензирования внешнеторговой деятельности при социалистической модели экономики таможня выполняла очень ограниченное число задач.

На начальном этапе разработки ЕАИС создавались отдельные автоматизированные места для сотрудников функциональных подразделений без объединения их в единое информационное пространство. При этом использовались в основном MS- DOS, СУБД Clipper и FoxPro. В 1992-1993 гг. отрабатывались технологии сбора и передачи таможенной информации, а также создания электронных копий баз данных. Позднее были решены задачи обработки таможенной статистики, таможенного оформления, контроля доставки товара, контроля за начислением таможенных платежей и т. д.

Главная Web-страница системы “Оперативный мониторинг ГТК”

Уже к 1996 г. сложились все предпосылки для проектирования и отработки элементов второй очереди ЕАИС, начался переход к использованию территориально распределенных баз данных на основе Windows NT и СУБД Oracle. С функциональной точки зрения приоритет был отдан внедрению комплексных автоматизированных систем для низового звена ГТК - таможни и таможенного поста. В настоящее время созданы семь региональных (в каждом федеральном округе страны) вычислительных центров, где хранится и обрабатывается информация со всех 153 таможен России. Планируется, что с 2001 по 2002 гг. число подключенных к единой системе автоматизированных рабочих мест возрастет с 10 до 90%. Все работы по автоматизации ведутся Главным научно-исследовательским и вычислительным центром (ГНИВЦ) ГТК с привлечением внешних субподрядчиков.

Одним из важнейших направлений автоматизации ГТК в 2002 г. стало развертывание системы оперативного управления таможенной деятельностью, предназначенной для выполнения двух классов взаимосвязанных функций:

- сбора, обработки и анализа оперативной информации о состоянии процессов таможенного оформления и контроля, правоохранительной работы, а также других видов деятельности таможенных органов;

- формирование и доведение в автоматизированном режиме до таможенных органов управляющей информации по всем направлениям их деятельности.

Такие задачи являются принципиально новыми для ЕАИС, так как ранее ее функции были ориентированы в основном на статистическую обработку информации.

В начале 2002 г. усилиями специалистов ГНИВЦ ГТК и компании “Город-Инфо” была разработана и внедрена “Система оперативного мониторинга за процессами таможенного оформления и контроля”. Она позволяет получать и представлять в виде таблиц и графики как общие итоги таможенного оформления товаров в России, так и детальную информацию по каждому из участников внешнеэкономической деятельности, конкретному складу и таможенному инспектору, а кроме того, просматривать таможенные декларации. Все сведения предоставляются за определенный день, месяц, квартал и год, а также любой произвольный промежуток времени.

Технологически система выполнена в виде трехуровневой Web-архитектуры с использованием тонкого клиента. Уровень баз данных реализован на СУБД Oracle 9, уровень бизнес-логики - на языке Java (стандарт J2EE), в качестве Web-сервера применен MS Internet Information Server 5.0. Для доступа к системе может использоваться широкий круг клиентских устройств, в том числе мобильных и ручных компьютеров, а также WAP/WML-телефонов.

Как сообщил директор ГНИВЦ ГТК С. Л. Гусев, в настоящее время к созданной системе мониторинга имеют доступ (в соответствии с их правами) около 2500 сотрудников ГКТ, начиная от руководства Комитета до информационно-аналитических групп в составе структурных подразделений и региональных управлений. В дальнейшем планируется реализовать режим автоматизированного доведения команд и директив руководства до таможенных органов и развить систему до уровня Ситуационного центра ГКТ России.

Еще одной важной задачей 2002 г. должно стать внедрение автоматизированной системы электронного оформления таможенных документов. Соответствующий эксперимент по использованию “бесконтактного” взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами пройдет с мая по декабрь. Одним из результатов новых методов оформления должно стать существенное снижение времени обработки документов.

Отвечая на вопрос об эффективности применения информационных технологий, представители ГКТ привели следующие цифры. В 2001 г. Комитет только за счет повышения качества управления увеличил сбор налогов на 9 млрд. долл. В значительной степени это произошло именно за счет расширения функциональности ЕАИС, на развитие которой было потрачено около 200 млн. долл.

Версия для печати