В Чебоксарах дан старт ФЦП “Электронная Россия”

Собкор PC Week/RE

     +сделаем: власть - менее бюрократизированной, общественные 

финансы - прозрачными, управление ими - эффективным, людей -

еще более умными, народ - богатым, мир - интересным+

Николай Федоров,

президент Чувашской Республики

Чебоксары, конец апреля 2002 г. Чистенький городок, снег сошел, но листва даже еще не пробилась сквозь почки, которые набухли и вот-вот взорвутся, затопят все вокруг неповторимым ароматом весны. Такая же примерно ситуация сложилась и вокруг ФЦП “Э-Россия”: планы утверждены, деньги выделены и нужна какая-то последняя отмашка, чтобы все закрутилось и пошло-поехало. Такой отмашкой и стало всероссийское совещание “Электронное правительство для электронной России”, состоявшееся в столице Чувашской Республики 24-25 апреля.

Совещание, проходившее в Доме Правительства, на правах хозяина открыл президент республики Николай Федоров. Крупными мазками он нарисовал картину того, что делается в республике в части ее информатизации. Создается, например, распределенная, охватывающая всю республику информационно-аналитическая система (РИАС). Президент высказал предположение, что Чувашия может служить примером для всех регионов России, а не только для субъектов Приволжского федерального округа, ведь она “ухватила за уши” Интернет и начала стремительное движение по пути информатизации. В заключение он обратился с призывами:

- к Интернет-фирмам. “С государством в России можно и нужно работать - отдача от внедрения информационных технологий в государственном секторе настолько высока, что это сравнимо с инвестициями в нефтяную отрасль. Просто все очень запущено, и даже небольшое улучшение дает иногда громадный экономический и социальный эффект. Каждый рубль, вложенный в компьютеры и программное обеспечение, окупается за счет снижения издержек и коррумпированности, повышения качества и прозрачности управления. Сейчас, когда Интернет-отрасль везде, кроме России, находится в состоянии некоторого застоя, интерес к нам таких фирм, как, например, “Интел” и “Майкрософт”, с которыми у нас уже сложились добрые и результативные взаимоотношения, вполне оправдан. Ведь мы предлагаем им широкое поле деятельности”;

- к федеральным чиновникам. “С Чувашией можно и нужно работать. Управленческий стиль у нас динамичный и современный. Мы умеем действовать эффективно. Вы можете в этом убедиться на примере проекта РИАС: фактически за несколько месяцев разработана и создана информационная система, по заложенным в нее идеологическим и технологическим решениям, вероятно, самая современная в России, а возможно - и в Восточной Европе”;

- к журналистам и экспертному сообществу. “Сделайте пропаганду достижений информационных технологий главной составляющей реализации программы “Э-Россия”. Помогите изменить сознание нашего обывателя, пробудите в нем чувство гордости, сопричастности к большому новому делу. Покажите наглядно все позитивные изменения, которые происходят в нашей жизни с внедрением Интернета”.

На совещании, заметим, собрались представители законодательной и исполнительной ветвей власти России, коммерческих и государственных предприятий и некоммерческих организаций, в сердцах которых призывы Н. Федорова немедленно нашли отклик, что они и продемонстрировали в своих последующих выступлениях.

Многих, конечно, интересуют причины столь быстрого превращения Чувашии в лидера региональной информатизации. Оказывается, проект РИАС является составной частью Программы реформирования системы управления общественными финансами, которая реализуется с начала 2001 г. в пяти регионах России, ставших победителями федерального конкурса, проводившегося под эгидой Минфина России. Чувашия заняла в этом конкурсе первое место. Источником финасирования республиканской программы (7,3 млн. долл. США) стал Фонд развития региональных финансов, формируемый из средств Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Цель программы - активизация процесса финансового оздоровления Чувашской Республики через создание законодательных, кадровых и технологических возможностей для выработки и проведения ответственной и эффективной бюджетной политики республиканскими и местными властями. Программа охватывает практически всю систему общественных финансов: стандартизацию бюджетных услуг и повышение их качества, развитие доходной базы республиканского и муниципальных бюджетов, межбюджетные отношения, совершенствование системы расходов на бюджетные услуги, разработку и внедрение казначейской системы исполнения бюджета. Ключевым инструментом реализации программы реформирования призвана стать Республиканская информационно-аналитическая система.

Общая стоимость проекта РИАС - 2,5 млн. долл. Его разработка началась в конце 2000 г., а внедрение - в середине 2001 г. На данный момент сумма финансирования составила порядка 800 тыс. долл.

РИАС создается как система сбора детализированной информации, в которой экономические и натуральные показатели “привязаны” к объектам (предприятиям, недвижимости). Это информационная система реального времени (on-line). Изменения показателей и параметров объектов отражаются в первичных учетных массивах немедленно, в момент их регистрации, а в течение нескольких часов эти изменения распространяются на все базы данных, что придает новое качество собираемой информации.

В ходе создания РИАС осуществляется полная модернизация информационной инфраструктуры органов власти Чувашской Республики, в том числе построение современной коммуникационной сети, оснащение органов власти современными компьютерами, объединенными в сети, разработка и внедрение единой программной системы и комплексной системы защиты информации.

В рамках РИАС модернизируется республиканская коммуникационная инфраструктура общего доступа. Во всех районных узлах связи (их всего 21) установлены многопортовые маршрутизаторы Cisco, которые по выделенным каналам на скорости 64 - 128 кбит/с соединены с центром сети в Чебоксарах и Интернетом. Районные администрации, налоговые инспекции, отделения пенсионного фонда и другие органы власти подключены к узлам доступа по выделенным каналам, остальные пользователи - по коммутируемым каналам.

Из речи полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Сергея Кириенко мы узнали, что руководители Министерства экономического развития РФ и программы “Электронная Россия” выбрали ПФО в качестве модели реализации этой программы. Очень огорчает Сергея Владиленовича, что несмотря на принятие закона об электронной цифровой подписи (ЭЦП), электронная переписка так и не обрела статус документа в рамках правительственных организаций и администрации президента: “+Я получаю документ по электронной почте и начинаю с ним работать, но в отчет он не идет. Для отчетности соответствующие работники этот же документ вытаскивают из электронной почты, оформляют в бумажном виде, ставят на нем штампик “Входящее”, прикалывают к нему листочек с визой руководителя и сдают в архив. Все это делается каждый вечер в обоих пунктах, между которыми рассылается электронная почта. Такой вариант электронного управления - это легкая профанация, видимо, неизбежная на начальной стадии”.

Министр экономического развития и торговли Герман Греф не пожалел участников совещания и с ходу огорошил их: “Мы сильно опоздали. Такого рода деятельностью нужно было заниматься еще лет пять назад, тогда сегодня мы вышли бы не на 3-4 или 5% интернетизации страны, а хотя бы на уровень 20%. Это колоссальная цифра для России, для ее расстояний. США ставят перед собой задачу к 2005 г. интернетизировать 80% населения, на сегодняшний день интернетизация составляет там порядка 65-66%, а к 2010 г. - и это даже не обсуждается - 100% населения будет иметь свободный доступ к Интернету. Думаю, что задача обеспечить в РФ к 2010 г. 50 млн. пользователей (то есть 30-35% населения) доступом к Интернету вполне достижима. Вот такого рода задачи нужно детально разложить по срокам и попытаться реализовать в составе программы «Электронная Россия»”.

Первый заместитель министра РФ по связи и информатизации Андрей Коротков кратко остановился на содержании ФЦП “Э-Россия”: “Программа разбита на три этапа. В 2002 г. (а от него осталось-то всего полгода) мы должны срочно провести ревизию того, что уже сделано. 2003-2004 гг. - это развертывание по всем направлениям, мощные проекты в регионах. В 2005-2010 гг., когда мы определимся с тем, что и как должны делать, выберем эффективные решения, произойдут самые массовые вливания, осуществится весь комплекс мероприятий, будет создана система правового регулирования. Информационно-коммуникационные технологии станут ключевым элементом проведения экономических и структурных реформ, создания обстановки открытости, развития конкуренции и использования новых идей для рационального управления экономикой и, наконец, что принципиально важно, - для развития самого главного ресурса, который есть у любого государства, любого правителя, - людей, способных отвечать требованиям информационной эпохи”.

Далее последовали доклады из центра и с мест. В двух из них (ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова и председателя Нижегородского областного комитета государственной статистики Александра Голубцова) остро был поставлен вопрос об административной реформе и реформе государственной службы. Здесь имеет место извечная проблемы “курицы и яйца”, то есть что первично, а что вторично: реформа, а затем информатизация, или наоборот. Из общих соображений ясно, что информатизировать неразбериху себе дороже. Да и весь мировой и отечественный опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в коммерческих организациях указывает на то, что вначале нужно сформулировать миссию организации, определить основные цели ее деятельности и стратегию, ввести индикаторы эффективности, зафиксировать существующие бизнес-процессы и наметить исходя из передового опыта будущие процессы, затем провести перестройку оргструктуры (трансформацию) под новые бизнес-процессы, зафиксировать должностные инструкции и только после этого переходить к информатизации. Однако на практике такая классическая модель имеет весьма продолжительный жизненный цикл, поэтому часто она заменяется моделью ускоренной реорганизации, когда проектирование и трансформация максимально запараллелены с информатизацией. На Западе используется такое понятие, как государственная машина (government machine). Она позволяет проектировать не только отдельную организацию (например, министерство), но и совокупность министерств, всю вертикаль управления снизу доверху.

Но здесь мы уже, похоже, ломимся в открытую дверь. Еще 18 апреля в послании Федеральному собранию Президента РФ Владимира Путина прозвучало: “Я уже говорил о необходимости административной реформы. Ее результатом должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна. И государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим. Что нужно для этого сделать? Во-первых - модернизировать систему исполнительной власти в целом. Сегодня подразделения исполнительной власти живут так, будто они продолжают оставаться штабами отраслей централизованного народного хозяйства. Между тем прямая обязанность государства - создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью. Реформы государственной службы придется проводить в тесной увязке с обновленными принципами работы и построения исполнительной власти. Во-вторых, нам нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений. Ныне действующий порядок ориентирован не столько на содержание, сколько на форму. В-третьих, надо, наконец, провести анализ ныне реализуемых государственных функций и сохранить только необходимые. В завершение темы хочу отметить: нынешняя организация работы госаппарата, к сожалению, способствует коррупции. Коррупция - это не результат отсутствия репрессий - хотел бы это подчеркнуть, а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер, тем больше взяток и чиновников, их берущих. И мы не должны дожидаться, пока достигнутая стабильность превратится в административный застой. В том числе - из-за непрозрачности в работе госаппарата. Для граждан он еще остается “черным ящиком”. Следует определиться с четким перечнем информации, которую госорганы обязаны делать публично доступной. И этот перечень должен быть утвержден законом. Это нужно и для развития гражданского общества, и для формирования цивилизованной предпринимательской среды”.

После двух дней работы участники совещания определили вопросы, требующие первоочередного решения в рамках реализации федеральной целевой программы “Электронная Россия “ в 2002 г.

1. Проработка проектов законодательных актов в области информатизации.

2. Принятие в рамках федерального закона “Об электронной цифровой подписи” подзаконных нормативных актов, регулирующих практическое использование электронной подписи.

3. Организация межведомственной информационной интеграции в рамках рабочего органа по стандартизации форматов и структур данных (например, XML.GOV.RU).

4. Проведение региональных конкурсов в рамках ФЦП “Электронная Россия”.

5. Отработка перечня информации, подлежащей обязательному открытию, и организация мониторинга исполнения.

6. Унификация порталов органов государственной власти и местного самоуправления.

7. Разработка организационных и технологических механизмов обобщения, унификации и тиражирования программных решений.

После трудов праведных участники совещания смогли продегустировать новый “микромягкий” продукт местного Ядринского ЛВЗ, отвечающий требованиям эпохи, под названием е-Vodka.

Версия для печати