Минсвязи: малая телекоммуникабельность или подкоп под “Экспокомм”?

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Сфера телекоммуникаций в прошлом году характеризовалась двумя разными составляющими: спадом на мировом рынке и ростом на российском. Крупнейшие операторы связи, такие, как AT&T, Verizon, France Telecom, British Telecom, Deutsche Telekom, понесли гигантские убытки, исчисляемые миллиардами долларов.

В противовес этому итоги развития отечественной связи выглядят очень неплохо. Общий оборот отрасли в 2001 г. достиг 6,4 млрд. долл. Объем освоенных капиталовложений на важнейших объектах связи составил 37,5 млрд. руб. Введено основных фондов на сумму 33,1 млрд. руб. (см. PC Week/RE, № 11/2002, с. 7). Сдано в эксплуатацию 4,9 тыс. км радиорелейных и 32,6 тыс. км кабельных линий (в том числе 6,979 тыс. км ВОЛС); 1858 тыс. номеров городской телефонной связи и 159,4 тыс. номеров сельской; 27,1 тыс. каналов междугородных и 1320 каналов международных АТС; 42 ТВ-передатчика; радиовещательные станции общей мощностью 349,6 кВт.

Доля цифровых каналов, задействованных на первичной сети связи общего пользования, выросла до 83%. Коэффициент цифровизации местной телефонной сети составил 35% против 31,7% в 2000 г. С 3,4 млн. до 7,8 млн. увеличилось число абонентов сотовой связи, пейджинговых пользователей стало 700 тыс. (прирост - 11%).

Хорошо выглядят публичные телекоммуникационные компании и на фондовом рынке, где в целом отмечается рост курса их акций (особенно заметно усиление капитализации дочерних структур “Связьинвеста” в связи с межрегиональным объединением), индекса доверия инвесторов и делаются весьма оптимистичные прогнозы на нынешний год.

На этом фоне выставка “Связь-Экспокомм’2002” (www.svyazexpo-online.ru), организованная ЗАО “Экспоцентр” (www.expocentr.ru) и американской фирмой E. J. Krause & Associates (www.expocomm.com) при поддержке Минсвязи России, Министерства промышленности, науки и технологий РФ и Российского агентства по системам управления (РАСУ), стала наглядным отражением состояния отечественного телекоммуникационного рынка.

В нынешнем году в павильонах ВК на Красной Пресне в Москве представили свои достижения 800 фирм из 33 стран. Общая площадь экспозиции составила 22 500 кв. м. По всем этим показателям данная выставка выглядит более успешной, чем предыдущая. Большие стенды на ней имели “Система Телеком”, “ВымпелКом”, “МегаФон”, Golden Telecom, Lucent Technologies, Alcatel, Ericsson, Equuant и ряд других компаний.

Несмотря на то, что нынешняя “Связь-Экспокомм”, как и прежде, была деловой, представительной и многолюдной, интерес Минсвязи к ней явно упал. Что, впрочем, отмечается уже второй год подряд, только сейчас это выглядело более демонстративно. Многие фирмы уже задаются вопросом: а где же министерство? На официальном открытии выставки уровень его представительства был низким, а на пресс-конференции специалистов Минсвязи не было вовсе.

Внятного ответа на этот вопрос нет, есть только лавирование. И ссылки на то, что на “Связь-Экспокомме” свет клином не сошелся, есть еще и другие выставки, “ИнфоКом” например. Действительно, в октябре прошлого года Минсвязи “выкатило” такую выставку, ориентированную на показ услуг и организационно подготовленную не E. J. Krause, а другой фирмой. Причем дебют “ИнфоКома” успешным никак не назовешь (см. PC Week/ RE, №41/2001, с. 2).

И тем не менее курс на “свою” выставку у ведомства остался неизменным. К сожалению, объем российского телекоммуникационного рынка не столь велик и ресурсы экспонентов отнюдь не беспредельны. Даже такие серьезные компании, как Lucent Technologies, полноценно могут участвовать лишь в одной крупной отечественной выставке в год. Что же говорить о других?

“Связь” с самого начала была преимущественно выставкой разработчиков и производителей, местом обмена идеями и технологиями. В годы реформ российская промышленность средств связи (ПСС) потеряла большую часть своего потенциала и выставка начала ориентироваться на представление продукции ведущих мировых производителей и демонстрацию услуг. Сейчас она вполне адекватно отображает реальное состояние основных фигурантов рынка.

Некоторые аналитики и руководители телекоммуникационных фирм склонны видеть в маневрах ведомства псевдорыночный интерес: по их мнению, выставка вполне успешна и приносит организаторам немалый доход, но фирма Krause так и не научилась “делиться” с кем положено, а потому ее следует отсюда вытеснить. И здесь все средства хороши.

“Это не по-государственному, это противоречит интересам российских производителей, компаний малого и среднего бизнеса и определяется не экономическими причинами, а субъективным подходом”, - сказал директор одного из московских предприятий.

Даже если повод для тревоги существует и все это соответствует действительности, то пока никаких заметных результатов подобный подход Минсвязи не дал. Зато кое-кто из участников выставки даже почувствовал некоторые положительные сдвиги. “В этом году фирма Krause предложила нам очень приемлемые условия участия и пошла на немалые уступки, чего не было ранее”, - отметил представитель израильской компании.

К тому же параллельно со “Связь-Экспокоммом” проходило множество презентаций, совещаний, конференций, интерес к которым со стороны специалистов был огромен. И несмотря на особую позицию чиновников с Тверской, все региональные компании тут присутствовали, и далеко не как статисты.

Более того, системные интеграторы отмечают интерес региональных операторов к некоторым проектам, задуманным ранее и отложенным вследствие кризиса 1998 г. Конечно, сейчас они будут решаться на другой технической основе и скорее всего обойдутся заказчикам значительно дешевле, чем прежде. А потому будут для них еще эффективнее.

Российские компании все же понемногу начинают расправлять крылья. Среди участников выставки более двух третей - отечественные фирмы. Всем им есть что предложить клиентам. Поэтому 550 экспонентов из РФ тоже можно рассматривать как показатель успеха нынешних организаторов форума.

Традиционная российская ПСС была представлена на коллективном стенде 34 предприятиями ВПК, действующими под эгидой РАСУ. Фирмы эти функционируют, хотя уровень загрузки их мощностей порой не превышает 5-10% (см. PC Week/RE, № 18/2002, c. 1).

Для них неоценимой могла бы быть действенная поддержка со стороны госструктур, например выплата долгов за ранее выполненные предприятиями заказы. Их попытки вписаться в рынок пока далеко не всегда успешны. В частности, созданная РАСУ и представленная в конце прошлого года в Минсвязи концепция развития производства отечественного телекоммуникационного оборудования все еще не утверждена в высоких инстанциях.

Версия для печати