СЛИЯНИЯ

7 мая 2002 года совет директоров компании Navision (www.navision.com), которую российские пользователи знают по ERP/CRM/SCM-продуктам Axapta и Attain, одобрил предложение корпорации Microsoft о приобретении крупного пакета акций Navision на сумму 1,33 млрд. долл. (см. с. 1). Соглашение соответствует стратегии Microsoft по выходу на рынок корпоративных систем управления для небольших и средних предприятий. Когда слияние будет юридически оформлено, Navision станет частью международного подразделения Microsoft Business Solution, созданного после приобретения корпорацией в декабре 2000 г. еще одного КИС-разработчика - компании Great Plains (сфера ее действия практически полностью отличается от рынка Navision). Штаб-квартира Navision в Видбеке (Дания) будет представлять собой крупнейший центр исследований и разработок ПО Microsoft за пределами США. Microsoft взяла на себя также обязательства по увеличению инвестиций в развитие решений Navision в регионах Европы, Ближнего Востока и Африки. Генеральный директор Navision CIS Владислав Мартынов утверждает: “Мы не намерены менять ни стратегию развития, ни объем инвестиций в решения Navision и в развитие партнерской сети”.

Однако пока остаются неясными некоторые моменты, последствия которых вряд ли можно точно спрогнозировать. Общеизвестно отношение Microsoft к конкурентам, поэтому было бы интересно узнать о перспективах развития альянса IBM/Navision по портированию систем последней на IBM eServer, а также о судьбе версии Navision Axapta для Unix/Oracle. Непоняты в свете данной сделки и планы взаимоотношений Microsoft и Navision с другими партнерами. Так, корпорация Билла Гейтса тесно сотрудничает с CRM-производителями Onyx и Pivotal, работающими на том же рынке малых и средних компаний, что и Navision (т. е. имеющих по американским меркам оборот до 100 млн. долл., хотя Navision Axapta предлагается и для компаний с оборотом 250 млн. долл.), а у Navision налажены хорошие контакты с лидером CRM-рынка фирмой Siebel.

Что ждет конкурентов Navision? Можно предположить, что другим компаниям, выпускающим КИС на основе технологий Microsoft (в России из них наиболее известны Epicor, Frontstep, Scala), будет труднее соревноваться с маркетинговой системой последней. Возможно, им придется усилить работу на вертикальных и специализированных рынках, - наверняка Microsoft постарается спозиционировать продукты Navision как массовые решения. Не исключено, что начнется перенос ряда корпоративных приложений на другие платформы, СУБД и технологии - прежде всего Linux, Java, IBM DB2.

Это очевидные вопросы, возникающие по горячим следам в первые дни после сделки. Более-менее четкие ответы на них появятся скорее всего осенью. Конечно, без некоторых издержек объединения подобного масштаба не обходятся, хотя со всех точек зрения прямые клиенты Navision окажутся в выигрыше. Но изменения в расстановке конкурирующих компаний на рынке КИС обязательно произойдут.

Версия для печати