КОНФЕРЕНЦИИ

“Задача превращения в универсальный банк, предоставляющий полный спектр современных услуг большому числу клиентов, перед нашим банком, которому этой осенью исполняется 10 лет, остро встала в 1999 г. Сегодня у нас 15 крупных филиалов, расположенных в местах дислокации управлений железных дорог. Их география - от Калининграда на западе до Южно-Сахалинска на востоке, и сложность задач управления филиальной сетью банка усугубляется ее большой “часовой протяженностью”. Уже после открытия первых филиалов стало очевидно: надо строить собственную расчетную систему, не дожидаясь, пока объем документооборота выйдет из-под контроля и породит реальный риск для банка”, - заявил вице-президент Транскредитбанка Сергей Русанов на пресс-конференции, посвященной завершению проекта создания расчетной системы банка.

Создание системы потребовало разработки адекватной бухгалтерской модели расчетов, а к самой системе предъявлялись требования обеспечения выполнения бухгалтерских операций в сложной распределенной сети в реальном или приближенном к нему масштабе времени, а также безопасности расчетов.

В качестве базовой системы банк выбрал программный комплекс “Внутрибанковская платежная система” (ВПС) фирмы R-Style Softlab. По словам г-на Русанова, успех этой фирме в рамках закрытого тендера обеспечили высокая функциональность ее программного продукта и возможность его полной интеграции с используемой в банке автоматизированной банковской системой (АБС) Diasoft 5NT, а также то, что остальные четыре участника тендера предлагали решения либо в рамках АБС собственной разработки, либо на базе систем “Банк - Клиент”, которые в основном ориентированы на решение задач не банка, а его клиентов.

Как рассказал руководитель проекта фирмы R-Style Softlab Вадим Цыбульский, ВПС - это система распределенного финансового документооборота, позволяющая иметь дело с документами произвольных форматов и обеспечивающая полный цикл их обработки подразделениями банка. Она дает возможность переправлять платежные документы из АБС любого филиала банка через его Расчетный центр (РЦ), где проверяется правомочность их отправки, в другой филиал с зачислением средств на расчетный счет клиента либо в банк-корреспондент с предварительным преобразованием их в формат соответствующей внешней платежной системы (в том числе SWIFT и TELEX). Она также создает шлюз между внешними платежными системами и филиалами банка, представляя возможность зачислять средства на расчетные счета клиентов-получателей в соответствии с принятыми платежными документами. При этом ВПС обеспечивает гарантированную доставку сообщений между узлами платежной системы, конфиденциальность передаваемой информации и ее защиту от модификации. Операции в системе можно выполнять как автоматически, так и в полуавтоматическом или ручном режимах по выбору самого банка.

ВПС создавалась как составная часть АБС RS-Bank и именно в таком виде она внедрена в Собинбанке в прошлом году (до этого ее пилотные внедрения несколько лет назад были осуществлены в четырех странах СНГ, в том числе в Таджикистане, где на ее базе даже развернута Национальная платежная система). Чтобы она смогла использовать в качестве учетного ядра произвольную АБС из числа представленных на рынке СНГ, необходимо было реализовать двухсторонний обмен информацией между узлом ВПС и произвольной АБС и их взаимодействие на уровне совместного выполнения операций. Сегодня авторизация пользователей осуществляется с помощью блока сопряжения системы штатными средствами любой АБС, а выгрузка начальных документов из нее или осуществление проводок по счетам с загрузкой в нее полноформатного документа выполняются соответственно с их пометкой принятым в АБС образом или ее собственными средствами. При этом узел ВПС филиала банка или его головного офиса имеет доступ к информации о клиентах, счетах, документах, а также к нормативно-справочной информации, содержащимся в АБС, и дает возможность модифицировать платежные документы.

Технология, разработанная специалистами R-Style Softlab, позволяет создавать блоки сопряжения с конкретными АБС в короткие сроки (для Транскредитбанка полнофункциональный блок сопряжения с его АБС был разработан менее чем за месяц).

Помимо технологии сопряжения с АБС стороннего производителя была также разработана информационно-поисковая система Investigations, автоматизирующая обслуживание в РЦ запросов, касающихся информации о прохождении платежей, их дополнительных реквизитов, получения сведений о состоянии счетов, модификации или отмены ранее направленных платежей и т. п. В Investigations реализован механизм настройки форматов сообщений, для расширения числа которых предусмотрен специальный инструмент создания собственных шаблонов.

Еще одно новшество, появившееся в ВПС уже после внедрения этой системы в Собинбанке и позволяющее подключать к платежной системе банка банки-корреспонденты, - модуль “Терминальный узел”. Это облегченный вариант узла ВПС, не предполагающий его тесной интеграции с АБС (такого рода терминалы предоставляют все развитые платежные системы - примером может служить тот же терминал SWIFT). Терминал ВПС в самом простом варианте дает возможность вводить платежи прямо с клавиатуры и выводить необходимые отчеты на печать. Помимо пользова-тельского он поддерживает и программный интерфейс, благодаря чему банк-корреспондент при необходимости (например, при значительных объемах обмена платежными сообщениями) может доработать свою АБС с целью автоматизации взаимодействия с ним. И хотя внешне этот терминал и напоминает терминал классической системы “Банк-Клиент”, его функциональность существенно шире, чем у последнего.

По словам г-на Русанова, с точки зрения используемых каналов связи ВПС практически не накладывает ограничений: она позволяет работать, используя разные способы соединения (модем и оптоволокно) и протоколы (IP и почтовые протоколы). При этом, по мнению г-на Цыбульского, для документооборота объемом до 1000 документов в день коммутируемого канала с модемом, имеющим скорость 9600 бит/с, хватает за глаза.

Платежная система Транскредитбанка внедрялась постепенно: поначалу в качестве полигона для отработки технического решения, а также проверки его работоспособности, устойчивости и функциональности ВПС была развернута в Челябинском и Нижегородском филиалах банка, а с апреля система функционирует в головном офисе банка и всех 15 его филиалах. Как считает начальник Управления расчетов банка Любовь Никитина, без развертывания собственной платежной системы справиться с постоянно увеличивающимися объемами платежей из филиалов при сохранении качества и скорости обслуживания клиентов было бы попросту нереально. Кроме того, внедрение системы позволило банку использовать маленькие хитрости: когда заканчивают работу РКЦ, через которые осуществляют платежи филиалы, последние из-за разницы часовых поясов имеют возможность отправлять их через головной офис банка или другие филиалы, воспользовавшись для этого их расчетными счетами.

Как заявили представители Транскредитбанка, следующий этап развертывания платежной системы - подключение к ней пяти его дочерних банков с их филиальными сетями. При этом РЦ каждого из этих банков будет соединен с РЦ Транскредитбанка напрямую (соответствующая технология в настоящее время отрабатывается специалистами R-Style Softlab).