БИЗНЕС

В середине мая в Праге компания Documentum (www.documentum.com), известная своими решениями в области управления документами, провела крупную конференцию Momentum Europe 2002, на которой собралось около 700 представителей ее заказчиков. В нашей стране фирма делает пока первые шаги, но именно в России она заключила крупнейший контракт за первое полугодие 2002 г. На конференции президент Documentum Дэйв Деволт (David DeWalt) дал для нашего еженедельника эксклюзивное интервью и рассказал об инициативах своей компании, а также развитии рынка систем управления корпоративным контентом.

Дэйв Деволт

PC Week: В какую сторону развивается сегодня ваша компания и как она отслеживает тенденции на рынке систем корпоративного управления документами?

Дэйв Деволт: в первые два года своей деятельности компания фокусировалась на рынке управления документами. Затем мы стали развивать возможности своих продуктов в области управления Web-контентом. Сейчас трудно разделить эти направления деятельности и на них приходится около 60% нашего оборота.

В последнем полугодии благодаря приобретению фирмы Bulldog в нашем ПО появились функции по управлению файлами Rich Media - видео- и аудиозаписями, изображениями. Надо сказать, что требования к системам по работе со всеми типами контента очень похожи: нужна поддержка версионности, управление бизнес-процессами (workflow), средства классификации и поиска. Поэтому предложение корпорациям решения типа “три в одном” дает нам серьезное преимущество и возможность в самом ближайшем будущем целиком завоевать рынок управления всеми видами неструктурированного контента. Здесь прослеживается параллель с тенденциями развития рынка СУБД. Oracle и другие игроки также оснащают свои продукты дополнительными сервисами и средствами интеграции с другими приложениями. Мы также стремимся не только предложить более богатые сервисы для управления неструктурированной информацией в различных форматах, но и обеспечить возможность взаимодействия нашей платформы с наибольшим числом приложений. В течение прошлого года мы выпустили ряд коннекторов для взаимодействия с ПО Siebel, SAP, PeopleSoft. Были также созданы наборы портлетов для интеграционных порталов Plumtree, Epicentric, BEA Portal, IBM WebSphere Portal, SAP Portals.

PC Week: С кем вы сейчас конкурируете наиболее остро?

Д. Д.: Мы работаем в трех секторах рынка, и в каждом есть свои игроки. В сфере традиционного документооборота это OpenText и FileNet, в управлении Web-контентом - Interwoven и Vignette, а в области управления мультимедиа-данными (УМД; digital asset management. - В. Б.) это небольшие частные компании, в первую очередь Artesia.

Главное наше преимущество - мы предлагаем единое решение для всех областей. Средства FileNet и OpenText слабы в управлении Web-контентом, Interwoven и Vignette не подходят для работы с обычными документами, а УМД-продукты не делают ни того, ни другого. Клиенты же все чаще требуют всеобъемлющих систем, которые можно использовать во всех подразделениях организации.

PC Week: Изучение рынка показывает, что, как правило, частные решения обходятся компаниям существенно дешевле, чем решение типа “все в одном”. Например, документооборот на базе продукта небольшого интегратора с ядром Lotus Notes может стоить в 4-5 раз меньше, чем подобное же решение, построенное на базе ПО Documentum. Как вы можете это прокомментировать?

Д. Д.: С Documentum вы можете начать с малого, скажем, с частной проблемы небольшого департамента, а затем распространить его на всю организацию. В итоге наша платформа обеспечивает более низкую стоимость владения и более высокий возврат инвестиций. Сделав первый шаг в области управления документами, вы затем то же решение используете для управления Web-контентом или другими электронными документами. Ну а те, кто пытается развивать небольшой продукт, часто утыкаются лбом в стену.

PC Week: Многие фирмы не хотят покупать ПО просто для замены имеющейся системы документооборота или управления Web-контентом. Собираетесь ли вы в рамках объявленной стратегии интеграции выпускать какие-либо коннекторы для подключения к Documentum конкурирующих систем, чтобы упростить клиентам переход?

Д. Д.: Мы только что приобрели компанию Boxcar, имеющую для этого два ключевых продукта. Первый позволяет получать контент из любых источников - файловой системы, репозитория конкурента, с Web-сайтов. Все это делается на основе бизнес-правил, находящихся под управлением нашей платформы. Второй продукт служит для распространения контента на любые устройства или носители. И хотя у нас нет никаких специальных средств для перехода с платформ конкурентов на нашу, с помощью этих решений можно построить инфраструктуру, в которой такой переход будет быстрым и безболезненным.

PC Week: Два главных тренда сегодняшнего рынка - Web-сервисы и беспроводная связь. Какова ваша политика в этих областях?

Д. Д.: Компании наподобие Documentum стояли у истоков идеи Web-сервисов. Наше ПО имеет компонентную структуру, и нам нужны были средства для того, чтобы другие приложения могли с этими компонентами взаимодействовать. Web-сервисы позволяют приложению через Интернет обратиться к репозиторию Documentum и запросить документ или получить статус его обработки.

Сегодня главная проблема - интеграция. Как Documentum интегрируется с SAP R/3 внутри корпоративной сети или через брандмауэр - вот за что отвечают Web-сервисы. Сейчас больше внимания уделяется тому, что происходит в пределах брандмауэра, завтра наступит пора выхода приложений за корпоративную сеть. Появились возможности регистрации Web-сервисов в UDDI-репозиториях и описания их на языке WSDL. Архитектура для этого уже построена, и продукты Documentum поддерживают ее. Но пройдет три, а может, и пять лет, прежде чем технология станет стандартной.

Что касается беспроводных технологий - мы их абсолютные приверженцы. Они помогают расширить доступ к документам. Например, сейчас для беспроводных устройств имеются виртуальные машины Java. Система управления документами способна переслать на них Java-аплет, при помощи которого пользователь может положить документ в репозиторий или проверить его статус.

Таким образом, для многих приложений создается новая область применения. Устройство будет служить не только для получения информации, но и для отправки ее в репозиторий Documentum. Появилось новое поле деятельности для технологических компаний - транскодирование, т. е. выработка методов преобразования в реальном времени документа для его отображения на малом экране.

Областей применения беспроводных приложений становится все больше. Например, клиенты нескольких скандинавских банков, использующих репозиторий Documentum, могут с мобильных телефонов иметь доступ к своим счетам. В частности, банк Nordia построил на основе ПО Documentum банковский портал, полностью доступный в беспроводном режиме.

PC Week: Обычно продукты американских компаний трудно локализуются. Documentum работает на многих рынках. Как она решает эту проблему?

Д. Д.: Мы придаем огромное значение интернационализации своих продуктов: строим их на базе стандартов типа Unicode (UTF-8), выделяя пользовательские интерфейсы в отдельные, легко локализуемые модули.

Это имеет большое значение для наших крупных клиентов из списка Global 2000 с доходом более 250 млн. долларов, которые имеют интернациональную структуру. Замечу, что на неамериканские рынки приходится более 50% нашего дохода. Поэтому прежде чем создать продукт, мы думаем, как он приживется в других странах.

PC Week: В прошлом году Documentum делала много объявлений о своих продуктах для сектора B2B. Теперь о них никто не говорит. Что случилось?

Д. Д.: Изменилась ситуация в этом секторе. До Интернет-бума рынок B2B развивался вокруг частных торговых площадок (ЧТП). Но затем компании Global 2000 стали думать о том, как закупать продукцию на открытых онлайновых биржах. Решения для создания таких бирж предложили CommerceOne, Global Trading Web, Riva.net.

Теперь же рынок снова вернулся к ЧТП, а термин B2B забывается. Однако я вижу большие перспективы для Documentum в области поддержки цепочек поставок, где актуальны задачи управления контрактами и запросами на подачу коммерческих предложений. Недавно мы выпустили продукт Engagement Services, решающий эти задачи. Он идет не под маркой B2B, а под маркой организации взаимодействия. Продукт приглянулся, например, Bechtel - одной из крупнейших строительных корпораций.

PC Week: Documentum позиционирует себя как компания, работающая на вертикальных рынках. Какие из них сегодня наиболее актуальны для вас?

Д. Д.: Мы работаем по пяти направлениям, на каждое из них приходится ежеквартально от 12 до 20% нашего оборота. Во-первых, это производства, регулируемые государством: фармацевтика, биотехнологии, здравоохранение, химические и нефтегазовые компании. Во-вторых - отрасли, связанные с дискретным производством, высокими технологиями, автомобилестроением и т. п.

В-третьих - большие надежды мы возлагаем на правительственный сектор. В прошлом квартале он дал нам 13% дохода, но мы надеемся эту долю увеличить до 20%.

В-четвертых, это финансовый сектор, сервисы наподобие онлайнового банкинга и брокерских услуг, а также юриспруденция. И наконец, рынок развлекательных медиа и прессы. Хотя пока он дает меньше 10%, мы рассчитываем в ближайшем будущем этот порог преодолеть.

Перспективным представляется рынок розничной торговли. Крупные посредники с трудом справляются с продвижением сотен тысяч наименований продуктов через разные медийные каналы, а ведь им нужно получить максимальную отдачу от вложенных в рекламу средств.

Примером может служить совместная акция Disney и McDonald’s по продвижению диснеевских игрушек, которые вручаются ребенку вместе с маленьким гамбургером в наборе Happy Meal. Для управления сотрудничеством и обмена материалами эти фирмы использовали ПО Documentum. Другой пример - Microsoft Studios, использующая наши средства УМД при организации мероприятий, создании логотипов, наименовании брэндов и т. п.

PC Week: Вы начали говорить о продвижении Documentum в правительственные структуры. Как вы собираетесь это делать?

Д. Д.: Сейчас многие правительственные учреждения хотят не только размещать документы в Web, но и переносить в Сеть свои бизнес-процессы. Например, граждане смогут проверить в онлайне, нет ли у них непогашенных штрафов за превышение скорости, каков статус поданного ими в суд документа или на каких условиях ведется медицинское обслуживание. Недавно нашим клиентом стала Служба сбора налогов (Internal Revenue System) США. С помощью нашей системы налогоплательщик может в электронном виде заполнить и подать форму 1040.

Большие перспективы мы видим и в области электронного голосования. Этот процесс требует интенсивного управления документами.

На этом рынке мы работаем с нашими партнерами, специализированными системными интеграторами, такими, как SAIC, EBS, Computer Science Corporation, которые помогают нам выделить специфические задачи управления неструктурированной информацией для государственного сектора, например, управление электронными подшивками дел (case management).

PC Week: В заключение хотелось бы коснуться финансовой стороны дела. В прошлом году Documentum объявила об отрицательном cash flow. С чем это связано?

Д. Д.: Надо сразу сказать, что два последних квартала были для нас операционно-прибыльными. Согласно отчетности Pro Forma в IV квартале 2001 г. прибыль составила 1 млн. долл., а в I квартале 2002-го - свыше 12 млн. Это очень значительное увеличение, при том что в соответствии с методологией учета GAAP было объявлено об убытках размере 4 центов на акцию в связи с приобретением Bulldog и Boxcar.

С 1999-го по 2000-й наш оборот рос стремительными темпами - на 56% в год, при том, что он уже превышал 100 млн. долл. В итоге в 2000 г. наш штат сильно разросся и, когда началась стагнация в экономике, мы были вынуждены проводить реструктуризацию и перепланирование расходов. Так возникали временные убытки.

Баланс между инвестициями, захватом рынка и стремлением к прибыльности очень сложен. Мы произвели крупные инвестиции в инфраструктуру бизнеса, чтобы добиться лидирующей позиции в области управления контентом. Эта стратегия оправдала себя. В прошлом году, несмотря на спад экономики, число наших клиентов из списка Global 2000 существенно увеличилось и превысило 1500. Мы работаем в 20 странах и имеем более 1000 сотрудников.

Нынешний год мы завершим с прибылью. Аналитики с Уолл-стрит прогнозируют для нас прибыль в 8-10 центов на акцию, а рост - в 20-22%. Наша задача - сохранить темп роста в 25-35% в течение нескольких следующих лет, не теряя прибыльности.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати