ПРОЕКТЫ

    

Амбициозные цели

Журналисты приехали в Чебоксары, на завод “Элара”, чтобы своими глазами увидеть российское предприятие нового типа - с высокой производительностью труда (см. таблицу) и современной культурой производства. Отечественная промышленность в результате структурных преобразований должна наполниться именно такими предприятиями, и прежде всего в машиностроении - отрасли, некогда считавшейся флагманом советской индустрии, но утратившей свое лидерство в связи с реформами последних 15 лет.    

Интегрированная информационная система управления ОАО “ЧНППП ЭЛАРА“    

Чебоксарский приборостроительный завод был основан 9 февраля 1970 г., в 1993 г. преобразован в ОАО “Элара” и в настоящее время входит в состав НПЦ “Технокомплекс”. Основная продукция - авионика для фирм Сухого, Туполева, Ильюшина, а также для ПТК “Квинт”, атомобильная электроника и др. На предприятии внедрена система качества ISO 9000. С момента образования его генеральным директором является Глеб Андреевич Ильенко. Сегодня на “Эларе” решаются две стратегические задачи: во-первых, увеличение доли гражданской продукции в общем объеме выпуска (в настоящий момент она составляет 30%, но должна стать превалирующей), во-вторых, повышение конкурентоспособности новых изделий, с тем чтобы продавать их на зарубежных рынках (!).

В 1998 г. совет директоров завода принял решение построить в корпорации “Технокомплекс” единую компьютерную систему управления жизненным циклом продукции, внедрив для этого CALS-технологии (см. врезку). Уровень капиталовложений в ИТ по отношению к общему объему инвестиций в основной капитал на “Эларе” достиг за последние пять лет значения 25%, в то время как в среднем по всему миру этот показатель не превышает 15%, а в среднем по России - 0,5%. “Внедрение ИТ льет воду на мельницу нашего проникновения на иностранные рынки”, - считает Глеб Андреевич.

Что сделано

Первым шагом в реализации CALS-технологий на “Эларе” стал переход к современной автоматизированной среде проектирования, которая позволяет запараллелить сложные процессы разработки концепции изделия, подготовки деталировочных и сборочных чертежей, а также технологического процесса изготовления изделия. С 1999 г. конструкторы завода проектируют изделия на 28 автоматизированных рабочих местах в среде Pro/ENGINEER (партнер по внедрению - фирма “Солвер”, Воронеж). Эффективная организация труда конструкторов позволяет ежегодно осваивать 25-30 новых изделий. Кроме того, на “Эларе” практически решена проблема, хорошо знакомая многим российским производственникам, когда каждая новая оснастка проектируется заново, даже если отличается от имеющейся лишь небольшими деталями. И все это потому, что накопленные за длительное время чертежи сотен тысяч единиц хранятся в бумажном виде. На “Эларе” полным ходом внедряются две системы. Первая, Party Plus (партнер по внедрению - компания “Лоция Софт”, Москва), поможет организовать инженерный документооборот и архив данных. Вторая, OCE 9700 (партнер по внедрению - “ТехноТрейдСервис”, Москва), автоматизирует процессы копирования, архивирован ия, тиражирования и обработки документации.

Экономические показатели развития:

средние по отрасли и на “Эларе“    

В “формуле” CALS-подхода присутствует MRPII - компонент, который отвечает за реализацию логистической цепочки. На “Эларе” с апреля 2002 г. выполняется полномасштабное планирование работ в системе класса MRP II - BAAN IV (партнер по внедрению - “Форт Диалог”, Набережные Челны). В настоящее время более 80% номенклатуры находится под управлением системы и порядка 600 автоматизированных рабочих мест включены в бизнес-процессы, объединяющие подразделения маркетинга, финансов, снабжения, участки производства, конструкторские отделы и т. д. Ежедневно формируется 5000 заказов, выполняется мониторинг 60 000 заказов, по которым в реальном времени отслеживается свыше 470 000 операций. Постановка задачи автоматизированного управления на “Эларе” характеризуется, во-первых, большим числом уровней вложенности операций (16) и маршрутов обработки (40 000), а во-вторых, широкой номенклатурой комплектующих (около 66 000 наименований) и готовой продукции (более 50 000 единиц, включающих изделия массового, единичного и позаказного производства). Директор “Элары” по ИТ Владимир Петрович Прохоров говорит о точке перелома: “Когда мы выполняли порядка 20 000 заказов, то могли обходиться старыми информационными средствами (на заводе применялась АСУ “Ритм” собственного изготовления), но при превышении этой цифры понадобились ИТ, соответствующие качественно новому уровню управления, так что пришлось заняться выбором MRP/ERP-системы”. Директор по маркетингу, развитию и производству Анатолий Николаевич Данилов перечисляет основные экономические результаты, достигнутые благодаря внедрению системы: “Экономия рабочего времени, сокращение запасов, оптимизация загрузки мощностей и в конечном итоге выработка субконтрактного подхода к выполнению заказов”.

Конечно, практическое воплощение CALS-подхода потребует от руководства “Элары” решения и многих других задач, прежде всего интеграции разных систем: Party Plus и Pro/ENGINEER, Pro/ENGINEER и BAAN IV и т. д.

По мнению автора статьи, возможно, специалистам “Элары” было бы целесообразно также для решения задач планирования и отслеживания плана на цеховом уровне рассмотреть перспективы применения MES-системы (Manufacturing Execution System - система исполнения производственных заданий). В последнее время на различных форумах и конференциях (см., например, www.mesa.org) активно обсуждается подобный подход к повышению эффективности MRP/ERP-систем. Считается, что MES-система играет роль развязки между инерционным планированием MRP/ERP-системы и оперативным выполнением производственной программы (в частности, позволяет гибко, в реальном времени реагировать на рассогласования “план/факт” без пересчета производственного плана в масштабе всего предприятия) и при этом обрабатывает данные, поступающие с нижнего уровня - управления производственными процессами.

Как повторить успех “Элары”?

“Элара” принадлежит к приборостроению - одной из наиболее наукоемких и потому самых сложных для модернизации подотраслей машиностроения. Однако коллективу завода удалось добиться хороших результатов.

Попробуем ответить на вопрос, на чем основывается успех “Элары”. Может быть, на стабильных зарубежных заказах в области военной авионики в послекризисное время? И да, и нет. Ведь вырученные деньги можно было бы не тратить на внедрение ИТ, на приобретение современных станков с ЧПУ и технологического оборудования для оснащения участков производства, монтажа печатных плат и т. д., а распорядиться ими как-то по-другому - примеров тому предостаточно.

Как всегда, главная причина кроется в силе человеческого духа. Для передачи моего личного впечатления об “Эларе” лучше всего подходит ассоциация с популярным киножанром - action, отличительными чертами которого являются захватывающий динамичный сюжет, активность и инициатива героев. Так и на “Эларе”: постоянное действие, движение вперед позволяют руководству и коллективу добиваться весьма амбициозных целей.

Традиционно российскому зрителю ближе другая ткань фильма: обнажение душевных переживаний, перманентный поиск ответов на вечные вопросы, драматичный пафос в настоящем, мечты о прекрасном будущем+ В классическом отечественном кино чувства ставятся выше результативных действий. И если в этом отражается ментальность российских людей, то феномен “Элары” являет собой исключение из общего правила, не частое пока для отечественных производственных предприятий. Здесь не только стимулируется приход молодых специалистов, но и выстроена система мотивации опытного персонала к переменам, будится инициатива работников. И люди адаптируются к требованиям нового времени. Поэтому сегодня не только молодые специалисты, но и сотрудники, которым долгое время приходилось стоять за кульманами или разбираться в огромных распечатках календарных планов, выдаваемых диспетчерской службой, работают в современной информационной среде.

Жизнь “Элары” подчиняется идеологии роста.    

Философия CALS

CALS - это свод методик, которые впервые появились в недрах военного ведомства США в середине 80-х. Первоначально аббревиатура CALS расшифровывалась как Computer-aided Acquisition and Logistics Support - автоматизированное приобретение [сырья, комплектующих] и поддержка логистики. Развитие CALS шло по пути поиска системного подхода к процессу вывода новой продукции на рынок - от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и организации производства до осуществления комплекса маркетинга, продаж и послепродажного обслуживания готовых изделий. В 2000 г. Министерство обороны США (Department of Defense) зафиксировало современное содержание CALS: “Continuous Acquisition and Life Cycle Support” - поддержка непрерывного жизненного цикла продукта (navysgml. dt.navy.mil/cals.html).

CALS-методология независима от предметной области и активно применяется при создании сложной наукоемкой продукции как военного, так и гражданского применения, срок жизни которой, с учетом различных модернизаций, составляет десятки лет. Как правило, она разрабатывается и производится с привлечением многочисленных субподрядчиков, и философия CALS подразумевает прозрачные и легкие коммуникации исполнителей друг с другом и покупателями. CALS опирается на передовые управленческие технологии: реинжиниринг бизнес-процессов, управление комплексными проектами и сложными цепочками поставок - и предусматривает широкое применение современных информационных технологий, таких, как MRP/ERP, CAD/CAM/CAE/PDM и другие.

В России 23 декабря 1999 г. общим приказом Министерства экономики РФ, Министерства науки и технологий РФ и Министерства образования РФ был основан Государственный межведомственный научно-исследовательский и образовательный центр CALS-технологий (ГНОЦ CALS, www.calscenter.com/).