“Анион” на пути к управлению информацией

Одно из первых внедрений “ТБ.Корпорации” продвигается успешно

    

ПРОЕКТЫ

Татьяна Богатова    

Возрождение и развитие российских предприятий в последние годы - явление безусловно положительное. Наиболее преуспевающим и активным удается за непродолжительное время увеличить объемы производства в несколько раз. Такие темпы, однако, таят в себе скрытые до поры до времени опасности, в частности проблемы с управляемостью. Одним из ее признаков является то, что автоматизированная система (а сегодня ИС того или иного уровня есть практически на каждом предприятии) перестает справляться с переработкой информации, “захлебывается”. Так случилось, например, на “Анионе” (Москва), основной сферой деятельности которого является производство крупногабаритных изделий из пластмассы.

Полтора года назад

Со всей остротой вопрос о новой системе автоматизации встал в компании “Анион” в конце 2000 г. Быстрый рост предприятия (в 1998-м были в три раза увеличены мощности линий ротационного формования, в 2000-м вступила в строй линия по получению порошка из полиэтилена; в общей сложности в последнее время объем продаж ежегодно удваивается) и разнообразие видов его деятельности (компания не только производит и продает собственную продукцию, но также работает по давальческой схеме и является дистрибьютором ряда зарубежных фирм) привели к замедлению функционирования имеющейся здесь системы, что свидетельствовало о ее переполнении. К этому времени здесь уже пять лет использовался (и не без успеха) пакет “Турбо Бухгалтер” (разработчик - компания ДИЦ), который в 1999 г. для ведения торгово-складских операций был дополнен программой той же команды “Торговля и склад” (всего 15 рабочих мест).    

Дорожные блоки, которые часто встречаются на улицах

Москвы, делают на “Анионе”

Однако к 2000 г. в “Анионе” в полный рост встали управленческие проблемы, включавшие в себя следующие аспекты:

- управление производством (на двух заводах - в Нижнем Новгороде и Клину);

- взаимодействие с удаленными подразделениями (складом готовой продукции в Москве и двумя вышеупомянутыми заводами);

- управление закупками (как сырья и материалов, так и товаров, взятых на дистрибуцию);

- управление сбытом (собственной продукции и товаров зарубежных поставщиков);

- логистика.

Анализ предложений других компаний не дал желаемых результатов - они либо требовали существенной доработки (и соответственно крупных затрат), либо вовсе не удовлетворяли потребности фирмы. “Для нас было важно, - подчеркнул заместитель директора по производству Сергей Яшин, - не только сохранить на предприятии уже налаженную систему ведения бухгалтерского учета (в условиях интенсивно работающих производств это было чревато сбоями и убытками), но и справиться с безотлагательными задачами оперативного управления, и в первую очередь логистики (а при наличии иногородних филиалов это особенно актуально), избежав при этом дублирования при вводе информации. Кроме того, картотеки по изделиям и контрагентам велись в центральном офисе и удаленных подразделениях раздельно, и, хотя предпринимались попытки их “синхронизации” и сверки вручную (что было трудоемко и не гарантировало отсутствия ошибок), весьма насущной стала задача обобщения данных и ведения единых картотек. Имевшийся у нас комплекс на тот момент не позволял нам этого сделать”.

“Зачем ума искать и ездить так далеко?”

Так случилось, что именно к тому моменту, когда поиски подходящей для “Аниона” системы едва не зашли в тупик, компания ДИЦ готовилась объявить о выходе новой системы “ТБ.Корпорация”, дальнейшая разработка и сопровождение которой передавались специально созданной для этого фирме “ТБ.Софт”. Новая корпоративная система была предложена на рассмотрение руководству “Аниона”.

“В данной ситуации нас привлекло несколько моментов, - отметил Сергей Яшин. - Во-первых, возможность индивидуальной работы с нами при внедрении. Согласно договору, весь проект разбивается на три этапа: на первом предполагается постановка оперативного учета, на втором - выполнение работ по тесной увязке его с бухучетом, на третьем - решение управленческих задач. Вторым важным моментом является возможность адаптации системы под нашу учетную политику. Третье преимущество - возможность решения тех проблем, о которых я упоминал: верификации баз данных удаленных филиалов, отработки специфических проблем нашего производства (например, учета и списания несерийных изделий и пр.) и т. п.”

Действительно, в данном случае речь идет о наличии не только серийного, но практически позаказного производства: так, базовое изделие для каждого заказчика может иметь свою, индивидуальную комплектацию, в соответствии с которой его необходимо списывать. Выяснилось, что далеко не все программные продукты способны осилить такие задачи.

Привлекла клиента и возможность тесного сотрудничества с разработчиками, что является обычной практикой на стадии становления нового продукта. В ряде случаев блоки и функции системы делаются по индивидуальным требованиям производственных или учетных подразделений.    

Продукция “Аниона” - пластиковые емкости для опрыскивателей

Первые результаты

Спустя чуть более полугода от начала работ по внедрению можно сказать, что первые результаты уже достигнуты. На сегодняшний день введен в эксплуатацию блок оперативного управления. Ряд процессов и операций с помощью новой системы существенно упростился. Так, прежде информация об отгрузке заносилась в старую складскую систему и дублировалась на бумаге кладовщиком, который при этом не нес никакой ответственности за достоверность сведений, попавших в ИС. Сейчас документ на отгрузку, созданный системой, визируется кладовщиком, после чего заведующий складом изменяет статус этого документа на “фактически отгружено”, одновременно контролируя деятельность подчиненных. В управлении производством - прежде оно координировалось с удаленными филиалами по телефону - сегодня больше точности и оперативности, потому что делается это с помощью сервера, на котором посредством репликации БД достигается синхронизация данных.

Некоторые специфические особенности деятельности “Аниона” были автоматизированы с помощью весьма оригинальных решений. Например, в ряде производственных процессов задействована давальческая схема. В системе она реализована в виде неких “виртуальных складов”, где факт производства отражается как операции комплектации-разукомплектации на этих складах. Таким образом, простыми методами (с помощью складского модуля) была смоделирована схема автоматизации некоторых производственных процессов.

Для управления логистическими процедурами (в частности, внутренними, между филиалами, перемещениями товаров с привлечением стороннего транспорта) была создана небольшая подсистема, которая также основана на использовании возможностей складского модуля. Для отслеживания подобных продолжительных (не одномоментных) перемещений создается виртуальный склад под названием “Товары в пути в место "N"”, где и происходит учет всех процессов перемещения.

Для заказчика было важным также и то, что бухгалтерский модуль (“ТБ.Бухгалтерия”) новой системы обладает широкими возможностями: он автоматически считает все налоги по первичной информации, так что, как утверждают разработчики, проблем с налоговым учетом у бухгалтеров возникнуть не должно. Кроме того, пользователю работать с ним не сложнее, чем, к примеру, с “Турбо Бухгалтером”. По свидетельству главного бухгалтера “Аниона” Любови Елисеевой, существенным преимуществом здесь является возможность легкой параметрической настройки, которую способен сделать сам пользователь.

Новая система “ТБ.Корпорация” стартовала. Часть пути по превращению в работающий программный комплекс, реально помогающий в управлении предприятием, ею уже пройдена. Но впереди еще немало интересного.    

Компания “Анион”

- ООО “Анион” было основано в 1992 г.

- Область деятельности - производство крупногабаритных изделий и тары из пластических масс и дистрибуция комплектующих и заготовок из конструкционных пластмасс.

- Среди клиентов - компании “Кока-кола”, “Марс”, ряд крупнейших пивных комбинатов.

- В 2001 г. выпущено 36 тыс. изделий и 15 т материалов.

Информационная система предприятия.

- 18 рабочих мест (в том числе три - на удаленных филиалах).

- С одной информационной базой данных работают четыре подразделения: производственный отдел, отдел сбыта, склад и бухгалтерия.

- Объем информации, вводимой в ИС, - более 20 тыс. документов в год.

- В картотеках-справочниках компании значится несколько тысяч контрагентов и свыше 1000 товарных позиций.