ПРОЕКТЫ

         

Управлять городом нелегко, особенно таким мегаполисом, как Москва. Этим занимается множество ведомств, но их усилия нередко приводят к анекдотическим ситуациям, когда улицу заливают свежим асфальтом, а на следующий день роют на том же месте траншею. Почему так происходит? Очевидно, одно ведомство не знает, что делает другое. Чтобы покончить с неразберихой, необходимо наладить обмен информацией между службами города. Именно это и пытаются делать в Москве с помощью информационных систем на базе ГИС-технологий. Их разработкой и поддержкой занимается Научно-производственное предприятие “Гранит-Центр” (www.granit.ru), специализирующееся на автоматизации муниципальных и государственных структур управления.

Как навести порядок в городском хозяйстве

В Центральном административном округе (ЦАО) применяется комплексная картографическая информационно-справочная система, включающая ряд подсистем для решения задач различных подразделений префектуры.

Система учета объектов капитального строительства и реконструкции. Это - первая часть комплексной системы, создание которой началось в 1998 г. Как рассказал начальник отдела разработки “Гранит-Центра” Николай Щеголев, в то время префектура приобрела серверы и ПО для сбора информации о строительных объектах на территории округа. В результате была создана система с Интернет-архитектурой, которая сейчас применяется в ЦАО (см. PC Week/RE, № 37/2000, с. 27). Пользоваться ею несложно - достаточно иметь ПК, подключенный к интрасети ЦАО, и браузер. Вся информация хранится централизованно на сервере в СУБД Oracle 9i, которая содержит картографическую информацию, табличные и текстовые данные. Обслуживанием картографической информации занимается программа MapGuide фирмы Autodesk, а качестве сервера приложений применяется ColdFusion компании Macromedia. Хотя первоначальные затраты префектуры, по словам Николая Щеголева, были досточно высоки, они себя оправдали. Оказалось, что вычислительной мощности этого комплекса хватит для решения и других задач округа. К настоящему времени “Гранит-Центр” построил целый ряд продуктов, использующих то же самое аппаратное и программное обеспечение и имеющих аналогичную Интернет-архитектуру.

С помощью “Системы учета объектов капитального строительства и реконструкции” можно узнать все о состоянии любого здания

Система информационного обеспечения объектов потребительского рынка. Ее эксплуатация началась весной прошлого года. Она представляет собой базу данных по размещению объектов мелкорозничной торговли (ларьков, лотков и других уличных торговых мест) с наглядным отображением на карте округа. В ней хранится подробная информация о любом торговом объекте, содержащая его историю, описание текущего состояния, фотографии объектов, а также копии регистрационных документов. Но главное достоинство этой системы не в доступе к данным, а в возможности полного контроля процесса уличной торговли. “Сейчас технология работы в ЦАО построена так, что вне системы невозможно выдать разрешение на право торговли, - объяснил Николай Щеголев. - Человек приносит документы в управу, где они сканируются, проверяются и заносятся в базу данных. Только после этого система формирует разрешение на право торговли”. В результате число всевозможных “лазеек” резко снижается, а в системе централизованным образом скапливается вся информация о том, что происходит в секторе мелкорозничной торговли. Это позволяет проводить анализ данных, например, проверять, как соблюдаются правила размещения торговых объектов (их число и состав планируется заранее, исходя из количества жителей). В настоящее время доступ к системе имеют только чиновники округа, но планируется сделать часть информации общедоступной, чтобы желающие открыть новый ларек могли с ней ознакомиться.

Система информационного обеспечения стационарных объектов. Сейчас в эксплуатацию вводится еще одна аналогичная система, ориентированная уже не на ларьки, а на магазины и торговые центры. Как рассказал Николай Щеголев, она устроена немного по-другому, но полностью совместима с первой.

Весной прошлого года запущена система информационного обеспечения комплекса окружной инфраструктуры. Она служит для контроля за ремонтом и реставрацией фасадов зданий в центральной части Москвы.

Пока все системы используются только в ЦАО, однако, по словам Николая Щеголева, их можно тиражировать, используя затем в других округах. Необходимо установить сервер для централизованного хранения информации и организовать каналы связи.

Как победить бездорожье

Система мониторинга улично-дорожной сети создана по заказу Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Она служит для ввода и анализа количественных характеристик текущего и капитального ремонта дорожных покрытий. Ее эксплуатация началась два года назад, и сейчас примерно 20 московских организаций пользуются ею для получения и анализа сведений о ремонте, ходе работ по разметке дорожных покрытий, благоустройстве дорог, установке светофоров и дорожных знаков. Вся информация отображается на карте Москвы. Основу системы также составляет Интернет-архитектура. Во все округа проведены оптоволоконные линии связи, которые связывают центральный сервер с удаленными рабочими местами. Существует регламент информационного взаимодействия. Сначала “Дирекции единых заказчиков” округов вносят в систему информацию о запланированных работах (на год или на месяц вперед). Затем исполнители вводят данные о ходе их проведения. Раньше они сдавали отчеты на бумаге только раз в месяц, а теперь предоставляют их ежедневно. Очевидно, что такой подход упрощает контроль за проведением работ. Затем подключается дорожная инспекция, которая вводит в систему свои замечания. Все эти сведения сохраняются в системе. В результате в любое время можно посмотреть всю историю ремонта данной улицы и принять решение о необходимости новых работ. Но это еще не все возможности данной системы.

Система мониторинга улично-дорожной сети позволяет получить сведения об истории ремонта каждой улицы

Система сканирования дорожного покрытия. Вводить информацию в систему мониторинга можно не только вручную. Автоматизировать этот процесс удалось два года назад, когда появился специальный автомобиль, который сканирует дорожное покрытие, выявляя все неровности и повреждения. Полученная линейная растровая картинка автоматически преобразуется в карту выбоин и неровностей, передается в Систему мониторинга улично-дорожной сети и используется для принятия решения о необходимости ремонта. Как рассказал Николай Щеголев, пока есть лишь один такой чудо-автомобиль, но уже принято решение увеличить их число.

Система мониторинга транспортных потоков, разработанная по заказу Управления транспортной связью г. Москвы, осуществляет сбор, хранение и предоставление сведений о состоянии и организации дорожного движения в Москве. Она развивается с февраля прошлого года и пока проходит отладку, а в следующем году будет запущена в эксплуатацию. В ней использован такой же подход, как и в предыдущих. На карту нанесена информация об организации дорожного движения по улицам Москвы плюс сведения об интенсивности движения. Данные поступают от различных организаций, периодически выполняющих их сбор, а также от датчиков системы “Старт”, установленных на отдельных участках дорог. Задача системы - анализ информации для принятия решений об организации дорожного движения. Следует отметить, что хотя обе дорожные системы физически установлены в совершенно разных местах, они интегрированы между собой с помощью оптоволоконных линий связи. Это позволяет пользователям получить наиболее полную картину состояния дорог и транспортных потоков.

От выборов до переписи

“Выборы” - система мониторинга, которая в настоящее время применяется в Центральном, Южном, Юго-Западном и Восточном округах. Ее цель - предоставление избирателям оперативной информации о ходе голосования и предварительных результатах выборов, а также о границах избирательных округов и избирательных участков, кандидатах, составах окружных, территориальных и участковых комиссий, адресах их размещения и телефонах. При проведении выборов система действует в реальном времени - данные поступают напрямую из ГАС “Выборы” с задержкой не более пяти минут, а доступ к ней можно получить с сайтов округов. Предусмотрены и некоторые аналитические функции. Например, можно посмотреть сведения о всех старых выборах.

“Перепись” - эта система еще не готова, но уже есть сайт (census.granit.ru), на котором представлены новости, правовые документы, касающиеся переписи, сведения о переписчиках и другая информация. Скоро будет подключена карта и система начнет работать, правда, только в Центральном округе.

Планы на будущее

Как отметил Николай Щеголев, основная задача развития информационных систем - повышение уровня их интеграции. Уже сейчас с комплексной системой ЦАО интегрирована правовая база данных “Кодекс” и система электронного документооборота “Гранит-Центра”, установленная в Центральном округе. Такая интеграция позволяет получить от информации больше отдачи. Дело в том, что когда на одни сведения, например о строительстве и реконструкции, накладываются другие - о потребительском рынке, ремонте дорог и транспортных потоках, и все эти данные можно в комплексе посмотреть и спланировать, то количество систем переходит в качество. Появляется возможность собрать максимально полную информацию о некотором участке Москвы и проанализировать ее с разных сторон.