Samsung Electronics “взращивает” торговую марку

Мировая экономика переживает сложные времена. Прежде казавшиеся незыблемыми критерии преуспевания компаний, такие, как высокие котировки акций на ведущих биржах и растущие штаты специалистов, подверглись жесткой переоценке. На фоне падения Nasdaq, Dow Jones и других ведущих мировых биржевых индексов на первый план начали выходить новые рыночные показатели - ориентиры для инвесторов, работников и потребителей. Среди них - стоимость торговой марки (Brand Equity): ежегодный рейтинг фирм по этому признаку с прошлого года вычисляется исследовательской компанией Interbrand (www.interbrand.com) и публикуется в журнале BusinessWeek.

Эрик Ким - главная фигура Samsung

Electronics в области маркетинга

Brand Equity - нетрадиционный показатель, не числящийся в корпоративной финансовой отчетности. Тем не менее аналитики полагают, что он лучше, чем, скажем, производственные или технологические достижения, свидетельствует об успехе компании, поскольку обладатель дорогой торговой марки даже в худшие времена может рассчитывать на продажу своей продукции по максимально возможным ценам, легче выходит на новые рынки и имеет другие преимущества. Методику расчета Brand Equity нельзя назвать простой, она основана не на определении предпочтений покупателей, а на строгом анализе финансовых потоков, поэтому мировой или региональный финансовый климат может оказывать заметное влияние на результат оценки (с методикой можно ознакомиться на сайте Interbrand).

Пятого августа был обнародован рейтинг Brand Equity за 2002 г. При его анализе наибольший интерес представляют два параметра - собственно стоимость торговой марки и динамика ее изменения. Рейтинг этого, как, впрочем, и прошлого года возглавляет Coca-Cola. Ее торговая марка за год подорожала на 1% и сегодня стоит 69,6 млрд. долл. Далее в списке идут сразу пять технологических компаний: Microsoft (64,1 млрд. долл., -2%), IBM (51,2 млрд. долл., -3%), General Electric (41,3 млрд. долл., -3%), Intel (30,9 млрд. долл., -11%) и Nokia (30,0 млрд. долл., -14%). Среди самых преуспевающих с точки зрения роста Brand Equity - Samsung Electronics (34-е место; 8,3 млрд. долл., +30%) и Dell (31-е место; 9,2 млрд. долл., +12%). Если вполне стабильное положение лидеров рейтинга особого удивления не вызывает, то взлет корейского гиганта заслуживает отдельного разговора.

Как сказал недавно посетивший Москву вице-президент Samsung Electronics по маркетингу Эрик Ким (Eric B. Kim), они фактически сделали первую попытку выйти в лидеры. “Мы умеем ловить нужные моменты”, - добавил топ-менеджер, имея в виду падение котировок акций европейских и американских предприятий. По его словам, Samsung Electronics ставит целью в 2005 г. попасть в число обладателей не только самых дорогих, но и одновременно самых известных торговых марок, к которым сегодня г-н Ким относит, в частности, Sony и Panasonic. Пока же в выборке рейтинга Brand Equity 2002, касающейся производителей электронной продукции, Samsung Electronics занимает 9-е место вслед за IBM, General Electric, Intel, Nokia, HP, Sony, Compaq и Dell.

А вот по данным рейтинга Info Tech 100, представленного агентством Standard & Poor’s и опубликованного в BusinessWeek 24 июня, корейская компания заняла 1-е место среди ИТ-фирм мира. При составлении этого рейтинга учитывались такие показатели, как доход и прибыль, темп роста прибыли и доходность на акционерный капитал.

Главной причиной успешного развития после известного азиатского экономического кризиса Эрик Ким назвал диверсификацию бизнеса. Если прежде главный доход Samsung Electronics приносило производство микросхем памяти, то сегодня их доля в общем объеме продаж составляет порядка 10%. Нынешняя структура корпорации включает четыре главных подразделения (данные по состоянию на первое полугодие 2002 г.) - Digital Appliance Network (10% оборота), Digital Media Network (26%), Device Solution Network (31%) и Telecommunication Network (29%). Остальные виды бизнеса приносят еще 4%. Каждое подразделение является номером один в мире по отдельным категориям продуктов. Так, Device Solution Network владеет 27% рынка DRAM, 26% - SRAM и 20% - TFT-LCD. Подразделение Telecommunication Network - главный мировой производитель CDMA-телефонов (26% рынка), а Digital Appliance Network - лидер по микроволновым печам (24% рынка). Группа Digital Media Network - номер один в мире по выпуску цветных мониторов (22% рынка), видеомагнитофонов (20%) и номер два по оптическим накопителям (13%) и DVD-плейерам (17%). Фактически столь широкий спектр продуктов и накопленная экспертиза в области производства как полупроводниковых компонентов, так и продуктов для конечных потребителей позволяют позиционировать Samsung Electronics как ориентированного на экспорт (и располагающего соответствующей логистической инфраструктурой) поставщика решений для дома, офиса и мобильных пользователей. Компания демонстрирует и исключительно сильный маркетинг: затраты здесь возросли с 580 млн. долл. в 2000 г. до 870 млн. долл. в 2001-м.

Как сообщил г-н Ким, сегодня они особое внимание уделяют развитию трех технологических направлений, в которых рассчитывают выйти в лидеры рынка. Это - цифровое телевидение, лазерные принтеры и средства мобильной связи третьего поколения. Надо отметить, что Samsung постоянно увеличивает инвестиции в исследования и разработки. Так, в 2001 г. они составили 2 млрд. долл. против 1,6 млрд. долл. в 2000-м. В качестве перспективных областей также названы сферы ПО, сервисов и контента, где компания намерена вступать в стратегические альянсы с ведущими игроками рынка, в частности с сервис-провайдерами.

Что касается России, то на ее территории рост бизнеса вице-президент Samsung Electronics считает ключевым фактором развития всей корпорации. Впрочем, высокая активность корейской компании в нашей стране всем хорошо известна и в комментариях не нуждается.

Версия для печати