Удивительно порою складываются обстоятельства жизни: какие-то предметы, появившись почти случайно, затем приживаются, становясь частью этой самой жизни и обретая в ней “постоянную прописку”. Вот и в 1995 г. (уже семь лет назад!) случаю было угодно, чтобы Александр Плитман *1, в ту пору заместитель главного редактора одного из компьютерных изданий, предложил мне сделать обзор деятельности учебных центров (УЦ), только начинавших тогда свой бизнес-путь (в большинстве своем при “материнских” фирмах). Могла ли я тогда предполагать, что эта тематика станет для меня одной из любимых, а за деятельностью персонажей того, первого, обзора с интересом буду наблюдать и дальше? Три года спустя, сразу после дефолта, подобный обзор (сделанный мною, однако, в основном на материале докризисном) был опубликован в журнале PC Magazine/RE, а в сентябре 1999-го, когда первые последствия кризиса удалось преодолеть, - в PC Week/RE. Снова прошло три года, и нынешний сентябрь - пожалуй, самое подходящее время, чтобы вернуться к вечно актуальной теме обучения, посмотреть, как чувствуют себя наши персонажи, и вообще каков он сегодня, рынок образовательных услуг в области ИТ.

_____

*1. Ныне - главный редактор издания CRN/RE (“ИТ-бизнес”).

Итак, действующие лица

Участниками нашего сегодняшнего обзора будут десять учебных центров. Большинство из них, а точнее, семь фигурировали и в предыдущих материалах, что свидетельствует об их устойчивом положении на рынке. Разумеется, здесь мы не станем пытаться их ранжировать и тем более утверждать, что отобраны лучшие из лучших; но можно уверенно сказать, что все перечисленные УЦ хорошо известны среди специалистов и пользуются заслуженным авторитетом.

Основные параметры, характеризующие их деятельность, приведены в табл. 1. Добавим также, что если три года назад лицензией на образовательную деятельность (напомню, что одним из важнейших ее полезных свойств является освобождение от налога на добавленную стоимость) обладала лишь половина УЦ, то сегодня ее имеют все.

Таблица 1. Ведущие учебные центры (в алфавитном порядке)

Что еще изменилось за это время? Компании, в том числе и УЦ, стали более открытыми: свой финансовый оборот, к примеру, указали 60%, тогда как четыре года назад таких было 40%. Почти все за прошедший период активно развивали свои партнерские и филиальные сети.

Если говорить о какой-либо классификации, то наши персонажи по своему “происхождению” *1 могут быть сгруппированы в три класса: возникшие на базе вузов (“САМАН-МАТИ”, “Специалист” и Redcenter); выделившиеся из соответствующих компаний (“Академия АйТи”, “Сетевая академия ЛАНИТ”, “Интерфейс”, “Информзащита”, “Микротест”); существующие сами по себе (“Микроинформ”, “Звезды и С”). Конечно, такое деление весьма условно и не отражает всех деталей взаимодействия УЦ с материнской организацией или родительским вузом, однако, как показывает практика, родословная УЦ все же сильно влияет на результаты его деятельности. Так, костяк курсов, читаемых в УЦ второй группы, составляют технологии, продвигаемые материнской компанией, а на программы первой группы влияние оказывают как родительское учебное заведение, так и научные интересы директора. Например, “генетическая связь” Redcenter с факультетом вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова, на мой взгляд, определила выбор направления деятельности этого УЦ по продвижению “тяжелых” продуктов и технологий (Oracle, Sun Microsystems и т. д.). Тяготение профессора Гуснина к Интернет-технологиям (во многом благодаря его усилиям и деятельности его УЦ в МАТИ два года назад была организована соответствующая кафедра) нашло выражение в том, что “САМАН-МАТИ” стал одним из первых УЦ, где появилось дистанционное обучение. Наконец, тот уникальный рывок (по числу слушателей, курсов, финансовым результатам), который в последние годы сделал ЦКО “Специалист”, не в последнюю очередь обусловлен (и Дмитрий Гудзенко об этом нередко говорит) школой Бауманского института: действительно, за 172 года его существования здесь накоплен огромный опыт массового обучения технических специалистов как общеобразовательным дисциплинам (к ним сегодня можно отнести начальную компьютерную подготовку), так и более сложным предметам (продукты и технологии Graphisoft ArchiCAD, Corel, CompTIA A+, Autodesk, Oracle и др.). Имеющийся в нынешнем МГТУ им. Н.Э. Баумана опыт преподавания разнообразных дисциплин помог этому УЦ не замкнуться на нескольких авторизованных треках, а постоянно расширять их число, не забывая и о разработке собственных авторских курсов.

_____

*1. В настоящее время каждый из них представляет собой отдельное юридическое лицо.

Здесь мы плавно переходим к тому, что и как преподают в учебных центрах сегодня.

Курсы и преподаватели

Общее представление о характере, объеме преподаваемых курсов, а также о цене обучения дает табл. 2. Как и три года назад, все УЦ подчеркивают, что за рубежом стоимость аналогичных курсов в 2-5 раз выше, чем в России.

Таблица 2. Основные характеристики деятельности УЦ

Мнения руководителей УЦ о наиболее востребованных направлениях обучения практически не расходятся. В качестве таковых почти все назвали Microsoft (особенно подготовку к экзаменам на статусы MCSA, MCSE и MCDBA; постоянным спросом пользуются также курсы по Visual Basic и Visual C++). Многие отмечали повышенный интерес заказчиков к технологиям Oracle (Redcenter, “Академия АйТи”, “Микротест”, “Сетевая академия ЛАНИТ”), Sun (“Академия АйТи”, Redcenter), Cisco Systems (“САМАН-МАТИ”, Redcenter, “Микротест”), информационной безопасности (“Академия АйТи”, “Информзащита”, “САМАН-МАТИ”, “Микроинформ”, “Сетевая академия ЛАНИТ”). Как отметила Зоя Попова (“Информзащита”), “особым спросом в последнее время пользуются курсы по обучению работе с различными средствами защиты информации - к счастью, потребитель приходит к выводу, что, приобретая подобные средства для дорогостоящей информации, важно в минимальные сроки научиться использовать их с максимальной эффективностью”.

По мнению Дмитрия Гудзенко (“Специалист”), по-прежнему высокий спрос сохраняется на обучение пользователей, а сейчас к нему в этом УЦ прибавились курсы по различным аспектам компьютерной графики, проектированию и 3D-моделированию (AutoCAD и 3D-Max).

Стараясь отвечать на запросы рынка, учебные центры активно вводят в свой обиход наиболее популярные направления. Так, в нынешнем году курсами по технологиям Oracle свое расписание пополнили “САМАН-МАТИ”, “Сетевая академия ЛАНИТ”, “Специалист” и “Микротест”, по продуктам Cisco - Redcenter; различные аспекты информационной безопасности помимо УЦ “Информзащита” (новые курсы “Безопасность сетей на базе Linux/Unix”, “Технологии обнаружения атак”, “Выбор системы обнаружения атак”, “Расследование компьютерных инцидентов”) собираются освещать “Академия АйТи”, Redcenter, “Микроинформ”, “САМАН-МАТИ” и “Сетевая академия ЛАНИТ”. По-прежнему высока популярность курсов управленческой направленности, и учебные центры разворачивают соответствующие программы, начиная от освещения систем управления проектами (MS Project’2002 в УЦ “Специалист” и “Звезды и С”) и заканчивая управленческим циклом курсов для руководителей в УКЦ “Интерфейс”, в котором рассматриваются как теоретические вопросы управления проектами, так и применение ИТ разного уровня для целей менеджмента. В “Академии АйТи”, где “Школа управления проектами” существует уже давно, сделан еще один шаг - здесь совместно с Академией народного хозяйства, МГУ им. М. В. Ломоносова и Государственным университетом управления запущены три различных программы обучения CIO.

Посидим, послушаем+

По свидетельству многих топ-менеджеров УЦ, слушатель нынче пошел весьма требовательный. Высоко ценятся “интенсивные практические занятия и преподаватели, имеющие опыт работы с программными средствами, о которых они рассказывают” (Зоя Попова), “новизна и актуальность курсов, возможность всесторонней, комплексной подготовки в одном УЦ специалистов, способных отвечать за все основные компоненты ИС” (Марина Слепцова). Увеличиваются и требования к комфортности обучения (Олег Литвин). Однако ведущую роль играет “человеческий фактор”: выбирают прежде всего преподавателя, тем более что основной набор курсов (самых востребованных) сегодня предлагается во многих УЦ. Как свидетельствует Елена Чиннова, “если раньше лишь единичные заказчики просили выслать резюме преподавателя, то сейчас ситуация обратная - редко, когда заказчик не поинтересуется практическим опытом специалиста УЦ, проводящего курс”.

В целом политика учебных центров по отношению к слушателям строится достаточно гибко: практикуются разнообразные скидки (например, “при заказе двух курсов третий вы получаете бесплатно” - “Академия АйТи”), бесплатные ознакомительные семинары (“Специалист”, “Интерфейс”, “Информзащита”), гостевые курсы (“Сетевая академия ЛАНИТ”), совместные маркетинговые акции с вендорами и многое другое.

Разумеется, состав учащихся напрямую зависит от ассортимента предлагаемых курсов. Так, из табл. 3 хорошо видно, что доля слушателей, направленных организациями (как правило, оплачивающими обучение), наиболее велика в УЦ, предлагающих курсы по корпоративным ИТ, а, скажем, в “Специалисте”, который лишь недавно начал активно работать в этом секторе рынка, две трети слушателей - частные лица, оплачивающие свое обучение самостоятельно. Впрочем, ввиду существенных скидок последним нередки случаи, когда за наличные деньги обучаются и специалисты, направляемые организациями.

Таблица 3. Слушатели УЦ

Обращает на себя внимание и немалая доля (в среднем около 35%) слушателей, записавшихся на курсы через Интернет (на сайте УЦ); три года назад их было совсем немного.

Услуги: до, в процессе и после обучения

Теперь - о пакете сопутствующих услуг, которые предоставляются слушателям.

Как предварительную услугу следует, видимо, рассматривать информирование потенциальных клиентов. Еще несколько лет назад УЦ, ориентированные на корпоративных заказчиков, констатировали недостаточность рекламы о себе и своих услугах. Сегодня этой проблемы практически не существует - благодаря Интернету; хотя, как считает Игорь Морозов (“Академия АйТи”), “главным и самым эффективным маркетинговым инструментом, который и на корпоративном рынке работает лучше всего, как и прежде, остается метод “из уст в уста” - рекомендации и отзывы тех, кто уже прошел обучение”. На сайтах можно заранее узнать расписание курсов - УЦ размещают здесь планы занятий на три-шесть месяцев вперед (и, заметим, стараются соблюдать; отмена курса у большинства УЦ считается ситуацией экстраординарной).

В стандартный комплект, включаемый в стоимость обучения, входят (помимо учебных материалов) обеды (как правило, в ресторане или собственной столовой) и кофе, пользование Интернетом, междугородным телефоном, бронирование гостиницы. В “Специалисте” для иногородних сюда прибавляется еще встреча в аэропорту и услуги спорткомплекса.

Как о некой гарантии качества обучения практически все УЦ заявляют, что если слушатель недоволен данным преподавателем, то он может повторно пройти курс у другого. Правда, так же дружно сообщается, что за весь период этой возможностью у них воспользовались всего один-два человека. Почему? С одной стороны, все, конечно, стараются держать марку; с другой - на повторный курс надо немало времени; а с третьей - есть и иные средства, чтобы избежать подобного поворота событий: внутренняя система контроля качества (“Академия АйТи”, Redcenter), дополнительные консультации (“САМАН-МАТИ”), предоставление аудиторий с консультантом и добавочного аудиторного времени для самостоятельной работы (“САМАН-МАТИ”; “Специалист” - здесь это время равно примерно половине продолжительности курса). Последнее важно как для начинающих (у которых дома может не быть компьютера для выполнения заданий и тренировки), так и для специалистов, желающих непосредственно в процессе обучения закрепить и развить навыки, полученные на занятиях. Характерно, что ценность такой услуги понимают именно в УЦ при вузах.

Еще об одной гарантийной мере сегодня сообщили лишь два УЦ - “Сетевая академия ЛАНИТ” и “Звезды и С” (тогда как три года назад об этом говорили почти все): если их выпускник в течение года покидает компанию, направлявшую его на курсы, его преемника УЦ обучает бесплатно. Эта мера называется “защитой инвестиций клиента”. Однако, на мой взгляд, гораздо сподручнее такую защиту обеспечить самому клиенту: во избежание подобных ситуаций с работником можно заключить контракт.

Неплохим способом привлечения на курсы частных лиц является трудоустройство. Для этого, к примеру, в “Специалисте” организовано собственное кадровое агентство. Помощь в поиске работы предоставляет и УКЦ “Интерфейс”, размещающий на своем сайте резюме слушателей.

Рынок обучения: состояние и тенденции

Касаясь общего объема отечественного рынка услуг обучения, руководители УЦ высказывали разные мнения: оценки варьировались в диапазоне от 6 до 40 млн. долл. (доля Москвы в этом объеме - от 30 до 60%). Однако даже беглый подсчет суммарного оборота нашей десятки (если четыре отсутствующие цифры условно оценить в 4 млн. долл.) дает около 13 млн. долл. в год. Следовательно, даже по самым скромным оценкам годовой объем рынка должен быть ближе к верхней из названных границ, нежели к нижней.

Олег Литвин (“Микроинформ”) привел свои расчеты: “На данный момент количество компьютеров в России близко к 5 млн. Если считать, что приблизительно половина используется в профессиональной деятельности и для поддержания работы 50 ПК требуется хотя бы один ИТ-специалист, то мы получаем, что для нормальной работы 2,5 млн. машин требуется как минимум 50 тыс. профессионалов с хорошей подготовкой. Если теперь учесть, что стоимость одного авторизованного курса в среднем равна 400 долл., то минимальный объем рынка обучения в области ИТ приближается к 20 млн. долл. Подготовка специалиста по серверному продукту (например, по Windows 2000, Linux) предполагает в среднем прохождение двух курсов. Тогда приведенная цифра возрастает до 40 млн. долл. Теперь предположим, что для профессиональной работы на компьютерах требуется 2,5 млн. пользователей. В среднем один курс подготовки пользователя стоит 100 долл. Значит, объем рынка их подготовки будет примерно равен 250 млн. долл., что в сумме с предыдущей цифрой дает 300 млн. долл.”. Если учесть периодичность обновления ПО ведущих фирм, то подобная оценка не представляется избыточной, тем более что здесь не учтены напрямую такие виды сертифицированного тренинга, как, например, обучение пользователей ПО “1С”, которое также проводится в авторизованных (компанией “1С”) УЦ, и т. п. Эта цифра будет еще менее удивительной, если провести сравнение “в мировом масштабе”: по данным IDC, объем рынка корпоративного ИТ-обучения в 2002 г. оценивается в 24 млрд. долл., а через три года достигнет 32 млрд. долл.

Одной из современных тенденций является пристальное внимание субъектов нашего сегмента к дистанционному обучению. Оценки перспектив и здесь весьма разнообразны: от сдержанно-пессимистической - “доля этой ниши никогда не станет весомой” (“Микроинформ”) до вполне радужной (“Сетевая академия ЛАНИТ”, “Специалист”, Redcenter). Интересно, что мировые тенденции в этом плане так же противоречивы, как и предположения наших персонажей: в Европе и США ситуация диаметрально противоположна (см. табл. 4).

Таблица 4. Доходы от разных видов ИТ-обучения (в млрд. долл.)*

Наконец, не могу удержаться, чтобы не привести еще одну сравнительную табличку, освещающую объемы, освоенные десятью ведущими московскими УЦ, и являющуюся плодом моих уже семилетних наблюдений за данным сектором нашего ИТ-рынка (табл. 5).

Таблица 5. Динамика развития УЦ

Сравнение данных в табл. 1, 3 и 5 показывает, что темпы роста героев нашего обзора достаточно стабильны: за три года по первым трем строкам табл. 5 все они выросли примерно в 2,5 раза. Среднее же число слушателей увеличивалось с большей скоростью: в 3,2-3,6 раза (за тот же период). На этом фоне обращает на себя внимание следующий факт: если средний рост этого показателя у первых девяти УЦ составил примерно 1,8 раза (с 14 200 в 1998-м до 25 120 в 2001-м), то в УЦ “Специалист” годичное число слушателей увеличилось в 18,2 раза (с 1800 до 32 820). доля УЦ “Специалист” по общему количеству слушателей среди десяти участников обзора к концу 2000 г. равнялась примерно 41%, общее число курсов составляло 42, причем доля авторизованных курсов была невелика (около 5%). За период 2001-2002 гг. первая из этих цифр возросла до 55%, а курсов стало 200, из которых 45% - авторизованных. Отметим, что еще совсем недавно, в 1998 г., доля “Специалиста” по числу обучаемых составляла 11%, то есть в тот момент все игроки находились практически в равных условиях. Эти данные подкрепляются и финансовыми результатами, вызывающими удивление даже у некоторых экспертов рынка. Такая динамика, безусловно, является следствием активной маркетинговой политики, совершенствования методики преподавания и интенсификации труда преподавателей.

А всем учебным центрам в этой ситуации остается пожелать скорейшего освоения спрогнозированных г-ном Литвиным трехсот миллионов долларов. Впрочем, если они будут развиваться так же динамично, как “Специалист” в последние три года, то результаты не заставят себя ждать.

К автору можно обратиться по адресу: tatyana@bogat.msk.ru.

Версия для печати