РЕЦЕНЗИИ

Синтес Антони. Освой самостоятельно объектно-ориентированное программирование за 21 день. Москва - Санкт-Петербург - Киев: Вильямс, 2002. - 672 с.

В наши дни весьма распространено мнение, что объектно-ориентированный подход (ООП) гарантирует быструю и качественную реализацию крупных программных проектов. Однако не только менеджеры, но часто и сами программисты плохо понимают, что же это означает на практике, нередко сводя ООП к использованию где надо и где не надо классов и методов вместо привычных структур данных и процедур. Даже те, кто довольно грамотно применяют ООП, часто делают это скорее на интуитивном уровне.

Рецензируемая книга призвана объяснить программисту, владеющему навыками обычного структурного программирования, в чем заключается объектно-ориентированный подход и как его применять на практике. Как и все пособия серии “Освой самостоятельно... за 21 день”, она состоит из 21 урока, рассчитанного на изучение в течение трех недель.

На первой неделе рассматриваются три “кита” объектно-ориентированного программирования - инкапсуляция, наследование и полиморфизм. Большое внимание уделяется не только раскрытию данных понятий, но и усвоению навыков их применения. Кроме того, автор сразу предостерегает читателя от многих типичных ошибок в использовании ООП.

Цель автора - не просто объяснить, что такое ООП, но и научить применять его, и вторая неделя полностью посвящена этому. Изучаются все стадии создания программ - объектно-ориентированный анализ, проектирование, программирование и тестирование. В процессе анализа и проектирования используется унифицированный язык моделирования UML, кратко рассматриваемый здесь же.

Третья неделя отводится практическим занятиям, на которых закрепляются знания и умения, полученные в предыдущие 14 дней: в течение последних семи уроков разрабатывается и реализуется программа карточной игры в “двадцать одно” (Blackjack).

В приложениях приведены ответы на предлагаемые вопросы, учебник языка Java для начинающих, справочник по UML, список литературы и полный листинг игры.

Большое достоинство книги состоит в том, что автор рассматривает объектно-ориентированный подход в комплексе, не ограничиваясь только программированием. При этом упор сделан на практическое усвоение материала, которое облегчается благодаря большому количеству примеров. Нельзя, однако, согласиться с аннотацией, утверждающей, что “материал запоминается автоматически, читателю даже не приходится прилагать каких-либо усилий”. Книга требует внимательного и вдумчивого отношения, особенно на первой неделе. Язык иногда слишком тяжеловесный, хотя в целом материал воспринимается хорошо. Не всегда удачен перевод, в то же время редактор русского издания добавил несколько полезных примечаний. Недостатком является отсутствие CD-ROM или хотя бы дискеты с текстами примеров, что создает определенные неудобства.

В целом книгу можно рекомендовать программистам с высокой квалификацией, но недостаточно знакомым с ООП и желающим разобраться в нем подробно и обстоятельно. Начинающим же программистам она, пожалуй, покажется сложной.

Версия для печати